Примерная тематика контрольных работ
1. Понятие и составляющие науки.
2. Субъект научной деятельности.
3. Особенности научной деятельности.
4. Наука как система научных учреждений и научных отраслей.
5. Основные подходы к изучению науки.
6. Неопозитивизм как логико-познавательный подход к исследованию науки.
7. Требования к научной теории с позиций постпозитивизма.
8. Внутренние и внешние детерминанты развития науки (интернализм (когнитивизм) и экстернализм (социологизм).
9. Механизм взаимодействия науки и культуры.
10. Традиционалистский («восточный») и техногенный («западный») типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
11. Ценность научной рациональности.
12. Функции науки в жизни общества
13. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
14. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
15. Античная логика и математика.
16. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах.
17. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.
18. Западная и восточная средневековая наука.
19. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
20. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.
21. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.
22. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.
23. Формирование науки как профессиональной деятельности.
24. Становление социальных и гуманитарных наук.
25. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
26. Многообразие типов научного знания.
27. Структура и сущность эмпирического знания.
28. Структура и сущность теоретического знания.
29. Исторические формы научной картины мира.
30. Механизмы порождения научного знания и их историческая изменчивость.
31. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
32. Традиция, новации, эволюция, революция в науке.
33. Внутридисциплинарные и междисциплинарные механизмы научных революций.
34. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.
35. Глобальные революции и типы научной рациональности.
36. Современная постнеклассическая наука: главные характеристики и тенденции.
37. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.
38. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
39. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.
40. Новые этические проблемы науки
41. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
42. Проблемы экологической этики в современной западной философии.
43. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
44. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
45. Научные сообщества и их исторические типы
46. Подготовка научных кадров.
47. Компьютеризация науки и её социальные последствия.
48. Проблема государственного регулирования науки.
Примерная тематика эссе (допускается корректировка тем в индивидуальном порядке)
1. Категории бытия, материи, времени, пространства, движения, развития, закономерности в философии и науке.
2. Диалектика, ее основные законы, категории, принципы.
3. Проблема познаваемости мира в истории философии и науки.
4. Концепции истины.
5. Особенности социального познания.
6. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
7. Научная картина мира и объективная реальность.
8. Инновации и преемственность в развитии науки.
9. Естественные и технические науки, «естественное» и «искусственное».
10. Особенности теоретических исследований в современном неклассической науке.
11. Дисциплинарная организация современной науки и междисциплинарные научные сообщества.
12. Научная и техническая этика, социальная ответственность ученого.
13. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
14. Философские проблемы современной космологии: вселенная в научной картине мира.
15. Специфика субъекта, объекта и предмета; истинности и рациональности; веры, сомнения и знания в социально-гуманитарном познании.
16. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
17. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.
18. Научное и ненаучное социальное знание.
19. Наука как вид власти.
20. Наука как фактор политической игры: когнитивные и нравственные аспекты.
Тестовые задания.
1. Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода
- системного;
- аналитического;
- индуктивного;
- дедуктивного.
2. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался)
- знание;
- вера;
- опыт;
- здравый смысл.
3. Метод эмпирической индукции разработал
- Р. Декарт;
- Г. Гегель;
- Ф. Бэкон;
- Г. Лейбниц.
4. Метод рациональной дедукции разработал
- Р. Декарт;
- Ф. Бэкон;
- Г. Гегель;
- Г. Лейбниц.
5. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал
- Л. Витгенштейн;
- И. Лакатос;
- К. Поппер;
- Б. Рассел.
6. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется
- дедукция;
- доказательство;
- аргументация;
- рассуждение.
7. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется
- эмпиризм;
- агностицизм;
- скептицизм;
- сенсуализм.
8. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется
- дедукция;
- индукция;
- экстраполяция;
- аналогия.
9. Принцип верифицируемости как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал
- Л. Витгенштейн;
- Б. Рассел;
- Р. Карнап;
- И. Лакатос.
10. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется
- заключение;
- основная часть;
- введение;
- оглавление.
11. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется
- моделирование;
- сравнение;
- измерение;
- идеализация.
12. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать
- Б. Рассел;
- Р. Карнап;
- К. Поппер;
- И. Лакатос.
13. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется
- индукция;
- дедукция;
- аналогия;
- аргументация.
14. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания называется
- суждением;
- синтезом;
- умозаключением;
- выводом.
15. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется
- синтезом;
- мышлением;
- фантазией;
- анализом.
16. Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется
- брошюра;
- монография;
- диссертация;
- словарь.
17. Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется
- языком;
- речью;
- теорией;
- интерпретацией.
18. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, называется
- понятие;
- представление;
- восприятие;
- умозаключение.
19. Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется
- книга;
- брошюра;
- монография;
- словарь.
20. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, называется
- знанием;
- интерпретацией;
- правдой;
- истиной.
21. Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется
- ощущение;
- восприятие;
- представление;
- понятие.
22. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется
- софистика;
- релятивизм;
- эклектика;
- догматизм.
23. Метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии, называется
- эклектика;
- диалектика;
- метафизика;
- софистика.
24. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется
- догмат;
- теорема;
- постулат;
- закон.
25. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется
- провиденциализм;
- эмпиризм;
- сциентизм;
- антисциентизм.
26. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется
- гипотезой;
- концепцией;
- теорией;
- аргументом.
27. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, называются
- закономерности;
- категории;
- законы логики;
- теории.
28. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется
- предмет познания;
- субъект познания;
- объект познания;
- предмет практики.
29. Предварительное и проблематичное суждение называется
- предположение;
- мнение;
- домысел;
- взгляд.
30. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется
- методология;
- гносеология;
- герменевтика;
- пропедевтика.
Приложение №2