Философия и история технических наук

1. Специфика философского осмысления техники и технических наук: предмет, сферы, задачи, методология и т.д.

2. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое».

3. Эволюция технического знания в истории философии: предметно-орудийная, техническая и инженерная, научно – техническая деятельности.

4. Становление «технического эксперимента», природа и техника, «естественное» и «искусственное».

5. Развитие системных и кибернетических представлений в технике.

6. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.

7. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов.

8. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса.

9. Методологические основания формирования философии техники в XX в.

10. Идея технократии в работах философов XX в. (К. Поппер, Ю. Хабермас, П. Фейерабенд и т.д.).

Приложение 4

Примеры тестовых заданий

Вариант № 1

Вопрос №1Направление философии науки, признающее основными факторами развития науки научную традицию, межсубъектные отношения между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, личностное самоутверждение ученого, социальную природу научного познания носит название

1. история философии науки

2. метафизика

3. постнеклассическая философия науки

4. эпистемологический фундаментализм

Вопрос №2Элементами научного знания являются

1. символ

2. теория

3. объект

4. факт

Вопрос №3Функциями, которые выполняет философия по отношению к науке, являются

1. культурно-воспитательная

2. логико-гносеологическая

3. гуманистическая

4. эвристическая

Вопрос №4Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется

1. сциентизмом

2. волюнтаризмом

3. антисциентизмом

4. провиденциализм

Вопрос №5Ярчайшим представителем агностицизма является

1. Л.Фейербах

2. Г.Гегель

3. Кант

4. К.Маркс

Вопрос №6В рамках научных изысканий в Новое время использовался ….. и эскперимент

1. природный

2. реальный

3. теоретический

4. мысленный

Вопрос №7Укажите логические законы, открытые Аристотелем, имеющие ключевое значение для научного познания

1. закон тождества

2. закон исключенного третьего

3. закон отрицания отрицания

4. закон единства и борьбы противоположностей

Вопрос №8Представителем современной философии науки считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является

1. И. Лакатос

2. П. Фейерабенд

3. О.Конт

4. К.Поппер

Вопрос №9Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название

1. квантово-релятивистской

2. механической

3. натуралистической

4. креационистской

Вопрос №10Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется

1. эмпиризмом

2. анархизмом

3. механицизмом

4. агностицизмом

Вариант № 2

Вопрос №1Неполное знание, исключающее ложь и заблуждение, называется

1. относительной истиной

2. верой

3. опытом

4. абсолютной истиной

Вопрос №2Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технический прогресс и выступающее против них, называется

1. фидеизмом

2. технократизмом

3. солипсизмом

4. антисциентизмом

Вопрос №3Отрасль исследования научного знания, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания, взаимодействие науки с другими социальными институтами, называется

1. науковедением

2. этикой

3. социологией

4. наукометрией

Вопрос №4Наука как социальный институт складывается

1. в ХVII–ХVIII вв.

2. в VI–V вв. до н.э.

3. на заре человечества

4. в ХХ в.

Вопрос №5Первой формой классического идеала науки был

1. математический

2. гуманитарный

3. физический

4. технический

Вопрос №6 Эмпирический метод научного познания, характеризуемый как целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, называется

1. наблюдением

2. умозаключением

3. воображением

4.экспериментом

Вопрос №7Родоначальником французского рационализма и автором известного произведения «Рассуждение о методе» является

1. Р.Декарт

2. Г. Башляр

3. П.Гольбах

4. Т.Гоббс

Вопрос №8Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется

1. индетерминизмом

2. моделированием

3. доказательством

4. наблюдением

Вопрос №9Научное допущение или предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется

1. понятием

2. методологией

3. гипотезой

4. истиной

Вопрос №10 Высшим научным учреждением в России является

1. НИИ

2. РАН

3. МГУ

4. РАСХН

Вариант № 3

Вопрос №1Впервые ограничить рост населения планеты для решения социально-экономических задач предложил

1. О.Конт

2. Т.Мальтус

3. И.Кант

4. А.Эйнштейн

Вопрос №2Основными принципами, лежавшими в основе научных изысканий в эпоху Средних веков, были

1. креационизм

2. логицизм

3. витализм

4. ревеляционизм

Вопрос №3Основным положением логического позитивизма как философии науки было утверждение о том, что

1. философия и логика несовместимы

2. логика науки есть набор знаний о природе, обществе и человеке

3. научная философия возможна только как логический анализ языка науки

4. логистика аккумулирует знания о природе и обществе, но не о человеке

Вопрос №4Автором знаменитого произведения «Наука логики» является

1. И.Фихте

2. И.Кант

3. К.Маркс

4. Г.Гегель

Вопрос №5Социальная функция науки направлена на

1. разработку планов социального и экономического развития

2. исследование проблемы истины

3. решение глобальных проблем современности

4. формулировку гипотез об общих тенденциях развития общества

Вопрос №6Русским мыслителем, считавшим, что философия дает частным наукам «…форму безусловной необходимости и всеобщности (всеединства), то есть форму истинного знания», был

1. П.Л.Лавров

2. Н.А.Бердяев

3. В.И.Вернадский

4. В.С.Соловьев

Вопрос №7К основным критериям научности относятся

1. спонтанность

2. проверяемость

3. обоснованность

4. уникальность

Вопрос №8Подход к проблеме развития научного знания утверждающий, что наука есть процесс постепенного накопления фактов, теорий, истин, называется

1. интернализм

2. антикумулятивизм

3. кумулятивизм

4. экстернализм

Вопрос №9Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется

1. синкретизмом

2. законом

3. консенсусом

4. следсвием

Вопрос №10Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания, называется

1. абсолютом

2. методом познания

3. интуицией

4. техникой

Вариант № 4

Вопрос №1Метод эмпирического исследования, устанавливающий тождество или различие исследуемых объектов называется

1. сравнением

2. налогией

3. осприятием

4. дедукцией

Вопрос №2Познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение, называется

1. аргументацией

2. индукцией

3. фаллибилизмом

4. дедукцией

Вопрос №3Целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки, называется научным (-ой)

1. потенциалом

2. проблемой

3. картиной мира

4. рациональностью

Вопрос №4Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется

1. мировоззрением

2. научной теорией

3. мышлением

4. убстратом

Вопрос №5Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является

1. Г.Лейбниц

2. Б.Спиноза

3. Ф.Бэкон

4. Р.Декарт

Вопрос №6Метод эмпирического исследования, позволяющий выявить количественные характеристики изучаемой реальности, называется

1. измерением

2. комбинаторикой

3. аналогией

4. синтез

Вопрос №7Логический путь от общего к частному называется

1. фальсификацией

2. индукцией

3. дедукцией

4. верификацией

Вопрос №8Коллектив исследователей, объединенный общей исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемый выдающимся ученым, называется

1. стратой

2. научной школой

3. классом

4. нацией

Вопрос №9Тип развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, называется

1. прогрессом

2. синергетикой

3. модернизацией

4. иерархией

Вопрос №10Одним из структурных компонентов концепции этоса науки Р. Мертона, признающим исходным стимулом научной деятельности бескорыстный поиск истины, является

1. организованный скептицизм

2. всеобщность

3. универсализм

4. незаинтересованность

Приложение 6

Наши рекомендации