Новое Время и Просвещение. 1.6.1. Формирование естественных наук имело опреде­ ляющее значение для философии

1.6.1. Формирование естественных наук имело опреде­
ляющее значение для философии Нового времени (б).

1.6.2. Идеи Платона определенно возрождались в социаль­
ной утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (б).

1.6.3. Концепции двойственной истины придерживался Ф.
Бэкон в своей теории познания. «Истины откровения», т.е. ис­
тины о боге, теологической; и истины философии, т.е. истины
познанной, созерцаемой (г).

1.6.4. Общественная польза и улучшение жизни людей —
вот смысл, призвание и задачи науки, по убеждению Ф. Бэко­
на (в).

1.6.5. Родоначальником европейского материализма и эм­
пиризма явился Ф. Бэкон, по мнению большинства историков
философии (в).

1.6.6. Эмпирия — это опыт, опирающийся на эксперимент,
по Ф. Бэкону (а).

1.6.7. Логику Аристотеля опровергает Ф. Бэкон в «Новом
Органоне» (б).

1.6.8. Индукция — основной рабочий метод Ф. Бэкона (г).

1.6.9. Идол рода, или заблуждение, связанное с особенно­
стями человеческой природы. Постижение действительности
только по человеческим меркам (а).

1.6.10. «Во всем должно сомневаться» — de omnibus dubi-
tandum est — вот исходный момент рассуждений Декарта (б).
Он отличается от безоговорочной веры Тертуллиана (а), гума­
нистических воззрений Данте (в) и девиза Ф. Бэкона (г).

1.6.11. Субстанция — это и есть действительная идея вещи
в нас, о которой писал Декарт (а).

1.6.12. Мыслящее Я для Декарта не нуждается «... ни в ка­
ком месте и не зависит ни от какой материальной вещи» (в).

1.6.13. Материя и духовная субстанция существуют неза­
висимо друг от друга, по мысли Декарта (б).

1.6.14. Протяженность (распространенность) является
главным атрибутом материи, по Декарту (б).

1.6.15. Рациональную дедукцию Декарт считал основным
методом получения истинных и практически полезных фак­
тов (в).

1.6.16. Картезианство — так в истории философии называ­
ют целый ряд философских направлений, развивающих идеи
Декарта, поскольку латинская транскрипция его имени — Re-
natus Cartesius (a). '

1.6.17. Сосуществование духовного и материального, по
Мальбраншу, определяется приоритетом души, сущностью
которой является мышление (б).

1.6.18. Философия Декарта сыграла значительную роль в
становлении механистического естествознания (б).

1.6.19. Идеи Эпикура переосмыслил Пьер Гассенди (б). Его
привлекла атомистическая философия древнегреческого фи­
лософа, которую он рассмотрел в трудах «Комментарий о
жизни, нравах и учении Эпикура» и «Система философии
Эпикура». В последней работе Гассенди наиболее цельно из­
ложил собственное учение. При этом он критиковал схоласти­
ческий аристотелизм, но пытался примирить эпикуреизм и
христианство, отвергая лишь материалистические представле­
ния Эпикура о душе.

1.6.20. Как свойство наших суждений о вещах понимал ис­
тину Томас Гоббс (б).

1.6.21. Субстанция, с точки зрения Гоббса, акциденцией не
является(б). «Акциденция» — это свойство материи, которое
может изменяться, и является объективным источником ощу-

щений. «Субстанция» — это понятие Декарта. В частности, критикуя онтологическое доказательство бытия божия, Гоббс отрицает божественную субстанцию Декарта, т.к. последова­тельное отрицание врожденных идей логически приводит к тому факту, что человек не может иметь врожденной идеи бо­га (божественной субстанции).

1.6.22. Естественным состоянием Гоббс называет «склон­
ность людей вредить себе взаимно... » (б). В работе «Основы
философии о государстве и общественном устройстве» он пи­
сал: «...естественным состоянием людей, раньше чем они
вступили в общество, была лишь война, и не простая, но война
всех против всех». В этой войне, указывал Гоббс, не может
быть победителей, потому единственный выход для человече­
ства — образование общества, которое основано не только на
«общественном соглашении», но обязательно предполагает
общественную власть.

1.6.23. Только когда каждый человек добровольно отрека­
ется от права владеть самим собой, возникает государство, по
Гоббсу (г). В «Левиафане»он писал о процессе формирования
«общественной власти», которая «держит в узде и направляет
все действия людей к общественному благу».

1.6.24. Государство заменяет законы природы законами
общества, считал Гоббс (в).

1.6.25. Монархическую государственную власть оправды­
вал Гоббс (а). Только сильная абсолютистская государствен­
ная власть способна устранить все остатки «естественного со­
стояния» человека — «войны всех против всех». Она призвана
ликвидировать все споры и беспорядки. Правитель-суверен,
опираясь на разум, должен заботиться о материальном и ду­
ховном совершенствовании своих подданных. Его же власть
ограничивается законами.

1.6.26. Душа человека — это человеческая мысль, как чис­
тый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта,
по мнению Джона Локка (в). Он отрицал теологические пред­
ставления о познании души, а также — декартовские «врож-

Новое Время и Просвещение. 1.6.1. Формирование естественных наук имело опреде­ ляющее значение для философии - student2.ru Новое Время и Просвещение. 1.6.1. Формирование естественных наук имело опреде­ ляющее значение для философии - student2.ru Новое Время и Просвещение. 1.6.1. Формирование естественных наук имело опреде­ ляющее значение для философии - student2.ru Новое Время и Просвещение. 1.6.1. Формирование естественных наук имело опреде­ ляющее значение для философии - student2.ru денные идеи» и лейбницевские «врожденные принципы». Душа, по Локку, — «tabula rasa», чистая доска, заполняемая письменами опыта посредством чувственного познания.

1.6.27. Ощущение является основой всякого познания, со­
гласно Локку (а).

1.6.28. Размышление, по Локку — это процесс возникнове­
ния сложных идей на основе обобщения простых идей (г).
Сложные идеи не могут появиться непосредственно на осно­
вании чувств или рефлексии. Так, представление о простран­
стве мы получаем на основе чувственного восприятия рас­
стояния, размеров отдельных тел и т.д.

1.6.29. К номинальной сущности относятся, по Локку, все
внешние отличительные черты золота (а). «Реальная» его
сущность в том, что оно состоит из частичек, недоступных
нашему восприятию. Следовательно, мы ее не знаем (опреде­
ленный скептицизм).

1.6.30. Свобода человека, по мнению Локка, ограничена
свободой других людей, точнее, «естественным законом», ко­
торый гласит: «никто не имеет права ограничивать другого в
его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». «Естествен­
ный закон» Локка отражал основные интересы человека его
времени — равенство, личную свободу и свободу предприни­
мательства (в).

1.6.31. Идею «разделения властей» впервые предложил
Локк (в). Он различал власть «законодательную» и «федера­
тивную». Его обоснование такого разделения повлияло на
всех французских просветителей.

1.6.32. Необычный для философского произведения гео­
метрический метод изложения применил Спиноза в своей
«Этике» (в).

1.6.33. Учение о субстанции лежит в основе философской
системы Спинозы. «Истинной является лишь одна субстанция,
атрибутами которой являются мышление и протяженность
или природа», — писал философ. Учение о субстанции дается
в первой части «Этики» (в).

1.6.34. Объективацией философии Декарта, с точки зрения
Гегеля, была философия Спинозы (г).

1.6.35. Пять частей «Этики» Спинозы в правильной после­
довательности:

1.0 Боге (б)

2. О природе и происхождении мысли (г)

3. О происхождении и аффекте (в)

4. О человеческой несвободе, или о силе аффектов (д)

5. О силе разума, или о человеческой свободе (а).

1.6.36. Бог и субстанция (природа) — это одно понятие, с точ­
ки зрения Спинозы (см. часть 1 «О боге» в работе «Этика») (а).

1.6.37. «Модус» у Спинозы — это единичная конечная
вещь (б). В отличие от субстанции и ее атрибутов, то, что ха­
рактеризуется модусами, имеет существование, покоящееся на
«внешней причине». Это существование не только конечно,
но характеризуется изменением и движением в рамках про­
странства и времени. Между модусами существуют внешнее
воздействие и внешние связи.

1.6.38. Модус есть «природа сотворенная», по мысли Спи­
нозы, или «natura naturata», в отличие от «природы творящей»
— «natura naturans» (б).

1.6.39. В природе существует жесткий механистический
детерминизм, считал Спиноза (в).

1.6.40. Произвол является, в представлении Спинозы, про­
тивоположностью свободы человека (в).

1.6.41. Спиноза был сторонником демократии (а).

1.6.42. «Монада»в учении Г. В. Лейбница — это простая
субстанция (б). «Единая субстанция» и «духовный модус»-
термины Спинозы. Понятие «объективная акциденция» ис­
пользовал в своей философии Гоббс.

1.6.43. Гармония существует между монадами Лейбница (б).

1.6.44. Монады у Лейбница между собой различны. Каждая
монада имеет собственную определенность, является носителем
определенных качеств, чем отличается от всех остальных (б).



 



1.6.45. Монады высшей степени развития или монады-духи
в учении Лейбница способны к апперцепции, т.к. только они
наделены сознанием (в). Низшие монады способны к пассив­
ному восприятию (перцепции) (б); монады-души способны к
ощущению и ясному представлению.

1.6.46. По теории Лейбница, в телах неживой природы со­
держатся монады, обладающие перцепцией (а).

1.6.47. Лучшим из возможных миров является наш мир, по
Лейбницу (б).

Несовершенство мира и наличие в нем зла являются необ­ходимыми условиями гармонии мира как целого.

1.6.48. По Лейбницу: «Ничего нет в разуме, что не прошло
бы раньше через чувства, кроме самого разума». Философ
имел в виду свое представление о врожденной способности к
мышлению и образованию понятий или идей (б).

1.6.49. Логика, по мнению Лейбница, есть наука о «всех
возможных мирах» (в).

1.6.50. «Быть» означает быть воспринимаемым ощущения­
ми, согласно философии Джорджа Беркли (в).

1.6.51. Беркли отрицал существование материи (а).

1.6.52. Духовные причины действуют в мире, с точки зре­
ния Беркли (в).

1.6.53. Отношения бесконечного творчества существуют
между впечатлениями и идеями, согласно теории Д. Юма (в).
Он писал: «Хотя кажется, что наше мышление имеет неогра­
ниченную свободу, мы выясняем при более близком знаком­
стве, что оно, собственно, ограничено весьма узкими грани­
цами и что вся эта творческая сила духа есть не более чем
способность складывать, перекладывать, увеличивать либо
уменьшать материал, который нам поставляют чувства и
опыт».

1.6.54. «Отношения реальных вещей» и «отношения
идей» Юм усматривал в деятельности человеческого разу­
ма (а).

1.6.55. Монтескье так писал о законах в своей знаменитой
работе 1747 г. «О духе законов» (б).

1.6.56. Естественные законы не относятся к «позитивным»
законам Монтескье (а).

1.6.57. Закон «мира всех со всеми», по Монтескье, был ес­
тественным доисторическим состоянием человечества (б).

1.6.58. Направление «географического детерминизма» бы­
ло положено в работе «О духе законов» Ш. Монтескье (б).

1.6.59. Человек — существо общественное, по Вольтеру (в).

1.6.60. Когда встретились мошенник и глупец, полагал
Вольтер, возникла религия (г).

1.6.61. Вольтер признавал политическое равенство людей:
равенство всех перед законом (в).

1.6.62. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство
имущественное (б).

См. его работы: «Рассуждение о происхождении и причи­нах неравенства между людьми» и «О причинах неравенства», в которых он отвергает частную собственность.

1.6.63. Руссо отстаивал добродетель (в).

1.6.64. Развитие культуры формирует у человека искусст­
венные потребности, считал Руссо (б).

1.6.65. Объединенный народ Руссо считал единственно
справедливым правителем общества (в).

1.6.66. Общая воля, полагал Руссо, может руководить си­
лами государства (а). Он писал: «Между волей всех и общей
волей часто существуют большие различия. Общая воля при­
нимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех прини­
мает во внимание частные интересы и является совокупно­
стью индивидуальных воль, если вычтем от этих воль плюс и
минус, которые взаимно противоположны, остается как итог
различий общая воля». Гегель полагал, что «общая воля» Рус­
со — скорее «разумная воля».

1.6.67. Гражданское право обретает человек посредством
общественного договора, согласно Руссо (в). Он писал: «С


 



общественным договором теряет человек свою собственную свободу и неограниченное право на все, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и право собственности на все, что имеет».

1.6.68. Дени Дидро был идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» (г).

Наши рекомендации