Раздел V Теория познания и философия науки

Тема №13 Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

(2 часа)

Ключевые понятия: гносеология, познание, гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, эмпиризм (сенсуализм), рационализм, формы чувственного познания, формы логического познания, логика, объективная истина, относительная истина, абсолютная истина, релятивизм, метод, диалектика, эпистемология, научная истина.

Вопросы семинара

1. Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблема познаваемости мира в философии. Основные гносеологические позиции.

2. Структура познавательного процесса: уровни и формы познания. Познание как творчество.

3. Проблема истины в философии и ее основные концепции. Особенности научной истины.

Методические указания

Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), Вам необходимо:

1. В первом вопросе – охарактеризовать формы познания человеком мира и себя в мире (обыденное познание, миф, религия, искусство, наука, философия); рассмотреть проблему познаваемости мира в истории философии и в современной гносеологии, проанализировать основные гносеологические позиции (гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм).

2. Во втором вопросе – дать анализ структуры познавательного процесса, т. е. субъекта и объекта познания, уровней и форм познания; показать взаимосвязь чувственного и логического познания, эмпирического и теоретического, а также роль практики в познании; раскрыть особенности познания как творческой деятельности.

3. В третьем вопросе – раскрыть содержание понятия «истина», рассмотреть ее различные определения в классической и неклассической философии, определить особенности научной истины и показать ее роль в научном познании и практическом преобразовании мира.

Темы рефератов

1. Современные концепции истины.

2. Специфика социогуманитарного познания.

3. Особенности познавательных действия в современной науке.

4. Диалектика абсолютной и относительной истины.

5. Релятивизм в современной эпистемологии.

Учебные материалы

Таблицы и схемы

Уровни и формы познания

Уровни Формы
Духовно-практический   Обыденный опыт; мифология; религия; искусство
Духовно-теоретический Философия; наука.

Основные гносеологические позиции

Позиции Содержание Представители
1. Гносеологический оптимизм Мир познаваем в своей сущности Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, П. Гольбах, К. Маркс
2. Скептицизм Сомнение в возможности получения истинного знания о мире Пиррон, С. Эмпирик, Д. Юм
3. Агностицизм Мир в своей сущности непознаваем Д. Юм, И. Кант

1.3. УРОВНИи формыПОЗНАНИЯ[7]

Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru

Основные гносеологические направления

Направление Содержание Представители
1.Эмпиризм (сенсуализм) Источник истинного знания – чувственные данные и эмпирический опыт. «В разуме нет ничего, чего бы ранее не было в чувствах» Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Беркли, Д.Юм
2. Рационализм Разум – основа познания и критерий истины. «В разуме нет ничего, кроме самого разума» Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Г.Гегель

Интерпретации истины

 
  Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru

Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru ИСТИНЫ

Раздел V Теория познания и философия науки - student2.ru

субстанциональная
корреспондентская
логическая
релятивистская
конвенциональная
прагматическая
экзистенциалистская
диалектико-материалистическая

2. Учебная литература

Наши рекомендации