Пространство и время – всеобщие формы существования материи

В широком смысле пространство и время являются описаниями структуры бытия, зафиксированной в понятии пространства как формы взаимодействия, сочетания, события, во времени – как длительности, сменяемости объектов, их состояний и стадий.

Пространство и время задают исходные ориентации, на основе которых строится любая известная картина мира; эти понятия являются предельно абстрактными характеристиками бытия: они намечают исходные порядки, контуры и ритмы, обусловливающие более конкретные представления человеком определенных процессов и явлений, их духовное, теоретическое и практическое освоение. Содержание пространства – времени бывает: социальным, историческим, астрономическим, биологическим, психологическими, художественным, философским.

Существует два основных подхода к пониманию пространственно – временных характеристик движения материи:

1) субстанциональный (Демокрит, Ньютон): пространство и время – самостоятельные сущности, независимые от материи (пустоты, в которых двигаются тела). Свойства пространства и времени неизменны, универсальны, абсолютны при любых обстоятельствах во всем мире. Например, согласно Ньютону, пространство неизменно, неподвижно, его свойства не зависят:

- ни от чего (в том числе и от времени);

- от материальных тел;

- от движения.

Из пространства можно убрать все тела, и все же пространство останется и свойства его сохранятся. Время, с точки зрения Ньютона, течет одинаково во всей Вселенной и не зависит ни от чего, а потому оно абсолютно.

2) релятивный (относительный) (Платон, Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн): пространство и время понимаются как формы бытия материи, неотделимые от ее свойств на каждом уровне упорядочивания (космическом, социальном, биологическом, неорганическом).

Вывод: Пространство и время – формы движущейся материи, они не безразличны к своему содержанию, каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно – временной структурой.

Лекция VIII. Диалектика и ее альтернативы.

“Диалектика есть постижением

противоречий в единстве”

Г. Гегель

План

1. Принципы диалектики.

2. Категории диалектики.

3. Законы диалектики.

4. Альтернативы диалектики.

Принципы диалектики.

Диалектика является современной теорией развития всего сущего, адекватно отражающей его эволюцию в своих принципах, категориях и законах.

Развитие – определенно направленное необратимое изменение объекта; понятие, характеризующее качественные изменения объектов; понятие, которое наряду с понятиями движения, становления, процессуальности позволяет описывать изменчивость вселенной, возникновение природных форм, биологических видов, индивидов, преобразование общественных систем.

В философском употреблении развитие фиксирует бытие системы как единство прогресса и регресса, обновления и разрушения, самоутверждения и самоуничтожения. Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем – переход от высшего к низшему, понижение уровня организации системы.

В XVII – XIX вв. в характеристике развития приобрел особый вес критерий новизны – развитие рассматривалось как появление новых вещей и идей:

– в природе – возникновение структур, функций систем;

– в обществе – создание новых технических приспособлений, обнаружение

ресурсов, формирование средств для теоретической и практической

деятельности.

В XIX в. понятие развития приобретает дополнительные основания в усложняющейся человеческой деятельности, в логике связей, возникающих в системах действий, средств и предметных результатов. Начинают доминировать количественные определения развития в промышленности, экономике, науке и т.д.

Во второй половине XIX в. распространились концепции системности, нелинейности, противоречивости развития, которое характеризовалось соотношением изменчивости и устойчивости. Развитие в таком контексте оказывается саморазвитием системы и выражает ее противоречивость, тождественность и нетождественность себе, оформленность и открытость, устойчивость к самоизменению и сохранению.

В XX в. идея всеобщности развития разрабатывалась как идея полифонического развития, характеризуемая многомерностью. Понятие системности развития теперь вписывается в картину взаимодействия, сочетания, соизмерения, соразвития различных систем и процессов.

Взаимодействие – процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма изменения состояния тел. Через всеобщую связь явлений (пространственную, временную, генетическую, причинно-следственную, внутреннюю и внешнюю, динамическую и статическую и др.) реализуется единство материального мира, детерминированность (обусловленность) любого явления другими процессами.

Наряду с постоянной связью каждого объекта с ближним и далеким окружением в системах, существует также и относительная автономность и независимость чрезвычайно разделенных в пространстве и времени тел, особенно если их существование относится к различным историческим временам и они физически не могут взаимодействовать между собой.

Принцип (с лат. – начало, основа) в философском смысле – фундаментальное положение, сущностная основа определенной теории, концепции. Для диалектики как философской теории развития такими принципами являются:

– развития;

– всеобщей связи;

– противоречия;

– отрицания;

– скачкоподобности.

В более широком смысле принципами диалектики являются: причинность, целостность, системность, отражения, историзма, материального единства мира, практики и т.д.

Вывод: Принципы развития и всеобщей связи имеют огромное

методологическое значение и являются фундаментальными

положениями диалектики как философской теории развития.

Категории диалектики.

Категории (от греч. – высказывание, признак) диалектики – это универсальные логические формы мышления, отражающие общие связи, свойства и отношения объективной действительности; их особенностями являются: объективность, связь с практикой, историчность, подвижность. Категории – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Все категории диалектики можно поделить на два вида: субстанциональные и соотносительные (структурные и детерминационные). К категориям, фиксирующим определенные общие свойства объективной действительности, которые употребляются отдельно, безотносительно к другим (единичным) относятся: материя, пространство, время, скачок, мера, противоречие и т.д. Это субстанциональные категории диалектики.

Структурные категории диалектики отражают устройство, “организованность бытия”: единичное – общее; часть – целое; форма – содержание; простое – сложное и т.д.

Детерминационные категории диалектики отражают связи взаимозависимости, взаимной обусловленности вещей и процессов: причина – следствие; явление – сущность; необходимость – случайность; возможность – действительность и т.д.

Соотносительные категории диалектики (структурные и детерминационные) в своей совокупности отражают соотношение между всеобщими характеристиками, сторонами бытия – репрезентируют собой универсальные закономерности реального мира и вместе с тем, принципы его познания и преобразования.

Вывод: Категории диалектики отражают наиболее общие и существенные

свойства, законы природы, общества и мышления; посредством этих

категорий выявляется сущность бытия в форме всеобщей связи и

взаимодействия.

Законы диалектики.

Среди всеобщих (равно проявляющихся в процессах развития всех уровней структурно организованного бытия) законов развития бытия традиционно выделяют три закона диалектики:

– закон единства и борьбы (противостояния) противоположностей [раскрывает источник развития];

– закон перехода количественных изменений в качественные [вскрывает механизм развития];

– закон отрицания отрицания [характеризует направленность развития].

Наши рекомендации