Тема №10 «Познание, сознание, развитие»

1. Выберите номер правильного ответа.

Сознание – часть психологической жизни, им обладают:

1. Все живые организмы

2. Все живые организмы, имеющие нервную систему

3. Только человек – существо биосоциальное

2. Выберите номер правильного ответа.

Сознание – рефлексия, рассуждение – промежуточное состояние «между жизнью духа в Боге» и «бессознательной жизнью нашего тела» - это идея:

1. Религии

2. Материализма

3. Идеализма

3. Выберите номер правильного ответа.

Сознание – это высшая форма психического отражения действительности. Оно проявляется через нейрофизиологическую активность мозга человека.

1. Материализм ХХ века

2. Вульгарный материализм

3. Идеализм

4. Выберите номер правильного ответа.

Создал учение о второй сигнальной системе:

1. И. П Павлов

2. И. М. Сеченов

3. И.И. Мечников

5. Выберите номер правильного ответа.

Отражение в нашем сознании отдельных свойств предмета, его чувственный образ - это:

1. Ощущение

2. Понятие

3. Представление

6. Выберите номер правильного ответа.

Отражение органами чувств предмета в целом, его целостный образ – это:

1. Умозаключение

2. Понятие

3. Восприятие

7. Выберите номер правильного ответа.

Абстрактный образ, включающий наиболее общие свойства конкретных предметов, называется:

1. Суждением

2. Понятием

3. Умозаключением

8. Выберите номер правильного ответа.

Отношение нескольких понятий с помощью утверждения или отрицания чего-либо:

1. Умозаключение

2. Суждение

3. Представление

9. Выберите номер правильного ответа.

Целостный, чувственный образ предмета, воспроизводимый посредством памяти:

1. Восприятие

2. Ощущение

3. Представление

10. Выберите номер правильного ответа.

Чувственно-предметная деятельность человека, направленная на преобразование мира и самого себя:

1. Практика

2. Мышление

3. Теория

11. Выберите номер правильного ответа.

Отражение действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях:

1. Мышление

2. Практика

3. Производство

12. Выберите номер правильного ответа.

Содержание наших знаний, совпадающее с действительностью и не зависящее от сознания субъекта – называется:

1. Объективной истиной

2. Субъективной истиной

3. Относительной истиной

13. Установите соответствие.

Направление гносеологии Основная идея
1. Релятивизм А. Истина всегда относительна
2. Догматизм В. Истина – абсолютна и неизменна

14. Установите соответствие.

Метод научного познания Его сущность
1. Наблюдение А. Изучение объекта в естественных условиях
2. Эксперимент В. Изучение объекта в искусственных условиях
3. Анализ С. Мысленное или вещественное объединение вещей
4. Синтез D. Мысленное или вещественное разложение на части

15. Выберите номер правильного ответа

Устойчивая, необходимая, повторяющаяся для данной группы явлений связь, называется:

  1. Законом
  2. Поводом
  3. Причиной

16. Выберите номер правильного ответа.

Наиболее общие понятия, в которых закрепляются базовые для науки знания, называются:

  1. Свойства
  2. Категории
  3. Понятия

17. Выберите номер правильного ответа

Учение о всеобщих связях и развитии называется:

  1. Идеализмом
  2. Материализмом
  3. Диалектикой

18. Выберите номер правильного ответа

Отношения, стороны которого исключают друг друга, называются:

  1. Различием
  2. Противоположностью
  3. Тождеством

19. Выберите номер правильного ответа

Отношение, сторонами которого являются противоположности, находящиеся в единстве и борьбе, называется:

  1. Различием
  2. Противоположностью
  3. Противоречием

20. Выберите номер правильного ответа

Совокупность свойств, характеризующих данный предмет, тождественная с предметом определённость,

  1. Качество
  2. Количество
  3. Явление

21. Выберите номер правильного ответа

Совокупность свойств, характеризующих данный предмет, через множество и величину.

1. Качество

2. Количество

3.Явление

22. Выберите номер правильного ответа

Граница, в пределах которой количественные изменения не ведут к качественным:

  1. Мера
  2. Сущность
  3. Явление

23. Установите соответствие.

Наименование закона Его доля в диалектике
1. Закон единства и борьбы противоположностей А. Определяет форму развития, её спиралевидный характер
2. Закон отрицания отрицания В. Определяет источник развития

24. Установите соответствие.

Наименование закона Его доля в диалектике
1. Закон единства и борьбы противоположностей А. Раскрывает механизм развития
2. Закон перехода количественных изменений в качественные В. Определяет источник развития

25. Выберите номер правильного ответа

Объективная причинно-следственная связь – это:

  1. Детерминизм
  2. Номинализм
  3. Формализм

Вопросы семинара:

  1. Проблема сознания в истории философии
  2. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания
  3. Ступени и формы познания
  4. Материализм о природе сознания. Теория отражения
  5. Сознательное и бессознательное в поведении человека
  6. Язык и мышление
  7. Законы диалектики.
  8. Законы и категории.
  9. Теория истины
  10. Роль практики в познании

Семинар № 6 «Человек и общество»

Выполните задания:

Наши рекомендации