Тема №10 «Познание, сознание, развитие»
1. Выберите номер правильного ответа.
Сознание – часть психологической жизни, им обладают:
1. Все живые организмы
2. Все живые организмы, имеющие нервную систему
3. Только человек – существо биосоциальное
2. Выберите номер правильного ответа.
Сознание – рефлексия, рассуждение – промежуточное состояние «между жизнью духа в Боге» и «бессознательной жизнью нашего тела» - это идея:
1. Религии
2. Материализма
3. Идеализма
3. Выберите номер правильного ответа.
Сознание – это высшая форма психического отражения действительности. Оно проявляется через нейрофизиологическую активность мозга человека.
1. Материализм ХХ века
2. Вульгарный материализм
3. Идеализм
4. Выберите номер правильного ответа.
Создал учение о второй сигнальной системе:
1. И. П Павлов
2. И. М. Сеченов
3. И.И. Мечников
5. Выберите номер правильного ответа.
Отражение в нашем сознании отдельных свойств предмета, его чувственный образ - это:
1. Ощущение
2. Понятие
3. Представление
6. Выберите номер правильного ответа.
Отражение органами чувств предмета в целом, его целостный образ – это:
1. Умозаключение
2. Понятие
3. Восприятие
7. Выберите номер правильного ответа.
Абстрактный образ, включающий наиболее общие свойства конкретных предметов, называется:
1. Суждением
2. Понятием
3. Умозаключением
8. Выберите номер правильного ответа.
Отношение нескольких понятий с помощью утверждения или отрицания чего-либо:
1. Умозаключение
2. Суждение
3. Представление
9. Выберите номер правильного ответа.
Целостный, чувственный образ предмета, воспроизводимый посредством памяти:
1. Восприятие
2. Ощущение
3. Представление
10. Выберите номер правильного ответа.
Чувственно-предметная деятельность человека, направленная на преобразование мира и самого себя:
1. Практика
2. Мышление
3. Теория
11. Выберите номер правильного ответа.
Отражение действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях:
1. Мышление
2. Практика
3. Производство
12. Выберите номер правильного ответа.
Содержание наших знаний, совпадающее с действительностью и не зависящее от сознания субъекта – называется:
1. Объективной истиной
2. Субъективной истиной
3. Относительной истиной
13. Установите соответствие.
Направление гносеологии | Основная идея |
1. Релятивизм | А. Истина всегда относительна |
2. Догматизм | В. Истина – абсолютна и неизменна |
14. Установите соответствие.
Метод научного познания | Его сущность |
1. Наблюдение | А. Изучение объекта в естественных условиях |
2. Эксперимент | В. Изучение объекта в искусственных условиях |
3. Анализ | С. Мысленное или вещественное объединение вещей |
4. Синтез | D. Мысленное или вещественное разложение на части |
15. Выберите номер правильного ответа
Устойчивая, необходимая, повторяющаяся для данной группы явлений связь, называется:
- Законом
- Поводом
- Причиной
16. Выберите номер правильного ответа.
Наиболее общие понятия, в которых закрепляются базовые для науки знания, называются:
- Свойства
- Категории
- Понятия
17. Выберите номер правильного ответа
Учение о всеобщих связях и развитии называется:
- Идеализмом
- Материализмом
- Диалектикой
18. Выберите номер правильного ответа
Отношения, стороны которого исключают друг друга, называются:
- Различием
- Противоположностью
- Тождеством
19. Выберите номер правильного ответа
Отношение, сторонами которого являются противоположности, находящиеся в единстве и борьбе, называется:
- Различием
- Противоположностью
- Противоречием
20. Выберите номер правильного ответа
Совокупность свойств, характеризующих данный предмет, тождественная с предметом определённость,
- Качество
- Количество
- Явление
21. Выберите номер правильного ответа
Совокупность свойств, характеризующих данный предмет, через множество и величину.
1. Качество
2. Количество
3.Явление
22. Выберите номер правильного ответа
Граница, в пределах которой количественные изменения не ведут к качественным:
- Мера
- Сущность
- Явление
23. Установите соответствие.
Наименование закона | Его доля в диалектике |
1. Закон единства и борьбы противоположностей | А. Определяет форму развития, её спиралевидный характер |
2. Закон отрицания отрицания | В. Определяет источник развития |
24. Установите соответствие.
Наименование закона | Его доля в диалектике |
1. Закон единства и борьбы противоположностей | А. Раскрывает механизм развития |
2. Закон перехода количественных изменений в качественные | В. Определяет источник развития |
25. Выберите номер правильного ответа
Объективная причинно-следственная связь – это:
- Детерминизм
- Номинализм
- Формализм
Вопросы семинара:
- Проблема сознания в истории философии
- Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания
- Ступени и формы познания
- Материализм о природе сознания. Теория отражения
- Сознательное и бессознательное в поведении человека
- Язык и мышление
- Законы диалектики.
- Законы и категории.
- Теория истины
- Роль практики в познании
Семинар № 6 «Человек и общество»
Выполните задания: