Лекция: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

Для студентов всех направлений (специальностей)

Всех форм обучения

Лекция: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

План:

Место философии в системе духовной культуры.

Мировоззрение, его структура и основные типы.

Предмет и метод философии.

Функции философии.

5. Основные вопросы философии. Структура философского знания.

1. Неискушенный человек соотнесет слово «философия» преж­де всего со словом «культура», тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят рели­гия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духов­ной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в ду­ховных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта де­ятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие спосо­бов жизнедеятельности человека от функционирования живот­ных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарова­ний. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. С другой стороны, отдельная личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, которые были созданы пред­шествующими поколениями, даже если не принимает их. Единственный для человека способ преодоления культурной предопределенности - это создание новых смыслов и ценно­стей. Именно поэтому наиболее адекватный способ культур­ного существования личности - творчество. В культуре выделяют материальную и духовную сферы, ко­торые различаются по способу воплощения результатов чело­веческих усилий. Материальная культура - вся сфера матери­альной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т.п.). Духовная культура - сфера сознания, познания, воспитания и просве­щения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культу­ры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом чело­веческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.

В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные ком­поненты духовной культуры называют также формами об­щественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходи­мо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения оснований.

Фундамент культуры составляют:

- знания, сформулированные в понятиях и зафиксирован­ные в языке;

- ценности, удовлетворяющие потребности людей, опре­деляющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, ее часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия, имея дело с постоянно меняющейся реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы, в рацио­нальной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысла жизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии, конечно же, обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и оп­ределяют мировоззренческую природу философского знания.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт из­вестного. Философия существует на границе возможного и не­возможного, раздвигая пределы научного и жизненного опы­та в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с универсумом простых фак­тов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а от ее отражении в других куль­турных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно по­этому философию невозможно напрямую соотнести с обыден­ной, эмпирической реальностью.

2. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека, его отношения к этому миру, а также основанные на этих взглядах знания, убеждения, ценности, идеалы, определяющие жизненную позицию человек, принципы его поведения, его ценностные ориентации.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокуп­ностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем челове­ка. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение яв­ляется также философией. Понятие «мировоззрение» шире по­нятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, на­пример: яблоко, грушу, вишню. Так и по­нятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения - мифологичес­кое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различ­ных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого от­ражения может быть различной.

1. Первый элементарный вид от­ражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерца­нием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мирволений, а не сущностей.

2. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане мировосприятие и представление мира. Здесь создаётся уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, проходит фиксация их торжества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограниченно больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок ещё преобладают над разумом.

3. И только тогда, когда происходит отражение по­средством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. По­нятийное отражение - это самый глубинный уровень отраже­ния, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать ми­ропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия - это высший уровень и вид мировоззре­ния, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Наконец, отметим еще один - исторический аспект разгра­ничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что фи­лософия - это самый поздний в историческом плане вид ми­ровоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще гово­ря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает ми­ровоззрение, представляющее или мифологическое миро­ощущение, или религиозное представление мира, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

3. Философию не интересуют природа сама по себе или культу­ра, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек - мир», философия -это рационально-теоретичес­кое осмысление этих связей. В природе или культуре филосо­фию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, прелом­лено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и урод­стве, истине и заблуждении.

В ходе развития философии представления о предмете ме­нялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств - искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (не­бытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Пла­тона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричи­ны вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и тол­кователями текстов Аристотеля как синоним слова «филосо­фия». Для Античности вообще характерно понимание филосо­фии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию - с другой.

В Средние века философия выступала служанкой богосло­вия и выполняла функцию дополнительного инструмента в бо­гословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эманси­пация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философ­ским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и неко­торые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную фило­софию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а вет­ви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, об­щим для всех философов XVII в. остается соотнесение филосо­фии с познающим разумом.

Расширительное понимание предмета философии и отожде­ствление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII - начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. фило­софское знание как знание о всеобщем начинают противопос­тавлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. И. Кант опреде­ляет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.

XX век предложил большое разнообразие трактовок предме­та философского исследования. Так, неокантианцы рассматри­вают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаружи­вают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих зако­нах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понима­ет философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.

Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная де­таль: философия всегда представляет собой рациональное зна­ние о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинако­во и обнаруживается в разных сферах.

Староантичная философия – это наука вообще, обо всем; это преднаука. Предметом этой науки являлась вся действительность. Философия возникла как разрешение противоречий между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием.

Традиционный подход – связан с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах или наука о всеобщем – это безраздельно господствующая наука.

Современное понимание предмета философии связано со становлением философии как самостоятельной науки и её окончательным размежеванием с частными науками. Предметом современной философии является проблема: взаимоотношение мир-человек. У этой проблемы много обличий: субъект - объект; материальное - духовное; субъективное – объективное.

4. Философия как наука выполняет следующие функции:

Мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира.

Методологическая – философия вырабатывает основные методы познания.

Мыслительно-теоретическая – философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать понятия окружающей среды.

Критическая – подвергает сомнению окружающий мир и все знания.

Социальная – объясняет общество, причины его возникновения, современное состояние.

Воспитательно-гуманитарная – помогает культивировать гуманистические ценности и идеалы, которые способствуют воспитанию человека.

Прогностическая – на основе имеющихся знаний можно прогнозировать каковы дальнейшие перспективы развития нашего общества.

5. Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись - это вопрос, что такое философия? В зависимости от его решения фило­соф создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскры­тия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основ­ное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Со­крата он связывался с принципом «познай самого себя», идея философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть «логики науч­ного открытия» и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными ха­рактеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимос­ти от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона самым крупным идеалистом. Классическое же опре­деление обоих направлений впервые было дано видным немец­ким философом Ф.Шлегелем. «Материализм, - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Таким образом, философское зна­чение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смеши­вать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящий­ся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоцииру­ется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышен­ными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих кон­кретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отме­тить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции - это первоначальная форма мате­риализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рас­сматриваются сами по себе, независимо от сознания как состо­ящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механис­тический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения мате­рии (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.).

Существуют и такие разновидности материализма, как, на­пример, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общест­ва и истории (Л.Фейербах). Специфической формой непо­следовательного материализма является деизм (от лат. deus - бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сооб­щению ей первоначального импульса движения (Ф.Бэкон, Б.Франклин, М.В.Ломоносов и др.). Далее, разли­чают научный и вульгарный материализм. Последний, в част­ности, сводит идеальное к материальному, сознание отождест­вляет с материей.

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновиднос­ти: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа - вообще иде­ального начала, не только от материи, но и от сознания чело­века (Платон, Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней фор­мой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам). Согласно последне­му, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различ­ные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. pan – всей, logos - разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) состоит в отрицании воз­можности разумного и логического познания действительнос­ти. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т. д., а само бытие рассматривается как ирра­циональное (С.Кьеркегор, А.Бергсон, М.Хайдеггер и др.).

Для адекватного понимания специфики философского зна­ния необходимо также затронуть вопрос о соотношении и ха­рактере взаимодействия материализма и идеализма. В част­ности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демократа» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии. Согласно другой - «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма...». Такая «борьба», причем вполне сознательная, безусловно, имела место в истории философии. Достаточно вспом­нить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Беркли в Новое время, или, наконец, можно обратить внимание на позицию «воин­ствующего материализма» в нашем столетии. Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимоотношений материализма и идеализма, из­вестный российский философ В.В.Соколов пишет: «Такая сложность состоит в том, что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два «взаимонепроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекре­щивались». Примером сопряжения материализма и идеализ­ма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму при­мыкали мыслители и материалистического (Ф.Бэкон, Дж.Локк), и идеалистического (Г.Лейбниц), и дуалистического (Р.Декарт) направлений. Но еще более наглядно единство по­зиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (от греч. monos - один, един­ственный) - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов - материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материально­го. Его заключения основаны на данных естествознания. Со­гласно второму, материальное обусловлено идеальным, духов­ным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках совре­менной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское уче­ние, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и со­знания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстан­ции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - предпола­гает несколько или множество исходных оснований. В его ос­нове лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принци­пиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они пред­ставляют, - агностицизм (от греч. agnostos - непознавае­мый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и предста­вители родственного агностицизму направления - скепти­цизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представите­лей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мысли­тели, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное зна­ние, объективную истину.

Структура философского знания:

Онтология – это проблемы устройства мира, бытия, субстанций.

Гносеология – это проблемы познания мира.

Аксиология – это проблемы ценностей. Что такое благо?

Праксиология – это проблемы преобразовательной деятельности человека.

Лекция: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

План:

Наши рекомендации