Самостоятельная работа. Справочные материалы по

Справочные материалы по

«ФИЛОСОФИИ»

Факультеты: педагогические, переводческий, переводческий (иностранные

студенты), межкультурных коммуникаций

Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ

Курс: 2; (переводческий иностранные студенты – 3-ий)

Семестры: 3,4; (5,6)

Лекции: 40 ч. Экзамен: 4 (6) семестр

Семинарские занятия: 36 ч. Зачет: 3 (5) семестр

Самостоятельная работа: 26 ч.

Самостоятельная работа

(подготовка к экзаменам): 36 ч.

Всего аудиторных

часов по дисциплине: 76 ч.

Всего часов Форма получения

по дисциплине: 138 ч. высшего образования: дневная

2011-2012 уч. г.

Планы семинарских занятий

В каждой теме семинарского занятия даны вопросы, которые студент должен проработать в процессе подготовки к семинарскому занятию. К каждой теме прилагаются первоисточники, изучение которых позво­лит ему познакомиться с оригинальными трудами мыслителей. В конце каждой темы семинарского занятия представлены темы докладов, из которых студент может выбрать одну для подготовки доклада (сообще­ния). По согласованию с преподавателем по указанным темам или те­мам, предложенным студентом самостоятельно, могут быть написаны рефераты.

Тема Количество часов
Философия как социокультурный феномен
Философская мысль Древнего Востока и Античности
Философия средневековья и эпохи Ренессанса
Классическая европейская философия ХУП-Х1Х вв.
Становление и основные стратегии развития постклассической философии
Западная философия на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Философская мысль Беларуси. Русская философия.
Метафизика и онтология
Философия природы
Проблема человека в философии и науке
Философия сознания
Познание как предмет философского анализа.
Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
Общество и основные стратегии его исследования
Философия политики и права
Философские проблемы социальной динамики
Философия культуры
Философия и ценностные приоритеты в культуреXXI столетия
Итого

Тема 1. Философия как социокультурный феномен

1. Мировоззрение, его уровни иструктура. Типы мировоззрений: мифология, религия, философия, наука.

2. Философия: определение, возникновение, развитие. Круг проблем, изучаемых философией, и основные области философского знания.

3. Статус, роль и функции философии в современной культуре. Проблема метода в философии.

4. Философские категории и универсалии культуры. Язык философии.

Самостоятельная работа

1.Изучение первоисточников: Г. Гегель, Р. Декарт, С. 7-8 (раздел 4.Учебная литература, 3. Хрестоматии и антологии [3]); М. Монтень, С. 15(там же, [7], Ч. 1).

2.Анализ студентами их собственного мировоззрения.

Темы для докладов

1.Образ философии в диалоге Платона «Пир» (Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом / Платон // Собрание сочине­ний: в4 т. -М, 1993.-Т. 2. -С. 108-122.)

2.Чем отличается философское знание от знания религиозного (ми­фологического, научного)?

3.Зачем нужна философия инженеру, экономисту, исследователю, каждому человеку?

4.Проблема метода в философии и науке.

5.Роль и место философии в структуре мировоззрения человека.

Тема 2. Философская мысль Древнего Востока и античности

1.Специфика древних цивилизаций Индии, Китая и Греции и осо­бенности формирования их культурных и философских традиций.

2.Религиозно-мистический характер древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.

3.Рационально-практическая направленность древнекитайской фи­лософии. Конфуцианство, даосизм, легизм.

4.Натурфилософский этап древнегреческой философии. Философия Сократа.

5.Классический этап древнегреческой философии. Философские системы Демокрита, Платона и Аристотеля.

6.Эллинистический и римский этапы древнегреческой философии.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Индийская философия, С. 28-31; Кон­фуций, С. 33-37; Семь мудрецов, С. 48-57 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]).

Темы для докладов

1.Основные идеи философии ведизма (джайнизма, буддизма, других школ индийской философии).

2.Категория «дао» в древнекитайской философии.

3.Нравственное учение Конфуция.

4.Философы Древней Греции (Фалес, Пифагор, Гераклит и др.).

5.Главные идеи учения Сократа.

6.Учение Платона об идеальном государстве.

7.Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля. (Аристотель. Политика. Кн. 1,3-4/Аристотель // Сочинения: в 4 т. - М., 1983. - Т. 4. - С. 376, 378-384, 444-446, 453-457, 460-462, 467, 506-510.)

8.Философия эллинизма: эпикуреизм и стоицизм.

Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

1.Основные этапы развития средневековой философии, ее пробле­матика и представители.

2.Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

3.Философская система Фомы Аквинского. Томизм.

4.Основные идеи византийской философии и их влияние на русскую и белорусскую культуры.

5.Специфика и круг проблем философии эпохи Возрождения: на­турфилософия и пантеизм, гуманизм, социально-политическая мысль.

Самостоятельная работа

Августин Блаженный, С. 193. (раздел 4.3 Хрестоматии и анто­логии, [7], Ч. 1); Николай Кузанский, С. 9; Фома Аквинский, С. 375; Р. Оуэн, С. 456 (там же, [7], Ч. 2.).

Темы для докладов

1.Учение об истине в средневековой философии.

2.Жизнь и философские взгляды Пьера Абеляра.

3.Фома Аквинский и его влияние на католицизм.

4.Мыслители эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Н. Кузанский, Н. Коперник, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Ма­киавелли и др. (на выбор).

Тема 4. Классическая европейская философия ХУП-Х1Х веков

1. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Эм­пиризм и рационализм. (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

2. Философская мысль эпохи Просвещения: человек, общество, разум (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах, К.Лессинг).

3. Классическая немецкая философия. Идея «гносеологической ре­волюции» и критическая философия И. Канта.

4. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический мате­риализм Л. Фейербаха.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Ф. Бекон, С. 89-91, С. 314-315; Б. Спи­ноза, С. 97-100; И. Кант, С. 130-131; Ф. Энгельс, С. 149. (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]).

Темы для докладов

1. Становление индустриального общества и философия Нового вре­мени.

2.Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Ор­ганон». {Бэкон, Ф.Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. - М,1978. - Т .2. - С. 12-17, 18-28, 33-35.).

3.Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рас­суждение о методе». (Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт //Избранные произведения. - М., 1950. - С. 286-288, 291-292.).

4.Социально-правовые идеи Дж. Локка и Т. Гоббса.

5.Французское Просвещение: основные философские идеи (Ф. Воль­тер, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др.)

6.Категорический императив в философии И. Канта.

7.Концепция мировой истории Гегеля.

Тема5.Становление и основные стратегии развития постклассической философии

1.Классическая и неклассическая традиции в развитии европейской философии.

2.Критика философской классики в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

3.Основные принципы марксистской философии. Диалектический материализм итеория общественного развития марксизма.

4.Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры (неотомизм, неопротестантизм).

Наши рекомендации