Западноевропейская философия XIX — начала XX вв
1.8.1. Центром мировоззрения К. Маркса считается:
а) материалистическое понимание истории;
б) категорический императив;
в) безосновная воля;
г) диалектика абсолютного духа.
1.8.2. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы.
1.8.3. К законам материалистической диалектики не от
носится закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;
в) перехода количества в качество, и обратно;
г) отрицания отрицания.
1.8.4.В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений (Vorstellungen), которые ассоциируются более всего с понятием:
а) вещь в себе;
б) эйдос;
в) майя;
г) монада.
1.8.5. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
а) природы;
б) Бога
в) воли;
г) разума.
1.8.6. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе — это:
а) удел радостей и прогресса; .
б) цепь тревог, разочарований и мучений;
в) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;
г) серая и безликая «жизнь насекомых».
1.8.7. Согласно Шопенгауэру, человеческая история— это:
а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;
б) неизбежное приближение Страшного Суда;
в) бессмысленное сплетение событий;
г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность.
1.8.8. Основное философское понятие, которое определяет концепцию Э. фон Гартмана, — это:
а) воля;
б) представление;
в) бессознательное;
г) искупление.
1.8.9. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:
а) любовь;
б) страх;
в) зависть;
г) радость.
1.8.10. Центральная идея философии С. Къеркегора:
а) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его;
б) основная антропологическая единица — народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах;
в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;
г) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.
1.8.11. С. Къеркегор рассматривал три стадии существования Единичного:
а) гносеологическая — этическая — эстетическая;
б) гносеологическая — эстетическая — религиозная;
в) эстетическая — этическая — религиозная;
г) эстетическая — этическая — гносеологическая.
1.8.12. По С. Къеркегору, мыслящее сознание неизбежно приходит к парадоксу:
а) оно стремится осознать себя как «вещь»;
б) оно хочет осознать себя, и в то же время — боится этого;
в) оно не может решить, что же такое само «мышление»;
г) оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невозможно осмыслить.
1.8.13. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм;
б) берклианство;
в) трансцендентализм;
г) эмпириокритицизм.
1.8.14. Известна формула О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы...»:
а) умозаключать;
б) распознавать;
в) не ошибаться;
г) быть способным делать.
1.8.15. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова почему словом
а) что;
б) зачем;
в) сколько;
г) как.
1.8.16. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:
а) мифологическую — философскую — позитивную;
б) теологическую — метафизическую — позитивную;
в) религиозную — позитивную — натуралистическую;
г) философскую — позитивную — религиозную.
1.8.17. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:
а) менеджмент;
б) синергетика;
в) социология;
г) эпистемология.
1.8.18. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:
а) точные и гуманитарные;
б) теоретические и прикладные;
в) философские и естественные;
г) позитивные и негативные.
1.8.19. Социальным принципом О. Конта была формула:
а) жить, чтобы жить;
б) жить ради дела;
в) жить для себя;
г) жить для других.
1.8.20. В позднем учении О. Конта обосновывалась неизбежность создания нового религиозного культа «Верховного Существа», которым станет:
а) «Индивид»;
б) «Государство»;
в) «Философ»;
г) «Человечество».
1.8.21. Глава позднего позитивизма Д.С. Милль разработал учение о принципах неполной:
а) дедукции;
б) индукции;
в) этики;
г) семантики.
1.8.22. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:
а) Воля;
б) Материя;
в) Сила;
г) Душа.
1.8.23. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это:
а) эволюция;
б) революция;
в) стагнация;
г) трансформация.
1.8.24. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:
а) постоянного развития;
б) неизбежного разложения;
в) равновесия;
г) преобразования.
1.8.25. Неокантианец Г. Гелъмгольц писал: «...качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано это ощущение, — поскольку ощущение может считаться...»:
а) изображением;
б) знаком;
в) вещью в себе;
г) идеей.
1.8.26. Развивая взгляды неокантианцев И. Мюллера и Г. Гельмгольца, Ф. А. Ланге утверждал, что существенное содержание философии Канта подтверждается данными:
а) физики;
б) химии;
в) астрономии;
г) физиологии.
1.8.27. Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является:
а) вещь в себе;
б) комплекс ощущений;
в) понятие о вещи;
г) акт категориального синтеза.
1.8.28. Идеалом науки и базисом «Логики чистого познания»для Г. Когена была:
а) физика;
б) математика;
в) химия;
г) физиология.
1.8.29. По Когену, «этика чистой воли» ориентируется на учение о:
а) психологии индивида;
б) становлении и развитии общества;
в) праве и государстве;
г) происхождении Вселенной.
1.8.30. В социологии Г. Когена целью «бесконечного стремления вперед чистой воли», или иначе — «вечной задачей» или «задачей вечности» был:
а) капитализм;
б) социализм;
в) коммунизм;
г) прогресс.
1.8.31. Представитель марбургской школы неокантианства П. Наторп в аспекте кантианского учения рассматривал идеи философии:
а) Древнего Востока;
б) античности;
в) средних веков;
г) Возрождения.
1.8.32. «Общая логика» или «критический идеализм» П. Наторпа включает тройственный цикл взаимоотношений мышления и бытия:
а) тезис, антитезис, синтез;
б) положительный, отрицательный, нейтральный;
в) безразличие, дифференциация, совпадение;
г) анализ, синтез, тождество.
,;1.8.33. Представитель фрайбургской школы неокантианства В. Винделъбанд предложил свое деление наук на науки:
а) о природе и о духе;
б) о законах и о событиях;
в) о материи и о сознании;
г) об ощущениях и об идеях.
1.8.34. В соответствии со своим делением наук, В. Винделъбанд различал два основных метода научного познания:
а) номотетический и идеографический;
б) аналитический и синтетический;
в) индукция и дедукция;
г) эмпирический и теоретический.
1.8.35. Важным понятием П. Риккерта в его истории культуры, философии и логике является понятие (наряду с понятием «бытие»):
а) процесса;
б) ценности;
в) индивидуальности;
г) смысла.
1.8.36. С точки зрения представителей эмпириокритицизма, задача философии состоит в:.
а) обобщении достижений естественных наук;
б) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;
в) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;
г) создании целостной картины мира.
1.8.37. «Философия жизни»— это философское направление, которое сосредоточено на:
а) создании научных теорий и систем;
б) формулировании основных нравственных законов;
в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;
г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.
1.8.38. В философии Ф. Ницше основным понятием является:
а) безосновная воля;
б) воля к жизни;
в) воля к власти;
г) воля как «жизненный порыв».
1.8.39. В области научного познания, по мысли Ницше, истина— это:
а) цель научного познания;
б) объективное отражение действительности;
в) актуальное мнение;
г) полезное заблуждение.
1.8.40. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:
а) государственного права;
б) прав и свобод человека;
в) права сильного;
г) права на жизнь.
1.8.41. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:
а) «Человек — это звучит гордо!»;
б) «Горе слабому!»;
в) «Человек человеку — бог»;
г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».
1.8.42. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих — хищный зверь. Так Ницше характеризовал:
а) человека;
б) сверхчеловека;
в) богочеловека;
г) человекобога.
1.8.43. Для образа «сверхчеловека» Ф. Ницше нехарактерно:
а) формирование в результате развития всех европейских народов, а не одной, отдельной нации;
б) способность к переоценке ценностей;
в) признание справедливости как неравенства «сильных» и «слабых»;
г) возвращение к истинной, первоначальной христианской морали.
1.8.44. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональностъ» — это:
а) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания;
б) анализ символических аспектов социальных взаимодействий;
в) зависимость истинностного значения высказываний не только от истинностного значения составляющих их более простых высказываний, но и от психологических,
прагматических и моральных оттенков смысла этих высказываний;
г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.
1.8.45. По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно:
а) имманентному Я;
б) трансцендентальному Я;
в) трансцендентному Я;
г) абстрактному Я.
1.8.46. С точки зрения феноменологии, реальность и явление связаны между собой так, что:
а) явление никогда не раскрывается в том, что для наблюдателя является «реальностью»;
б) явление есть выявление скрытой реальности, недоступной непосредственному восприятию;
в) реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет;
г) реальность и явление — иллюзии, которые не могут быть объяснены и постигнуты однозначно и определенно.
1.8.47. В феноменологии явление и сущность сопоставлены таким образом:
а) явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей;
б) явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей;
в) явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности;
г) явление есть символическое отражение сущности
1.8.48. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. 77. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:
а) мышление;
б) переживание;
в) экзистенция;
г) научный факт.
1.8.49. К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали:
а) трансцендентность;
б) положения «бог умер»;
в) конечность жизни;
г) возможность жить без бога.
1.8.50. Согласно Ж.П. Сартру, свобода для человека — это:
а) завоевание цивилизации;
б) великое счастье;
в) неизбежное тяжкое бремя;
г) недостижимая мечта.
1.8.51. Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь, с:
а) деятельностью рассудка;
б) общественной потребностью;
в) иррациональной интуицией;
г) врожденной необходимостью.
1.8.52. Наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, — это состояние:
а) веры;
б) поиска;
в) сомнения;
г) убежденности.
1.8.53. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):
а) истина — то, что доказано;
б) истина — то, что полезно;
в) истина — то, что привычно;
г) истина — то, что непостижимо.
1.8.54. В философии прагматизма наука рассматривается как:
а) система достоверных, доказанных опытом знаний и сведений;
б) коллективная вера людей в представления своей эпохи;
в) процесс получения новых знаний о природе и человеке;
г) малоэффективное средство познания жизни с помощью аналитического метода.
1.8.55. Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:
а) совокупностью производственных отношений;
б) божественным предопределением;
в) собственным выбором человека своей цели;
г) непостижимой судьбой.
1.8.56. Происхождение термина «герменевтика» связано с одним из мифологических персонажей:
а) шумеро-вавилонским Энки;
б) египетским Тотом;
в) индийским Ганешей;
г) древнееврейским Хокма.
1.8.57. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:
а) исследование философских письменных памятников;
б) современная интерпретация древних идей;
в) толкование и осмысление текста;
г) сближение философского размышления с литературно- художественным творчеством,
1.8.58. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:
а) предрассудок;
б) объяснение;
в) познание;
г) понимание.
1.8.59. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
а) мышлением;
б) бессознательным;
в) разумом;
г) рассудком.
1.8.60. В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:
а) агрессии;
б) смерти;
в) либидо;
г) социальности. .
1.8.61. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:
а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;
б) уменьшении чувства вины человека;
в) снижении тревожности индивида;
г) сублимации первичных комплексов.
Великие собеседники
1.9.1. В древнеиндийской упанишаде сказано: «Мудрый не ведает печали».
И еще: «То, что должно быть распознано, — неистощимо и наделено тонкой сущностью, а жизнь поистине непрочна, поэтому, оставив сети наук, следует размышлять о том, что истинно».
Китайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». И еще: «Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.» И еще: «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает». И еще: «Мудрец избегает всякой крайности».
Вопрос: Как вы охарактеризуете восточного мудреца?
1.9.2. Французский философ Рене Декарт писал: «Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия... слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать чело
век; это же знание, которое направляет самое жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках».
Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю писал: «Всякая философия — самооправдание. Оригинальной была бы только философия, оправдывающая другого человека». И еще он писал: «Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
Вопрос: Как вы охарактеризуете западного философа? Вопрос: Как вы думаете, чем отличается восточный мудрец от западного философа?
1.9.3. Французский философ Блез Паскаль писал: «Все достоинство человека — в его способности мыслить.» И еще: «Я легко представляю себе человека безрукого, безногого, безголового..., но не могу представить себе человека, неспособного мыслить: это будет уже не человек, а камень или тупое животное».
В древнекитайском источнике «Гуань-Инь-Цзы» говорилось: «То, что плывет, — это лодка. Но то, благодаря чему можно плыть, — это вода, а не лодка. То, что движется, — это повозка. Но то, благодаря чему можно двигаться, — это вол, а не повозка. Размышление — это разум. Но то, благодаря чему можно размышлять, — это воля, а не разум. Нельзя знать то, отчего все есть таким, каким оно есть. Только не зная того, отчего все есть таким, каким оно есть, не идешь навстречу тому, что приходит, и не влечешься за тем, что уходит. Не стремись навстречу приходящему и, не устремляясь вслед за уходящим, можешь жить одной жизнью с изначальным истоком Неба и Земли, в котором нет ни прошлого, ни настоящего.»
Китайский философ Хун Цзы писал: «Когда сознание пусто, природа человека проявляется воочию. Пытаться узреть природу, не сделав сознание покойным, — все равно что ловить отражение луны в волнах. Когда помыслы безмятежны, сердце становится чистым. Пытаться раскрыть свет сердца, не овладев своими помыслами, — все равно что чистить зеркало, покрывая его пылью.»
Вопрос: Как вы считаете, чем отличается размышление западного философа от восточной медитации? (Напомним: «медитация» в переводе с латыни — «размышление». Однако в современном понимании термин «медитация» обозначает особый вид духовной практики, отличающийся от «размышления» по методам и целям).
1.9.4. Ж. де Лабрюйер писал: «Жизнь — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Вольтер писал: «Человек — существо самое жалкое, имеющее несколько часов отдыха, несколько минут удовлетворения и длинный ряд дней страдания в своей жизни.»
Вопрос: А что есть, по-вашему, жизнь человека?
1.9.5. Дж. Бруно писал: «Человек есть то, чем он может быть, но он не все то, чем он может быть». Блез Паскаль писал: «Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться. ангелу, тем больше превращается в животное».
Вопрос: А как вы определяете сущность человека?
1.9.6. В Библии сказано: «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло». Мыслитель П. Буаст писал: «Добро и зло — это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить». Л.Н. Толстой писал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.»
Блез Паскаль писал: «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра, и вообще хорошо приучиться извлекать пользу из зла, что оно так обыкновенно, тогда как добро так редко».
Вопрос: А что вы вкладываете в понятия «добра» и" «зла»?
1.9.7. Д. Юм писал: « «Случай» и «судьба» — это одни только пустые слова; упорное благоразумие — вот судьба человека». Дени Дидро писал: «Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь».