Западноевропейская философия XIX — начала XX вв

1.8.1. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) безосновная воля;

г) диалектика абсолютного духа.

1.8.2. По Марксу, в основе развития общества лежит раз­витие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы.

1.8.3. К законам материалистической диалектики не от­
носится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество, и обратно;

г) отрицания отрицания.

1.8.4.В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений (Vorstellungen), ко­торые ассоциируются более всего с понятием:

а) вещь в себе;

б) эйдос;

в) майя;

г) монада.

1.8.5. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

а) природы;

б) Бога

в) воли;

г) разума.

1.8.6. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе это:

а) удел радостей и прогресса; .

б) цепь тревог, разочарований и мучений;

в) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;

г) серая и безликая «жизнь насекомых».

1.8.7. Согласно Шопенгауэру, человеческая история— это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благо­денствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

в) бессмысленное сплетение событий;

г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность.

1.8.8. Основное философское понятие, которое определя­ет концепцию Э. фон Гартмана, — это:

а) воля;

б) представление;

в) бессознательное;

г) искупление.

1.8.9. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:

а) любовь;

б) страх;

в) зависть;

г) радость.

1.8.10. Центральная идея философии С. Къеркегора:

а) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит поль­зы обществу и улучшает его;

б) основная антропологическая единица — народ. Он про­являет свои возможности, таланты и деятельные спо­собности в отдельных индивидах;

в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;

г) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индиви­ды безлики, анонимны и неистинны.

1.8.11. С. Къеркегор рассматривал три стадии существо­вания Единичного:

а) гносеологическая — этическая — эстетическая;

б) гносеологическая — эстетическая — религиозная;

в) эстетическая — этическая — религиозная;

г) эстетическая — этическая — гносеологическая.

1.8.12. По С. Къеркегору, мыслящее сознание неизбежно приходит к парадоксу:

а) оно стремится осознать себя как «вещь»;

б) оно хочет осознать себя, и в то же время — боится этого;

в) оно не может решить, что же такое само «мышление»;

г) оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невоз­можно осмыслить.

1.8.13. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм;

б) берклианство;

в) трансцендентализм;

г) эмпириокритицизм.

1.8.14. Известна формула О. Конта: «Знать, чтобы пред­видеть, и предвидеть, чтобы...»:

а) умозаключать;

б) распознавать;

в) не ошибаться;

г) быть способным делать.

1.8.15. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться «к замене слова почему словом

а) что;

б) зачем;

в) сколько;

г) как.

1.8.16. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или со­стояния человеческого духа:

а) мифологическую — философскую — позитивную;

б) теологическую — метафизическую — позитивную;

в) религиозную — позитивную — натуралистическую;

г) философскую — позитивную — религиозную.

1.8.17. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэконо­мию, правоведение и этику:

а) менеджмент;

б) синергетика;

в) социология;

г) эпистемология.

1.8.18. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:

а) точные и гуманитарные;

б) теоретические и прикладные;

в) философские и естественные;

г) позитивные и негативные.

1.8.19. Социальным принципом О. Конта была формула:

а) жить, чтобы жить;

б) жить ради дела;

в) жить для себя;

г) жить для других.

1.8.20. В позднем учении О. Конта обосновывалась неиз­бежность создания нового религиозного культа «Верховного Существа», которым станет:

а) «Индивид»;

б) «Государство»;

в) «Философ»;

г) «Человечество».

1.8.21. Глава позднего позитивизма Д.С. Милль разработал учение о принципах неполной:

а) дедукции;

Западноевропейская философия XIX — начала XX вв - student2.ru б) индукции;

в) этики;

г) семантики.

1.8.22. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изна­чальная, всеобъемлющая и непостижимая:

а) Воля;

б) Материя;

в) Сила;

г) Душа.

1.8.23. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение сущест­вующих телесных частиц и их движений — это:

а) эволюция;

б) революция;

в) стагнация;

г) трансформация.

1.8.24. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:

а) постоянного развития;

б) неизбежного разложения;

в) равновесия;

г) преобразования.

1.8.25. Неокантианец Г. Гелъмгольц писал: «...качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воз­действия, которым вызвано это ощущение, — поскольку ощущение может считаться...»:

а) изображением;

б) знаком;

в) вещью в себе;

г) идеей.

1.8.26. Развивая взгляды неокантианцев И. Мюллера и Г. Гельмгольца, Ф. А. Ланге утверждал, что существенное содержание философии Канта подтверждается данными:

а) физики;

б) химии;

в) астрономии;

г) физиологии.

1.8.27. Основатель марбургской школы неокантианства Г. Коген полагал, что предметом познания является:

а) вещь в себе;

б) комплекс ощущений;

в) понятие о вещи;

г) акт категориального синтеза.

1.8.28. Идеалом науки и базисом «Логики чистого познания»для Г. Когена была:

а) физика;

б) математика;

в) химия;

г) физиология.

1.8.29. По Когену, «этика чистой воли» ориентируется на учение о:

а) психологии индивида;

б) становлении и развитии общества;

в) праве и государстве;

г) происхождении Вселенной.


 


1.8.30. В социологии Г. Когена целью «бесконечного стрем­ления вперед чистой воли», или иначе — «вечной задачей» или «задачей вечности» был:

а) капитализм;

б) социализм;

в) коммунизм;

г) прогресс.

1.8.31. Представитель марбургской школы неокантианст­ва П. Наторп в аспекте кантианского учения рассматривал идеи философии:

а) Древнего Востока;
б) античности;

в) средних веков;

г) Возрождения.

1.8.32. «Общая логика» или «критический идеализм» П. Наторпа включает тройственный цикл взаимоотношений мышления и бытия:

а) тезис, антитезис, синтез;

б) положительный, отрицательный, нейтральный;

в) безразличие, дифференциация, совпадение;

г) анализ, синтез, тождество.

,;1.8.33. Представитель фрайбургской школы неоканти­анства В. Винделъбанд предложил свое деление наук на науки:

а) о природе и о духе;

б) о законах и о событиях;

в) о материи и о сознании;

г) об ощущениях и об идеях.

1.8.34. В соответствии со своим делением наук, В. Вин­делъбанд различал два основных метода научного познания:

а) номотетический и идеографический;

б) аналитический и синтетический;

в) индукция и дедукция;

г) эмпирический и теоретический.

1.8.35. Важным понятием П. Риккерта в его истории культуры, философии и логике является понятие (наряду с понятием «бытие»):

а) процесса;

б) ценности;

в) индивидуальности;

г) смысла.

1.8.36. С точки зрения представителей эмпириокритициз­ма, задача философии состоит в:.

а) обобщении достижений естественных наук;

б) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;

в) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;

г) создании целостной картины мира.

1.8.37. «Философия жизни»— это философское направле­ние, которое сосредоточено на:

а) создании научных теорий и систем;

б) формулировании основных нравственных законов;

в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

г) созерцании бесконечных изменений в природе и обще­стве.

1.8.38. В философии Ф. Ницше основным понятием является:
а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля как «жизненный порыв».

1.8.39. В области научного познания, по мысли Ницше, ис­тина— это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

г) полезное заблуждение.

1.8.40. В области социальных явлений Ницше рассматри­вал волю к власти как основу:

а) государственного права;

б) прав и свобод человека;

в) права сильного;

г) права на жизнь.

1.8.41. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:

а) «Человек — это звучит гордо!»;

б) «Горе слабому!»;

в) «Человек человеку — бог»;

г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

1.8.42. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих — хищный зверь. Так Ницше характеризовал:

а) человека;

б) сверхчеловека;

в) богочеловека;

г) человекобога.

1.8.43. Для образа «сверхчеловека» Ф. Ницше нехарак­терно:

а) формирование в результате развития всех европейских народов, а не одной, отдельной нации;

б) способность к переоценке ценностей;

в) признание справедливости как неравенства «сильных» и «слабых»;

г) возвращение к истинной, первоначальной христианской морали.

1.8.44. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональностъ» — это:

а) существенное свойство всех актов сознания, направлен­ность сознания на объект, находящийся вне самого соз­нания;

б) анализ символических аспектов социальных взаимодей­ствий;

в) зависимость истинностного значения высказываний не только от истинностного значения составляющих их более простых высказываний, но и от психологических,
прагматических и моральных оттенков смысла этих высказываний;

г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.

1.8.45. По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно:

а) имманентному Я;

б) трансцендентальному Я;

в) трансцендентному Я;

г) абстрактному Я.

1.8.46. С точки зрения феноменологии, реальность и явле­ние связаны между собой так, что:

а) явление никогда не раскрывается в том, что для наблю­дателя является «реальностью»;

б) явление есть выявление скрытой реальности, недоступ­ной непосредственному восприятию;

в) реальность и есть явление, за которым ничего не скры­вается и вообще ничего нет;

г) реальность и явление — иллюзии, которые не могут быть объяснены и постигнуты однозначно и определенно.

1.8.47. В феноменологии явление и сущность сопоставлены таким образом:

а) явление обнаруживает сущность, будучи тождествен­ным ей;

б) явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей;

в) явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности;

г) явление есть символическое отражение сущности

1.8.48. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. 77. Сартру, бытие, на­правленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:

а) мышление;

б) переживание;

в) экзистенция;

г) научный факт.

1.8.49. К так называемому атеистическому экзистенциа­лизму относились те философы, которые не признавали:

а) трансцендентность;

б) положения «бог умер»;

в) конечность жизни;

г) возможность жить без бога.

1.8.50. Согласно Ж.П. Сартру, свобода для человека — это:

а) завоевание цивилизации;

б) великое счастье;

в) неизбежное тяжкое бремя;

г) недостижимая мечта.

1.8.51. Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь, с:

а) деятельностью рассудка;

б) общественной потребностью;

в) иррациональной интуицией;

г) врожденной необходимостью.

1.8.52. Наиболее положительное и ведущее к действию со­стояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, это состояние:

а) веры;

б) поиска;

в) сомнения;

г) убежденности.

1.8.53. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):

а) истина — то, что доказано;

б) истина — то, что полезно;

в) истина — то, что привычно;

г) истина — то, что непостижимо.

1.8.54. В философии прагматизма наука рассматривается как:

а) система достоверных, доказанных опытом знаний и сведений;

б) коллективная вера людей в представления своей эпохи;

в) процесс получения новых знаний о природе и человеке;

г) малоэффективное средство познания жизни с помощью аналитического метода.

1.8.55. Согласно экзистенциализму, сущность человека оп­ределяется:

а) совокупностью производственных отношений;

б) божественным предопределением;

в) собственным выбором человека своей цели;

г) непостижимой судьбой.

1.8.56. Происхождение термина «герменевтика» связано с одним из мифологических персонажей:

а) шумеро-вавилонским Энки;

б) египетским Тотом;

в) индийским Ганешей;

г) древнееврейским Хокма.

1.8.57. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

в) толкование и осмысление текста;

г) сближение философского размышления с литературно- художественным творчеством,

1.8.58. Центральной характеристикой существования че­ловека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

а) предрассудок;

б) объяснение;

в) познание;

г) понимание.

1.8.59. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков челове­ка определяется:

а) мышлением;

б) бессознательным;

в) разумом;

г) рассудком.

1.8.60. В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:

а) агрессии;

б) смерти;

в) либидо;

г) социальности. .

1.8.61. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

г) сублимации первичных комплексов.

Великие собеседники

1.9.1. В древнеиндийской упанишаде сказано: «Мудрый не ведает печали».

И еще: «То, что должно быть распознано, — неистощимо и наделено тонкой сущностью, а жизнь поистине непрочна, по­этому, оставив сети наук, следует размышлять о том, что ис­тинно».

Китайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэто­му блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». И еще: «Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. По­беждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.» И еще: «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает». И еще: «Мудрец избегает всякой крайности».

Вопрос: Как вы охарактеризуете восточного мудреца?

1.9.2. Французский философ Рене Декарт писал: «Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия... слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под муд­ростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать чело­
век; это же знание, которое направляет самое жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках».

Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю пи­сал: «Всякая философия — самооправдание. Оригинальной была бы только философия, оправдывающая другого челове­ка». И еще он писал: «Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, сто­ит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос филосо­фии».

Вопрос: Как вы охарактеризуете западного философа? Вопрос: Как вы думаете, чем отличается восточный мудрец от западного философа?

1.9.3. Французский философ Блез Паскаль писал: «Все достоинство человека — в его способности мыслить.» И еще: «Я легко представляю себе человека безрукого, безногого, безголового..., но не могу представить себе человека, неспособного мыслить: это будет уже не человек, а камень или тупое жи­вотное».

В древнекитайском источнике «Гуань-Инь-Цзы» говори­лось: «То, что плывет, — это лодка. Но то, благодаря чему можно плыть, — это вода, а не лодка. То, что движется, — это повозка. Но то, благодаря чему можно двигаться, — это вол, а не повозка. Размышление — это разум. Но то, благодаря чему можно размышлять, — это воля, а не разум. Нельзя знать то, отчего все есть таким, каким оно есть. Только не зная того, отчего все есть таким, каким оно есть, не идешь навстречу тому, что приходит, и не влечешься за тем, что уходит. Не стремись навстречу приходящему и, не устремляясь вслед за уходящим, можешь жить одной жизнью с изначальным исто­ком Неба и Земли, в котором нет ни прошлого, ни настояще­го.»

Китайский философ Хун Цзы писал: «Когда сознание пус­то, природа человека проявляется воочию. Пытаться узреть природу, не сделав сознание покойным, — все равно что ло­вить отражение луны в волнах. Когда помыслы безмятежны, сердце становится чистым. Пытаться раскрыть свет сердца, не овладев своими помыслами, — все равно что чистить зеркало, покрывая его пылью.»

Вопрос: Как вы считаете, чем отличается размыш­ление западного философа от восточной медитации? (Напомним: «медитация» в переводе с латыни — «раз­мышление». Однако в современном понимании термин «медитация» обозначает особый вид духовной практи­ки, отличающийся от «размышления» по методам и це­лям).

1.9.4. Ж. де Лабрюйер писал: «Жизнь — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Вольтер писал: «Человек — существо самое жалкое, имеющее несколько часов отдыха, несколько минут удовле­творения и длинный ряд дней страдания в своей жизни.»

Вопрос: А что есть, по-вашему, жизнь человека?

1.9.5. Дж. Бруно писал: «Человек есть то, чем он может быть, но он не все то, чем он может быть». Блез Паскаль писал: «Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться. ангелу, тем больше превращается в животное».

Вопрос: А как вы определяете сущность человека?

1.9.6. В Библии сказано: «Кто за добро воздает злом, от до­ма того не отойдет зло». Мыслитель П. Буаст писал: «Добро и зло — это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить». Л.Н. Толстой писал: «Добро есть вечная, высшая цель на­шей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.»

Блез Паскаль писал: «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра, и вообще хорошо приучиться извлекать пользу из зла, что оно так обыкновенно, тогда как добро так редко».

Вопрос: А что вы вкладываете в понятия «добра» и" «зла»?

1.9.7. Д. Юм писал: « «Случай» и «судьба» — это одни только пустые слова; упорное благоразумие — вот судьба человека». Дени Дидро писал: «Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продол­жение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловал­ся на тебя, даровавшего ему жизнь».

Наши рекомендации