Социальные предпосылки и идейные истоки экзистенциализма
Философия экзистенциализма связана, прежде всего, с именами М. Хайдеггера (1889–1976) и К. Ясперса (1883–1969) – немецкими философами и французскими философами Жан-Поль Сартром (1905–1980), Альбером Камю (1913–1960) и Габриэлем Марселем (1889–1973). К середине прошлого века идеи экзистенциализма стали популярными во многих странах Европы и даже в США, но именно с именами немецких и французских философов связывают формирование основных идей и принципов экзистенциализма. Формальное становление философии экзистенциализма связывают с появлением в 1927 году работы М. Хайдеггера «Бытие и время», в которой были сформулированы новые подходы к философским проблемам и очерчены пути их возможного решения.
Но прежде чем перейти к изложению основных идей философии экзистенциализма, необходимо хотя бы коротко остановиться на социальной обстановке, условиях, в которых происходило формирование идей этой философии и ее теоретических источниках.
Безусловно, возникновение экзистенциализма обусловлено социальным кризисом европейского общества конца ХІХ – начала ХХ века, вообще, и кризисом германского общества, в особенности. Об этом прямо говорят основоположники экзистенциализма. Но даже там, где они молчат, используя их методологию, можно расширить понимание социального кризиса. Хайдеггер считает справедливым утверждение Ницше о кризисе европейской цивилизации, европейском нигилизме, сущность которого у Ницше выражена в утверждении «Бог мертв». Хайдеггер соглашается с Ницше в том, что наступил период переоценки ценностей, в результате чего возросла неустойчивость сознания [4, c. 63–176]. Ясперс тоже говорит «о грозящих уничтожением» опасностях, о катастрофе, «постигшей Запад» [5, c. 420–508]. Но представление о социальном кризисе и перспективах его разрешения в экзистенциализме гораздо пессимистичнее, нежели у Ницше. Если Ницше выход из кризиса видит в сверхчеловеке, в утверждении новой системы ценностей, то экзистенциализм, по сути, вообще снимает этот вопрос и перспективы выхода из кризиса остаются туманными. И это не случайно, Ницше умер на рубеже ХХ века, он не дожил до первой мировой войны, когда в просвещенной Европе развернулась настоящая человеческая мясорубка, когда человеческая кровь полилась рекой, а просвещенный разум молчал. К этой общеевропейской, хотя с полным правом можно говорить об общемировой причине, поскольку первая мировая война затронула и США, и Японию, и Китай, добавились чисто германская – поражение Германии в этой войне, что не могло не сказаться на состоянии общественного сознания немецкого общества. Унижение и растерянность, разочарование и пессимизм становятся неотъемлемыми чертами общественного сознания Германии. И это не могло не наложить отпечаток на взгляды Хайдеггера и Ясперса.
Справедливость данного вывода косвенно подтверждает и то обстоятельство, что расцвет французского экзистенциализма приходится на вторую мировую войну и послевоенные годы. Поражение Франции в войне с Германией, капитуляция мало способствовали оптимизму общественного сознания французского общества, хотя и Сартр и Камю не сидели, сложа руки, поддавшись пессимистическим настроениям, а активно участвовали в движении сопротивления, вели борьбу с немецкими оккупантами.
Говоря о социальных предпосылках экзистенциализма нельзя не указать и на такое обстоятельство как обезличивание человека, нивелировка личности. Прогресс в области науки и техники необычайно увеличили производительную мощь человека, но во многих случаях автоматизация производства востребует человеческий труд, только как мускульную силу человека. Лишает труд даже малейшего творческого начала.
Но не только в сфере труда происходит нивелировка личности, она затронула всю сферу коммуникации. В современном обществе, констатирует Ясперс, господствует идеология, то есть ложное сознание, которая навязывает людям клише, штампы восприятия и осмысления действительности, формирует конформистское мышление, массовое сознание и культуру. И воздействие идеологии на человека возрастает в связи с техническим прогрессом в области коммуникации, проникновением идеологических клише и массовой культуры во все сферы и во все уголки общества. Человек становится как все, теряет свою индивидуальность.
Таким образом, говоря о социальных корнях экзистенциализма, следует указать на глубокий социальный кризис, затрагивающий основы человеческого существования, человека как личности, утрату устойчивости и опоры, заброшенность и покинутость человека в обществе, безразличие общества к личности.
К теоретическим источникам экзистенциализма следует отнести прежде всего философию датского философа С. Кьеркигора (1813–1855), философию жизни, феноменологию Э. Гуссерля (1859–1938). В философии Кьеркегора экзистенциализм находит идею экзистенциального мышления, которое противоположно научному, объективному мышлению. Последнее безлично и безразлично к человеку, в то время как экзистенциальное мышление захватывает самого человека, человек сам находится в нем и не может на него взглянуть со стороны, описать рационально, исключить свою субъективность. Само человеческое существование исторично, текуче, обречено на смерть. Его неотъемлемыми характеристиками являются «страх», «сомнение» и т.д., его постижение возможно только интуитивно и неподвластно разуму.
В философии жизни экзистенциализм черпает многие темы и подходы. Все основоположники экзистенциализма обращаются к Ницше. Ведь именно Ницше ставит человека в ситуацию, когда «бог умер», оставляет его наедине с самим собой, заявляет о невозможности рационального постижения человека, жизни, а Дильтей говорит о познании как переживании и истолковании. Да и сама постановка проблемы бытия в философии жизни существенно отлична от постановки ее в классической философии и является шагом на пути к экзистенциалистской трактовке бытия.
В феноменологии Гуссерля экзистенциализм привлекает, прежде всего, «изгнание» объективного мира из философского анализа, средоточение внимания на структуре чистого сознания, его феноменов. Кроме того экзистенциализм наследует у Гуссерля сам феноменологический метод, который по их мнению, только и дает возможность постигнуть человеческое существование, бытие – сознание, его экзистенциалы.
Отдельные идеи и темы экзистенциалистской философии высказаны русскими писателями Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым и философами Л. Шестовым и Н. А. Бердяевым. К ним нередко обращаются философы-экзистенциалисты, особенно А. Камю.