Тема 13. Исторический процесс и будущее человечества

Вопросы:

1. Основные закономерности исторического процесса.

2. Социальный прогресс и его критерии. Формационный и цивилизационный подходы к объяснении истории.

3. Современные теории социально-экономического развития.

4. Кризис современной цивилизации. Стратегия развития в ХХI веке.

Основные понятия

Исторический процесс, социальные прогресс, формация, цивилизация, глобализация, постмодернизм, постиндустриализм, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информация, знание, наука, виртуальная реальность, виртуализация, виртуальное общество, виртуальная экономика.

Темы докладов

Смысл истории и его исторические модификации.

Теория глобализации.

Постмодернизм о развитии общества.

Теории постиндустриального общества.

Информационализм.

Теории виртуализации.

Глобальные проблемы современности

Список литературы:

Основной

1. Гуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. – 439 с.

2. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Питер, 2009. – 432 с.

3. Островский Э. В. Философия: учебник для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 сГобозов, И.А. Социальная философия: учебник / И.А. Гобозов. – М.: Академический проект, 2007. – 352 с. – (Gaudeamus).

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 368 с.

Дополнительный

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

2. Бердяев Н.И. Смысл истории. М., 1990.

3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.

4. Васильева Т.С. Сущность и смысл истории. Пермь, 1996.

5. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., СПб.: Изд-во «Транзиткнига», 2004.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

7. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002

8. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное обществ: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.,2000.

10. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред.В.Л. Иноземцева. М.,1999.

11. Орлов В.В. Философия и экономика. «Рамочная» философская концепция современной трудовой теории стоимости // Новые идеи в философии. Пермь, 2003. Вып. 12. Т.1.

12. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.

13. Сорос Дж. Заметки о глобализации. М., 2002.

14. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

15. Тоффлер А. Третья волна. М.,1999.

16. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003. Боярченко С.И., Левендорский С.З., Агапов С.Е. Трехсекторная модель российской виртуальной экономики. М. 2002.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Выполните тест по теме 13 «Исторический процесс и будущее человечества».

1. Кем было разработано понимание исторического процесса как автономного развития самобытных культур?

· Г. Гегелем

· К. Марксом

· О. Шпенглером

· А. Тойнби

2. Разработка концепций совершенного общества будущего в эпоху Возрождения осуществлялась такими мыслителями как…

· Дж. Бруно, Дж. Боккаччо

· Ф. Петрарка, А. Данте

· Т. Мор, Т. Кампанелла

· Н. Макиавелли, М. Монтень

3. Кем была разработана цивилизационная концепция исторического процесса

· Г. Гегелем

· К. Марксом

· Ф. Ницше

· О. Шпенглером

· А. Тойнби

4. Доминирующая сфера общества в концепции постиндустриализма:

· промышленность

· политика

· экономика

· культура

5. Термин «глобальный» означает:

· первостепенный

· всеобщий

· значимый

· доминирующий

6. Назовите глобальную проблему от решения которой зависят все остальные:

· преодоление экологического кризиса

· распространение массовой культуры

· религиозное противостояние

· преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития индустриальных и развивающихся стран

7. В становлении на нашей планете единой цивилизации первостепенную роль играет переход:

· от политической конфронтации к диалогу

· от идеологического и религиозного противостояния к толерантности

· от моноидеологии к плюрализму

· от противоборства к совместной эволюции социальных систем на основе взаимопомощи и безопасности.

8. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идеи поступательного развития общества:

· Фома Аквинский

· Гегель

· Сартр

· Кондорсе

9. Философ эпохи Просвещения, заметивший, что общество развивается по «натуральным законам»:

· Гольбах

· Вольтер

· Локк

· Гельвеций

10. Философ, считавший неотчуждаемыми правами человека жизнь, свободу и собственность:

· Локк

· Фейербах

· Гегель

· Кант

ГЛОССАРИЙ

Абсолютная идея – основополагающее понятие гегелевской философии (термин, активно использовался Г.В.Ф. Гегелем), выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим.

Агностицизм – философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

Аксиология– раздел философии, изучающий вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Антиномия –противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование.

Анимизм – ранняя форма религии, основной чертой которой являлось одушевление всего окружающего мира.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Антропоморфизм – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Антропоцентризм– философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Аскетизм – вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание.

Атеизм – система взглядов, отвергающих религиозные представления (веру в Бога, в бессмертие души, в воскресение мертвых и т.д.) и религию в целом.

Базис– это совокупность исторически определенных производственных отношений.

Бытие – центральное философское понятие, которое указывает на реальное существование объекта, как основное его свойство, совокупность объективной и субъективной реальностей.

Воображение – мысленное представление, способность фантазировать, создавать совершенно новые образы (кентавр, например, получеловек-полуконь); способность человека отражать явления действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Время– одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.

Гедонизм – направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.

Гилозоизм – философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы.

Гипотеза–недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Глобализация – это процесс практического установления экономических, научно-технических, социально-политических, культурных и иных отношений между государствами и организация функционирования этой сложной системы отношений.

Глобализм – это совокупность объективного состояния взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимозависимости экономических, научно-технических, социально-политических, культурных и иных отношений мирового сообщества.

Глобалистика– совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления.

Гносеологический оптимизм – принцип познания, утверждающий возможность бесконечного человеческого познания мира.

Гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Гностицизм – философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей (гносеологический оптимизм); религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т.н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.

Государство – это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определенный порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность все население на установленной и экспансируемой территориях.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей цели и ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении; учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Догма – положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий.

Догматизм– восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношений к окружающему миру.

Доктрина– научная или философская теория, система представлений, руководящий теоретический принцип.

Дуализм – философский принцип, утверждающий в качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную.

Идеализм – термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеального по отношению к материальному.

Идеальное–способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному).

Индивид–отдельно взятый человек как представитель человеческого рода.

Индивидуальность– совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.

Интенциональность– понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет (Важнейшее значение понятие интенциональности получило в феноменологии Эдмунда Гуссерля).

Иррационализм – философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т.к. познавательные возможности разума сильно ограничены.

Истина – отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Категория – предельно широкое понятие, которое отражает существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Космоцентризм–система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.

Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Культура–понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности

Майевтика–метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусно наводящих вопросов.

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, рассматривающее общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство.

Материя – философская категория для определения объективной реальности существования вне и независимо от сознания человека; внутренние единство многообразия вещей, явлений, процессов через которые она существует.

Материализм– термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности материального по отношению к идеальному.

Метафизика – теоретическая система осмысления действительности, характеризующаяся однозначностью в восприятии картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов бытия (противоположность диалектики); понятие, характеризующее область явлений, лежащих за пределами физического мира (синоним «философии», «онтологии»).

Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на роль и место человека в этом мире; это совокупность и система знаний, взглядов, принципов, оценок, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека, формирующих жизненные позиции, программы и ориентиры поведения людей.

Мифология–исторический тип мировоззрения, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни.

Монада– понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия.

Монизм – философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

Наука– особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Неопозитивизм – современная форма позитивизма, одно из направлений философии XX в. Претендует на анализ и решение философско-методологических проблем научного знания. Отрицает возможности философии как особого рода теоретического познания и мировоззрения, и рассматривает ее только в качестве методологии научного знания.

Номинализм – направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Общественное бытие–философская категория, означающая совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от их сознания и в конечном счете его определяющих.

Общественное сознание– отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе.

Объективный идеализм–совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Онтология – учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления).

Относительная истина–категория, отражающая диалектический характер познания, достижения объективной истины.

Панлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, согласно которому все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи.

Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия.

Патристика совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II-VIII вв. (отцов церкви), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

Плюрализм – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Познание–процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Позитивизм – философское направление, считающее единственным источником истинного действительного знания конкретные науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Понятие–форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Прагматизм – философское течение, определяющее значение истины ее практической полезностью.

Пространство – фундаментальное (наряду со «временем») понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность.

Провиденциализм – это учение, которое характеризует историю как реализацию плана Богом о спасении человечества.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Религия – мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним.

Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Реляционализм – философское, точнее, гносеологическое воззрение, согласно которому возможно только познание отношений между вещами и между понятиями (Кант, Бергсон и др.)

Сенсуализм – философское направление, выводящее познание из чувственных ощущений, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений.

Синкретизм – неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности – религиозный. В философии – разновидность эклектики.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Сознание – важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.

Софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Социальная философия – всеобщая теория общественной жизни ее основ и важнейших форм проявления.

Субстанция – первооснова, сущность всех вещей и явлений, она самодостаточна, т.е. не нуждается ни в чем другом для своего существования.

Субъективная диалектика– это диалектическое мышление (диалектика понятий)

Субъективный идеализм– группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

Схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля.

Теизм – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем.

Теоцентризм – мировоззрение, где основой, причиной и целью всего существующего является Бог.

Фатализм – мировоззренческая позиция, согласно которой все события и явления предопределены; вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.

Феноменология – идеалистическое философское направление, основой которого является интенциональная деятельность сознания.

Философия – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Философская антропология– философское учение о природе и сущности человека.

Формация–исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

Цивилизация–единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли).

Человек–вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению.

Эвдемонизм – этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.

Экзистенциализм – философия существования, иррационалистическое направление в современной философии, сформировавшееся накануне I мировой войны 1914—1918 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев); в Германии после Первой мировой войны (К. Ясперс, М. Хайдеггер); в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.

Явление – вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (например, какое-либо явление природы); совокупность процессов материально-информационного преобразования, обусловленных общими причинами; в философии Канта явление – коррелятивное понятие к «вещи-в-себе».

Язык– знаковая система для передачи, хранения, обработки и воспроизведения информации; объективированное предметно-вещественная форма сознания, существующая независимо от отдельных индивидов.

Наши рекомендации