УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Критерии и структура научного познания. Метатеоретические основания науки. Этика науки.
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:абстрагирование,аксиоматический метод,восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза,гипотетико-дедуктвный метод, идеализация, метод, наука, научная картина мира, научное открытие, проблема,теория, факт.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:
1. Обратите внимание на логику определения сущности науки.
Науку можно рассматривать как деятельность, знание и социальный институт. Но данная дифференциация сущности науки носит условный характер, поскольку в ней, как минимум, невозможно отделить деятельность от знания и наоборот.
1.1. Наука как деятельность.
Однозначное определение науки вряд ли возможно. Об этом свидетельствуют многообразие ее трактовок, дискуссии по проблеме разграничения науки и других форм познания. Но при всей непохожести определений у них есть общее — это то, что наука есть производство знаний или деятельность по генерации нового знания. Наука, как правило, ориентирована на изучение тех объектов, которые прямо или косвенно могут быть включены в преобразовательную деятельность человека, а потому в качестве приоритетной своей цели полагает предвидение процессов преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Поскольку же любое преобразование обуславливается сущностными связями, законами изменения и развития объектов, а сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами, постольку основной задачей науки является выявление законов, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.Таким образом, наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.
1.2.1. Наука как знание.
Формой существования и систематизации результатов научной деятельности является научное знание. Приращение нового знания – это естественный итог любой научной деятельности. Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений. На каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, переосмысливает и уточняет их.
Научное знание не относится к случайным событиям, поскольку ориентировано на фиксацию лишь существенных, устойчивых, необходимых связей в явлениях самой различной природы, т.е. законов. Определяющими признаками научного знания являются логическая последовательность, непротиворечивость, обоснованность, максимальная обобщенность и объективность.
1.2.2. Запомните следующие формы развития научного знания:
ФОРМА ЗНАНИЯ | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
ФАКТ | - достоверное знание о единичном; фрагмент объективной действительности, зафиксированный в науке как реально существующий. |
ПРОБЛЕМА | - знание, фиксирующее некоторое противоречие или противоположные позиции в объяснении каких-либо явлений и требующее адекватной теории для их разрешения. |
ГИПОТЕЗА | - предположительное суждение о закономерной связи явлений; предположительное решение некоторой научной проблемы. |
НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ | – это такое объективно-истинное знание о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности, которое устанавливается в результате творческой деятельности ученых, реализующих определенную научно-исследовательскую программу и отличается общественной значимостью и принципиальной новизной. |
ТЕОРИЯ | – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляет собой идеально-знаковую модель этой сферы. |
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА | - специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития; Картина мира всегда характеризуется большей широтой охвата изучаемых явлений, чем любая отдельно взятая теория. Поэтому на одну и ту же картину мира может отображаться несколько теоретических схем, составляющих ядро различных теорий, в том числе и фундаментальных. |
1.3. Наука как социальный институт.
Наука как социальный институт есть совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений в сфере производства и практического применения научного знания.В этом смысле под наукой подразумевают не только специфического рода деятельность или знание, но и различные по статусу учреждения, в которых эта деятельность целенаправленно осуществляется, непосредственно сами субъекты научной деятельности, т.е. ученые, система правовых норм и т.п.
1.4. Примите к сведению следующую классификацию науки:
По мере накопления объективных знаний о действительности, а также усложнения разделения труда, в истории отмечается сложная дифференциация науки на целый ряд отраслей. Исторически первой в качестве самостоятельной науки начинает развиваться математика, с 17-го века – естествознание, с 19-го века – социология и т.д. Сегодня насчитывается около 400 отраслей научного знания, которые можно классифицировать по разным основаниям.
Фундаментальные науки, в отличие от прикладных, ориентированы на выявление базисных структур и законов соответствующих областей действительности (первой или второй природы, общества или мышления), которые изучаются безотносительно к их возможному использованию.
2. Охарактеризуйте специфические признаки научного познания.
1) Специфика научного познания определяется, прежде всего, непосредственно спецификой самого объекта научного познания. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые или человеку не даны в опыте по причине их бесконечно малого или большого размера, или могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Она также зачастую оперирует моделями таких объектов, явлений, процессов, в действительности не существующих, для которых в реальном мире имеются лишь некоторые прообразы
2) Наука предполагает с необходимостью использование специального языка, поскольку возможностей обыденного языка принципиально не хватает для научного описания по ряду причин. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки). Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же стремится, как можно более четко фиксировать свои понятия и определения, и, как следствие, она вырабатывает свой, специальный (искусственный) язык описания.
3) Научные исследования нуждаются в особой системе специальных орудий (приборов), которые, непосредственно воздействуя на объект, позволяют выявить возможные его состояния. Орудия, применяемые в производстве и быту, как правило, для этой цели непригодны.
4) Стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от обыденного опыта предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой требуют особой специальной подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного познания, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида.
3. Проанализируйте структуру научного познания.
уровни | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ | |
эмпирический уровень | Базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Предполагает осуществление наблюдений, индуктивных обобщений и экспериментальную деятельность. На этом уровне в объекте фиксируются факты, дается их описание на ступени явления. Средства этого уровня включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Данное познание доставляет материал, который затем обрабатывается теоретическим познанием. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Эмпирические объекты — это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений. На этом уровне выявляются явления и их связи; в этих связях возможно даже уловить проявление закона (эмпирического). | |
теоретический уровень | На этом уровне отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия. Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта (конструкции ума исследователя). Здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые методы построения теории; методы логического и исторического исследования и т.д. Главной задачей этого уровня является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями, а также объяснение изучаемых явлений. Здесь знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность явлений. | |
метатеоретический уровень науки | идеалы и нормы научного исследования | - это инвариант, который констатирует науку, отличая ее от других форм познания, выражая стиль мышления эпохи, позволяя отличить одну науку от другой. Они включают в себя идеалы и нормы: 1) доказательности и обоснования знания; 1) 2) объяснения и описания; 2) 3) построения и организации знания. |
научная картина мира | – это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека. Это целостная концептуальная система, дающая интегральное научное представление о природе и обществе. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов. | |
Философские основания науки | Философия является средством адаптации научного знания к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Философские идеи и принципы обеспечивают эвристику поиска. Философия генерирует своеобразные «проекты», предельно обобщенные теоретические схемы потенциально возможных мировоззренческих структур, тем самым, задавая научному поиску новые направления. Философия выступает в качестве методологического основания науки, поскольку занимается выявлением, разработкой и обоснованием методов познания, активно используемых в последствии наукой. Философия сама является методом познания, поскольку всегда определяет стратегию познавательной активности. |
4. Обратите внимание на методы научного познания.
4.1. Определите понятие метода и методологии.
Методы – своеобразные орудия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания, осуществляет движение от эмпирии к теории и от нее к практике. Следует заметить, что метод, во-первых, не существует вне человеческой деятельности, а во-вторых, содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется, в конечном счете, характером объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода).
Метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.
Специфика научного познания определяется обязательным применением всего арсенала известных ей методов. Комплексность их применения является гарантом достоверности вырабатываемого наукой знания.
4.2. Примите к сведению следующую классификацию методов.
МЕТОДЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА | |
общелогические | анализ | Расчленение (мысленное или реальное) изучаемого объекта на элементы. |
синтез | Соединение (мысленное или реальное) различных элементов изучаемого объекта в единое целое. | |
абстрагирование | Целенаправленное выделение интересующих свойств изучаемого объекта и одновременное отвлечение от других его свойств. | |
обобщение | Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области. | |
идеализация | Мысленное конструирование понятий об объектах, явлениях и процессах, в действительности не существующих, но таких, для которых в реальном мире имеются прообразы. | |
аналогия | Перенос знания, полученного из ранее рассматриваемого объекта, на изучаемый объект, обладающий сходными существенными признаками. | |
индукция | Переход от фактов к некоторому общему положению. | |
дедукция | Переход от общих знаний к знаниям различной степени общности. | |
эмпирические | наблюдение | Это способ изучения вещей, процессов, при котором исследователь не вмешивается в ход их движения и развития. Он не меняет условий их существования, никак на них не воздействует |
эксперимент | Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых (естественных или искусственных) условиях исследуются явления природы и общества. | |
описание | Закрепляет и передает результаты наблюдения или эксперимента с помощью определенных знаковых средств. Описывать факт – это значит ответить на вопрос, какой он, какими свойствами обладает. | |
теоретические | формализация | Заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). |
метод восхождения от абстрактного к конкретному | Заключается в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета исследования. Другими словами, метод характеризует направленность научного познания в целом – движение от менее содержательного знания к более содержательному. | |
аксиоматический метод | Предполагает в качестве исходных положений набор логически связанных между собой аксиом, из которых по определенным правилам строится система выводных предложений. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. | |
гипотетико-дедуктивный метод | Заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется. |
5. Особое внимание обратите на этические аспекты научного познания.
ВНЕШНЯЯ ЭТИКА НАУКИ | ВНУТРЕННЯЯ ЭТИКА НАУКИ |
Ориентирована на изучение явлений, порождаемых взаимодействием общества и науки. Осознание и того, что отдельные достижения науки способны порождать непредвиденные опасные последствия, и того, что возникновение таких последствий становится привычным явлением. Разработан «принцип предосторожности», в соответствии с которым бремя доказательства безопасности новой технологии ложится на того, кто предлагает ее ввести. На практике достаточно будет показать, что риск ничтожно мал по сравнению с предполагаемыми положительными эффектами этой технологии. Опасные процессы надо не запрещать, а учиться ими управлять и своевременно, а в идеале одновременно разрабатывать "противоядия". | Ориентирована на решение проблем, относящихся к взаимодействиям в пределах научного сообщества. Искажение исследователями своих научных результатов по различным причинам. Обычно искажения возникают неосознанно - ученый видит так, как ему хочется видеть свою работу. Здесь проблема в недостаточно критическом и объективном отношении к результатам своей деятельности. Насколько этично для исследователя работать неэффективно, удовлетворять свой познавательный интерес или научные амбиции за счет государства? Правильно поставленная научная задача экономит и материальные и человеческие ресурсы. Запрет на плагиат (умышленное присвоение авторства на чужие идеи, открытия). |
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:
Задание 1. Аргументируйте идею, заключенную в тексте. «Наука все более становится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института».
Задание 2. Определите, насколько универсален в современной науке критерий истинности, о котором повествует текст. «В сложном вопросе об истинности науки важное значение приобретает проблема реализуемости тех или иных научных положений и гипотез. Именно эмпирическая проверяемость, реализуемость на практике научных теорий служит надежным критерием, отделяющим истинное от предполагаемого или субъективного».
Задание 3. Прокомментируйте фрагмент с опорой на знания по метатеоретическому уровню науки: «Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования».
Задание 4. Проведите связь между теми специфическими чертами научного знания, о которых повествует текст, и проблемой этики науки. «Наука в высшей степени представляет собой отделение субъекта от объекта и лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Именно поэтому возникает столь серьезная проблема соотношения между наукой и нравственностью, между физиками и лириками и т.д.».
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
1. Установите соответствие между формами научного знания и суждениями, выражающими их сущность.
1) гипотеза а) объективно-истинное знание, отличающееся общественной
2) теория значимостью и принципиальной новизной;
3) научное открытие б) предположительное суждение о закономерной связи явлений;
4) научная картина мира в) высшая форма организации научного знания, представляющая
собой идеально-знаковую модель некоторой области
действительности;
г) специфическая форма систематизации научного знания,
задающая видение предметного мира науки соответственно
определенному этапу ее функционирования и развития.
2. Исключите лишнее:
а) естественные науки;
б) прикладные науки;
в) гуманитарные науки;
г) технические науки.
3. Выделите специфические черты научного познания.
а) абсолютная эмпирическая проверяемость;
б) изучает исключительно материальную действительность;
в) объективное знание является конечной целью;
г) с необходимостью использует специальный язык.
4.Какой из признаков выражает сущность метода «восхождения от абстрактного к конкретному»?
а) стремление к детализации содержания изучаемого объекта, заданного в начале как некая абстракция;
б) оперирование как абстрактными, так и конкретными понятиями в процессе познания;
в) оторванность в процессе познания от жизни;
г) объект познания наделяется признаками, которыми в реальности не обладает.
5. Выделите элементы метатеоретического уровня науки.
а) философские основания науки;
б) идеалы и нормы научного познания;
в) теория;
г) научная картина мира.
6. Исключите лишнее:
а) описание; б) сравнение;
в) обобщение; г) аналогия.
7. Наука как социальный институт представляет собой…
а) форму существования и систематизации результатов научной деятельности;
б)исторически сложившуюся форму человеческой деятельности, направленную на познание и преобразование объективной действительности;
в)совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений в сфере производства и практического применения научного знания;
г) форму духовной деятельности, направленную на генерацию нового знания.
8. Выделите уровень научного исследования, главной задачей которого является выявление законов, создание идеально-знаковых моделей реальности.
а) рациональный уровень;
б) эмпирический уровень;
в) теоретический уровень;
г) метатеоретический уровень.
9. Выделите главное отличие фундаментальных наук от прикладных.
а) установка на создание научной картины мира;
б) ориентация на формулировку законов и принципов изучаемой реальности;
в) установка на достижение максимально истинного знания;
г) установка на выявление базисных структур и законов соответствующих областей действительности, которые изучаются безотносительно к их возможному использованию.
10. Методология может быть определена как…
а) совокупность применяемых в данной науке методов;
б) совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем;
в) система взглядов на проблему роста научного знания;
г) понятие, обозначающее ряд наиболее важных для науки средств познания.
ОТВЕТЫ: 1) 1-б, 2-в, 3-а, 4-г; 2) б;3) в,г; 4 ) а; 5) а,б,г; 6) а; 7) в; 8) в; 9) г; 10) а,б.