УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Общество как нелинейная саморазвивающаяся система.Движущие
силы и субъекты истории. Критерии социального прогресса. Формационный и
цивилизационный подходы к анализу истории.
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, социальный детерминизм, социальный прогресс, цивилизация.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:
1. Обратите внимание на проблему движущих сил и субъектов исторического процесса.
Движущей силой исторического процесса (процесса развития общества) является деятельность всех его участников: это и различные социальные общности (класс, нация и т.п.), и индивиды, и выдающиеся личности. Но до уровня субъекта истории поднимаются только те и только тогда, кто и когда, во-первых, осознает свое место в обществе,
во-вторых, руководствуется общезначимыми целями,
в-третьих, участвует в борьбе за их осуществление.
Побудительной силой к социальному действию всегда выступает материальный интерес(осознанная потребность), соответственно, основой существования и развития общества является материальное производство, а законы, регулирующие его движение, полагаются как основные в историческом процессе.
2. Проанализируйте сущность закономерного характера общественного развития.
2. 1. Определите, в чем заключается главное отличие социальных законов от законов природы.
Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Однако если законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек, то в реализации законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут.
2.2. В связи с указанной спецификой социальных законов необходимо различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации.
Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным или реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.
2.3. Определите сущность социального детерминизма.
Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма. Однако сегодня принято различать жесткий детерминизм, предполагающий однозначную причинную обусловленность явлений различной природы, и вероятностный детерминизм, применимый лишь к неравновесным или нелинейным самоорганизующимся системам, к разряду которых относится и общество. Следует иметь в виду, что в общественной жизни далеко не всегда проявляется (обязательная для жесткого детерминизма) прямая зависимость, когда результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается не таким, каким он был бы, если бы другие воздействия отсутствовали. Одни и те же условия не являются причиной одних и тех же событий, и наоборот, сходные события вызваны различными условиями. Иными словами, в нелинейной системе целое несводимо к сумме его составных частей, и наоборот. Нередко, осознание этой особенности социального развития приводило к отрицанию вообще закономерного характера общественной жизни, к утверждению идеи случайного характера истории. Вероятностный детерминизм не отрицает закономерности в общественном развитии, но при этом объясняет, что сложная предсказуемость или непредсказуемость общественных явлений, определяется действием неопределенного числа факторов, среди которых даже самые незначительные по силе могут оказаться решающими.
2.4. Обратите внимание на направления, возникшие в результате абсолютизации или субъективного фактора или объективных условий развития общества.
ВОЛЮНТАРИЗМ | ФАТАЛИЗМ |
Возводит в абсолют волю субъекта, его свободу. Отрицает необходимость, т. е. зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов. | Совершенно исключает момент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельностного человека. Коль скоро существуют и действуют объективные законы общественного развития, человеку остается пассивно ждать, когда эти законы автоматически возьмут свое. |
2.5. Примите к сведению следующую дифференциацию социальных законов.
2.6. Определите сущность общих законов существования и развития общества.
При определении сущности общих законов общественного развития необходимо всегда учитывать концептуальные рамки, в пределах которых был сформулирован тот или иной социальный закон. Например, марксистская философия, базируясь на принципе материалистического понимания истории (общественное бытие определяет общественное сознание), утверждает закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных силв качестве основного механизма социального развития.
В отличие от марксизма, известный британский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975), понимавший человека как существо, возвышающееся над природным и социальным детерминизмом своей сознательностью и способностью осуществлять выбор, считал определяющим законом истории столкновение Вызова, ставящего под угрозу существование общества, и творческого Ответа, даваемого людьми. Согласно Тойнби, движение Вызова-и-Ответа образует ткань всей истории, а в конкретных условиях места и времени удачный Ответ рождает "локальную цивилизацию", обладающую неповторимым своеобразием. Автором Ответа, по Т., является не общество в целом, а творческое меньшинство, которое посредством подражания приобщает инертную массу к новым социальным ценностям.
3. Определите сущность социального прогресса.
Социальный прогресс – это процесс направленного поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом или отдельных ее сторон.В понимании социального прогресса сегодня различают два подхода:
СУММАТИВНЫЙ ПОДХОД | СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД |
Рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к другу и независимо друг от друга изменений в различных сферах жизни общества. При этом считается, что нет общей меры социального прогресса, поскольку в каждой сфере жизни существует своя система ценностей, например, в экономической сфере – уровень развития производительных сил; в политической сфере – степень демократизации общества; в социальной сфере – степень защищенности и согласованности интересов самых различных социальных общностей; в духовной сфере – высокий статус нравственных ценностей. | Рассматривает прогресс как поступательное восходящее развитие общества в целом. В качестве критерия прогресса должен выступать только такой, который определял бы поступательность развития всего общества, всех его сфер жизни. В роли такого критерия полагается только человек, его положение в социальной деятельности, с учетом тех возможностей, которые ему предоставляет общество для его индивидуального развития. |
В истории наряду с прогрессом имеет место и регресс, который характеризуется тем, что,
во-первых, происходит понижение уровня организации системы,
во-вторых, наблюдаются элементы застоя, фиксация изживших себя общественных форм и структур,
в-третьих, снижается сопротивляемость общественной системы внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.
Развитие общественной жизни в целом имеет тенденцию к ускорению, что схематически можно представить примерно следующим образом:
4. Проведите основные различия между концепциями единства и многовариантности исторического развития.
унитарно-стадиальные концепции истории | плюрально-циклические концепции истории |
Реально существуют не только отдельные социоисторические организмы(общины, племена, страны) и различного рода их системы (исторические регионы), но и человеческое общество как единое целое, и, соответственно, процессы развития (история) отдельных социоисторических организмов и их систем вместе взятые образуют один единый процесс всемирной истории. Например, выделение в рамках концепции постиндустриального общества таких типов общества, как аграрное, индустриальное и постиндустриальное, представляющих собой последовательно сменяющиеся стадии развития человечества. | Человечество подразделяется на несколько совершенно автономных социальных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим социальным единицами приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития. Отсюда следует, что все такого рода образования совершенно равноценны, эквивалентны. Ни одно из них по уровню развития не стоит ни ниже, ни выше всех остальных. Каждое из этих образований развивается, причем до поры до времени может быть даже поступательно, но человечество в целом не эволюционирует, и уж тем более - не прогрессирует. |
5. На основе сравнительного анализа определите сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу истории общества.
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД | ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД | ||
тип | унитарно-стадиальный, поскольку представляет всемирную историю в виде последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т.д.) | унитарно-стадиальный | плюрально- циклический |
История мировой цивилизации. | История локальных цивилизаций. | ||
единица истории | Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил. | Цивилизация – это культурно-исторический тип общества, атрибутами которого являются государственность, власть закона или правовое регулирование общественных отношений, производящее хозяйство, поселения городского типа, отделение физического и умственного труда, письменность. | |
факторы истории | Определяющим является экономический фактор. В каждом конкретном обществе производственные отношения являются фундаментом всех остальных общественных отношений и социального организма в целом. Все конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собой, если они в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений, относятся к одной и той же ступени исторического развития. | Применительно к каждой отдельной цивилизации выделяется определенный комплекс факторов исторического развития (например, технологический, религиозный, ценностный, идеологический и т.п.), среди которых экономический не полагается как основной. Цивилизационное деление истории связывается еще и с особенностями культуры. |
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:
Задание 1. Какая социально-философская проблема заключена в тексте, какие варианты ее решения предлагались в философии?«Нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечества, независимо от того, какие цели будут провозглашены. Никто не имеет права, да практически и не может, направлять по своему усмотрению, преследуя какие-то свои цели, исторический процесс».
Задание 2. На основании данного фрагмента охарактеризуйте специфику объекта социального познания.«Повторяемость как важнейший признак любого закона в развитии общества реализуется при значительно более сложных, чем в природе, обстоятельствах».
Задание 3. Какие критерии социального прогресса предполагаются в данном контексте?«Известен парадокс исторического развития, заключающийся в том, что социальный прогресс покупается каждый раз ценой множества человеческих судеб и – в этом смысле – ценой ущемления человечности. Но можно указать и на другой парадокс, а именно: чем больше развивается общество как такое, которое избирает полезность в качестве одного из критериев оценки своей жизни, тем больше оно создает возможности для гуманизации человеческих отношений».
Задание 4. Прокомментируйте текст с опорой на соответствующие тексту теоретические положения.«Потребность в более широком и комплексном понимании общества во всем многообразии его различных сфер и факторов регуляции способствовала разрастанию объема понятия «цивилизация». Результатом стали разброс значений этого слова, а также комплексность содержания этого понятия».
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
1. Побудительной силой к социальному действию выступает …
а) материальное производство; б) материальный интерес;
в) материальная жизнь общества; г) материальные ценности.
2. Выделите специфические черты законов социального развития.
а) Законы общественного развитиявозникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей.
б) Законы общественного развития носят универсальный характер.
в) Законы общественного развития выражают существенную и необходимую связь социальных явлений в обобщенной форме.
г) Законы общественного развития реализуются только через деятельность людей.
3. Определите суждения, выражающие сущность субстанционального подхода к решению проблемы социального прогресса.
а) В качестве критерия прогресса полагает такой, который определял бы поступательность развития всего общества, всех его сфер жизни.
б) Социальный прогресс проявляется в приумножении материальных благ.
в) Главной и единственной мерой прогресса является человек.
г) Рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к другу и независимо друг от друга изменений в различных сферах жизни общества.
4. В каком из направлений четко проявляется абсолютизация объективных условий развития общества.
а) индетерминизм; б) фатализм; в) волюнтаризм; г) провиденциализм.
5. Установите соответствие между концепциями единства и многовариантности исторического развития и суждениями, выражающими их сущность.
1)унитарно-стадиальные концепции; 2)плюрально-циклические концепции.
а) Общественная жизнь людей представляет собой всего лишь простую совокупность огромного количества самых разнообразных действий людей. История есть просто последовательность событий. Нет никаких оснований говорить о движении общества как целого. История не есть процесс развития, идущий по определенным законам, в ней нет и быть не может никаких последовательно сменяющихся стадий.
б) Нет человеческого общества в целом. Существует лишь человечество как простая сумма множества полностью самостоятельных общественных единиц. Соответственно, всемирная история - простая совокупность историй этих единиц. Процессы их развития не образуют одного всемирного процесса.
в) Человеческое общество как единое целое, и, соответственно, процессы развития отдельных социоисторических организмов и их систем вместе взятые образуют один единый процесс всемирной истории.
6. Выделите признаки формационного подхода к анализу исторического процесса.
а) Для каждого конкретного общества считает фундаментом всех общественных отношений и социального организма в целом производственные отношения.
б) Единицей анализа исторического процесса считает общественно-экономическую формацию.
в) Единицей анализа исторического процесса считает цивилизацию, проходящую в своем развитии общественно-экономическую формации.
г) Применительно к каждой стране выделяется определенный комплекс факторов исторического развития.
7. Цивилизация – это …
а) – синоним культуры; б) – период истории, следующий за дикостью, варварством;
в) – исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил;
г)– это культурно-исторический тип общества, атрибутами которого являются государственность, власть закона или правовое регулирование общественных отношений, производящее хозяйство, поселения городского типа, отделение физического и умственного труда, письменность.
8. Социальный детерминизм утверждает идею …
а) закономерного характера общественной жизни; б) истории как суммы случайных событий;
в) возможности предвидения социальных событий, в силу их закономерного характера;
г) универсального характера социальных законов.
9. До уровня субъекта истории поднимаются только те и только тогда, кто и когда …
а)осознает свое место в обществе;
б) руководствуется общезначимыми целями;
в) оставляет какой-либо след в истории;
г) участвует в борьбе за их осуществление.
10. Социальный регресс характеризуется тем, что,
а) происходит понижение уровня организации социума;
б) является неизбежным завершением развития любого социума;
в) наблюдаются элементы застоя, фиксация изживших себя общественных форм и структур;
г) снижается сопротивляемость общественной системы внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.
ОТВЕТЫ: 1) б; 2) г; 3) в,г; 4) б,г; 5) 1-в, 2-б; 6) а,б; 7) б,г; 8) а,в; 9) а,б,г; 10) а,б,в,г.