Становление философского знания

1.В каком случае проблема человека может трактоваться как онтологическая:
- когда человек познает мир,
- когда человек проживает мир,
- когда человек рассматривается как неотъемлемая часть мира,
- когда мышление философа антропоморфно,
- когда мышление философа космично,
- никогда, поскольку ____________

2. Миф и философия могут сосуществовать в объяснении мира:
- поскольку они стремятся выявить наиболее общие закономерности его существования,
- в рамках традиционалистского мышления, бережно относящегося к наследию прошлого,
- поскольку человек нуждается и в эмоциональном, и в рациональном способах объяснения,
- поскольку непонятные явления объясняются с помощью мифологем,
- поскольку граница между ними условна,
- не могут, потому что ___________

3.Слово становится философским понятием,
- если оно определено с помощью других понятий,
- если ему придан всеобще-значимый смысл,
- если его перестают употреблять в обыденной речи,
- если оно включено в систему объяснения мира,
- если оно позволяет абстрагироваться от одних качеств рассматриваемого предмета и сосредоточиться на других,
- если оно способно фиксировать существенные черты предмета или явления
4. Философия начинается
- с рассмотрения окружающей действительности
- с объяснения человеком самого себя
- с анализа социальных процессов
- с преодоления мифологического объяснения мира
- с обобщения научных данных
- с формирования абстрактного мышления
- с момента выхода за пределы зависимости от природы

Тест № 4

Рационалистический метод познания Р. Декарта

1 Истина, по Р. Декарту, обладает следующими характеристиками:

· доказательность

· ясность

· универсальность

· отчетливость

· практическая значимость

· безоценочность

· внесубъектность

· связь с опытом

· другое______________

2 Сомнение как методологическая процедура, согласно Р. Декарту, это ______________________________

3 Необходимость дедукции, по Р. Декарту, связана с:

· преодолением умозрительности теории

· обширностью эмпирического опыта

· необходимостью эксперимента

· привлечением позиций других ученых

· возможностью личного заблуждения

· еще _____

4 Энумерация – это (не больше двух ответов, пояснять отрицательные ответы):

· метод

· методика

· процедура

· этап

· характеристика

· свойство

5 Задача энумерации состоит в том, чтобы:

· отсечь нестандарные данные

· упорядочить опыт

· привлечь весь объем данных

· привлечь весь объем опытных данных

· использовать чувственное познание

6 Рациональная интуиция, как ее понимает Р. Декарт, отличается от чувственной интуиции:

по качеству________________

по структуре_______________

по содержательному результату ______________________________

Тест № 5

Гносеология И. Канта

1 вариант

Разум «начинает с основоположений, применение которых в опыте неизбежно и в то же время достаточно подтверждается опытом. Опираясь на них, он поднимается (как этого требует и его природа) все выше, к условиям более отдаленным. Но так как он замечает, что на этом пути его дело всегда должно оставаться незавершенным..., то он вынужден прибегнуть к основоположениям, которые выходят за пределы всякого возможного опыта... однако вследствие этого разум погружается во мрак и впадает в противоречия...» Поясните значение понятий «опыт» и «разум» в философии И. Канта. Ответьте на вопросы:

1. Почему на «этом пути» дело разума «должно всегда оставаться незавершенным»? Что такое «природа разума»?

2. Почему основоположения приводят разум во мрак?

3. Как связаны между собой упомянутые основоположения и догматизм, о котором речь идет ниже? Что такое догматизм в философском смысле слова?

4. Сформулируйте возможное основоположение для этики, формулировкой которого не ограничился бы И. Кант.

2 вариант

«Но так как законодательство носило еще следы древнего варварства, то из-за внутренних войн господство метафизики постепенно выродилось в полную анархию...» Поясните значение понятия «метафизика» в философии И. Канта. Как оно связано с термином «вещь-сама-по-себе»? Ответьте на вопросы:

1. Что подразумевается здесь под «внутренними войнами» и «анархией»?

2. Какие недостатки предшествующей И. Канту метафизики привели к индифферентизму, о котором далее идет речь?

3. Что станет границами метафизики в философии И. Канта?

4. Приведите пример выхода за границы метафизики в кантовском смысле слова (в виде тезиса или предложения), поясните, почему это так.

3 вариант

«Я разумею под этим... критику способности разума вообще..., стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов». Поясните значение понятий «критика» и «способность разума» в философии И. Канта. Ответьте на вопросы:

1. Почему важно решить вопрос о «возможности или невозможности метафизики вообще»?

2. Что считать источниками метафизики в философии И. Канта?

3. О каких принципах в данном случае идет речь?

4. Сформулируйте самостоятельно выражение, соответствующее кантовскому критерию принципа.

4 вариант

«Я не уклонился от поставленных человеческим разумом вопросов...; я определил специфику этих вопросов сообразно принципам... В этом исследовании я особенно постарался быть обстоятельным и смею утверждать, что нет ни одной метафизической задачи, которая бы здесь не была разрешена...» Поясните значение понятий «разум» и «принцип» в философии И. Канта. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключается упомянутая «специфика вопросов сообразно принципам»?

2. Почему принципы увязываются в данном фрагменте с метафизикой?

3. Чем метафизика разума отличается от метафизики природы, о которой дальше идет речь?

4. Сформулируйте проблему, которая могла бы войти в кантовскую метафизику природы.

5 вариант

«Что касается достоверности, то я сам вынес себе следующий приговор: в такого рода исследованиях никоим образом не может быть позволено что-либо лишь предполагать; в них все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть запрещенный товар...» Поясните значение понятия «достоверность» в философии Нового времени. Ответьте на вопросы:

1. Почему достоверность относится И. Кантом к требованиям, касающимся формы исследования?

2. Как соотносятся между собой достоверность и ясность, чем отличаются друг от друга?

3. Почему достоверность отрицает гипотезы?

4. Приведите пример «достоверного знания», соответствующего кантовским критериям.

6 вариант

«Полное единство такого рода знаний, а именно знаний исключительно из чистых понятий, делает эту безусловную полноту не только возможной, но и необходимой, при этом опыт или хотя бы частное созерцание... не в состоянии повлиять на их расширение и умножение». Поясните значение понятий «опыт» и «чистый» в философии И. Канта. Ответьте на вопросы:

1. Почему единство знаний достижимо «исключительно из чистых понятий»?

2. Чем опыт отличается от частного созерцания? Какие познавательные способности участвуют в них?

3. Почему Кант называет рассматриваемое единство «систематизированным инвентарем»? Каково значение слова «инвентарь» в этом контексте, что хочет подчеркнуть тем самым философ?

4. В каком разделе кантовской философии «расширение и умножение» будут необходимы и желательны?

Тест № 6

Наши рекомендации