М о д у л ь 1. философия в исторической

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ

МОДУЛЬ «ФИЛОСОФИЯ»

Методические материалы к семинарским занятиям

Для студентов УО «БГСХА» всех специальностей

Горки

БГСХА

УДК 1(075.8)Ф56

ББК 87я

И73

Рекомендовано методической комиссией

по социально-гуманитарным дисциплинам 21.01.2015 г.

(протокол № 5)

и Научно-методическим советом БГСХА 28.01.2015 г.

(протокол № )

Авторы:

старшие преподаватели В. В. Ивчик (темы 1, 8–9)

и М. В. Кондратова (темы 5–7); преподаватели О. Г. Липская

(тема 2) и Е. В. Старосоцкая (тема 4);

кандидат философских наук, доцент Р. В. Попова (тема 3)

Под общей редакцией В. В. Ивчика

Рецензенты:

кандидат философских наук, доцент С. И. Бакчеева

кандидат филологических наук, доцент Н. С. Шатравко

Обязательный модуль «Философия» :методические ма-

И73 териалы к семинарским занятиям / В. В. Ивчик [и др.]. – Гор-

ки : БГСХА, 2015. – 142 с.

Методические материалы к семинарским занятиям подготовлены на основе образовательного стандарта и Типовой учебной программы обязательного модуля «Философия» для высших учебных заведений Республики Беларусь с учетом требований к формированию компетенций студентов по учебной дисциплине «Философия». Планы занятий, контрольные вопросы и задания, темы рефератов и докладов, вопросы для обсуждения и темы для дискуссий, терминологический словарь (глоссарий), тесты для самопроверки знаний по каждой теме направлены на активизацию самостоятельной работы студентов, развитие их мыслительных и творческих способностей.

Для студентов всех специальностей.

УДК 1(075.8) Ф56

ББК 87я

© УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2015

ВВЕДЕНИЕ

Философия как рациональное теоретическое ядро мировоззрения занимает центральное место в гуманитарной подготовке современного студента. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование креативной личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем, с выверенной структурой гуманистических ценностей, включая приоритетные для белорусской национальной культуры и идеологии. Философия обладает значительными возможностями в этом плане. Она, в частности, помогает специалисту преодолеть свою профессиональную ограниченность, односторонность. Расширяя умственный кругозор, увеличивая широту мышления, позволяет человеку лучше понимать других, учит терпимости, толерантности, защищает от ксенофобии.

Изучение философии – это школа творческого и критического мышления. Первое условие философствования – ничего не принимать на веру. Всерьез приобщивщийся к философскому наследию молодой человек перестает быть заложником догматизированных учений, внешних обстоятельств и чьих-то манипулятивных действий, поскольку вырабатывает у себя потребность избавляться от предрассудков и заблуждений, сколь бы привлекательными и выгодными они не казались.

В обязательном модуле «Философия», который изучается студентами на первом уровне высшего образования, дисциплина «Философия» конституируется как первая, определяющая. Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций. Формирование предметных философских компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин», проартикулированными в Типовой учебной программе по обязательному модулю «Философия» для учреждений высшего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30.06.2014 г.

В результате изучения учебной дисциплины «Философия» выпускник должен знать: основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений; ключевые идеи и категории философского анализа; основные подходы к философской интерпретации бытия; фундаментальные компоненты философской теории человека; базовые ценности современной культуры; философско-мировоз-зренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной); основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования; основные концепции функционирования и развития общества; смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь: формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения; применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их; уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия; осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности; определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.

Творческое усвоение предмета невозможно без настойчивого самообразования под руководством педагогических работников в ходе самостоятельной работы студентов (СРС). На СРС по дисциплине «Философия» отводится 42 ч. (половина всего выделенного на ее изучение времени), поэтому важно, чтобы внеаудиторная подготовка осуществлялась целерационально и качественно; содействовать чему и призвана данная методическая разработка. Она, являясь компонентом учебно-методического сопровождения СРС, определяет узловые задачи и алгоритм самоподготовки студентов к семинарским занятиям, промежуточным аттестациям и экзамену. В соответствии с принятой в БГСХА модульно-рейтинговой системой обучения материалы разделены на два модуля. В структуру каждой темы включены планы занятий (9 тем, 11 семинарских занятий), контрольные вопросы и задания, вопросы для обсуждения и темы для дискуссий, терминологический словарь (глоссарий), тестовые задания для самостоятельной проверки усвоенных знаний и готовности к сдаче модулей, список основной и дополнительной литературы, а также структурно-логические схемы.

М о д у л ь 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ

ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

( темы 1-4)

Задачи студентов по изучению материала модуля № 1:

1)знать: основные подходы к определению философии; компоненты и исторические типы мировоззрения; историю становления философии как рационально-теоретического мировоззрения и ее проблемное поле; базовые философские категории и универсалии культуры; функции философии как социокультурного феномена; специфику различных геосоциокультурных типов философии; основные направления, ведущих представителей и ключевые идеи классической и неклассической философии.

2)уметь: обосновывать взаимосвязь философии и мировоззрения; характеризовать их структуру и исторические типы; раскрывать взаимосвязи онтологической, гносеологической, антропологической и аксиологической проблем; обосновывать творческий характер философского мышления и значение философии в жизни человека и общества; аргументировать смысл, цели и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности; анализировать важнейшие концепции, разработанные в классической и неклассической философии; применять философские идеи и категории при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций; объяснять влияние философии на развитие белорусского национального самосознания; характеризовать философию, культуру и общественную жизнь Беларуси в современных условиях.

Наши рекомендации