III. Еще немного об основах дебатов

Вопросы*

«Вопрос» – это вопрос или утверждение, адресованное говорящему в данный момент игроку из команды оппонентов. Чтобы задать вопрос, дебатер должен встать и показать, что он желает его задать, сказав: «Вопрос» или «Разрешите вопрос». Игрок, говорящий в данный момент имеет полное право принять или не принять вопрос. Это должно быть показано в течение 10-15 секунд после того, как встал тот, кто задает вопрос. Если вопрос не принят, спрашивающий должен сесть. Если вопрос принимается, спрашивающий может адресовать короткий вопрос или комментарий говорящему. Вопросы должны быть длительностью не более 15 секунд. Время, потраченное на вопрос, не компенсируется для того, к кому этот вопрос адресован.

Вопросы могут быть предложены между первой и последней минутами четырех конструктивных речей, но запрещено задавать их во время ребатлов. Вопрос может сыграть на руку как спрашивающему, так и отвечающему, поэтому некоторые дебатеры стремятся как можно больше и задавать вопросов, и отвечать на них (однако, чрезмерность в этом деле может оказаться слишком отвлекающей и даже опасной). Как правило, рекомендуется, чтобы каждый игрок принимал два или три вопроса во время своей речи и предлагал несколько во время речей оппонентов в таком количестве, чтобы это не становилось слишком навязчивым и отвлекающим. Спикер не должен прерывать ход речи чтобы принять вопрос: скорее, лучше подождать окончания предложения или идеи, и лишь потом принимать. Абсолютно законно сказать, что Вы не примете вопрос сейчас, но примете его позднее по ходу раунда.

Вопросы особенно полезны для следующих целей:

1) Попросить уточнения. Особенно когда в КПМ представляется нечеткий или неопределенный кейс, вопрос может быть использован для того, чтобы обломать кайф Правительству, заставить их уточнить кейс и предотвратить превращение раунда в длительный и бесплодный спор по дефинициям.

2) Указать на противоречия в аргументе команды оппонентов. Если спикер явно противоречит тому, что перед этим сказал его коллега, используйте «Вопрос» чтобы указать на это и снизить доверие к оппонентам.

3) Ответить на аргумент, введенный оппонентами. В конструктивных речах Вы можете использовать «Вопрос», чтобы прямо ответить на аргумент, введенный спикером, говорящим в данный момент. Особенно если аргумент основан не на логической связи, а на эмоциях и необоснованных допущениях. 15 секунд вполне достаточно, чтобы основательно его повредить. Однако, будьте осторожны: если Ваш оппонент сможет сразу же отразить атаку уместным возражением, первоначальный аргумент может стать намного сильнее.

4) Указать на факт, пропущенный или перевранный другой командой. Иногда спикер (намеренно или нечаянно) будет строить свои аргументы на неверных или неуместных фактах. «Вопрос» дает команде оппонентов возможность «привлечь к ответственности» эти утверждения. Хотя парламентский дебат и не строится преимущественно на эмпирических диспутах, но указав на явную погрешность в фактах, Вы тем самым ослабите кейс оппонентов.

5) Заложить основу для последующей речи. Удачный вопрос или утверждение может заложить почву для главной идеи, которую Вы планируете выдвинуть в последующей речи. И еще: нанося удар по ранее оставленному без ответа пункту или выдвигая новую линию анализа во время «Вопроса», Вы тем самым «ставите его/ее на поток» и получаете возможность повторить и расширить этот аргумент или же ответить на него (если это – аргумент Ваших противников) в ребатле, не боясь, что Ваши оппоненты заявят о «Введении нового аргумента в речи анализа».

6) Внести немного юмора в раунд. Короткая, остроумная и уместная вставка часто приносит больше пользы аргументу, чем несколько минут сухой прозы. «Вопросы» предлагают Вам прекрасный способ внести юмор в дебат и одновременно разоружить Ваших оппонентов.

Нарушения порядка

Нарушение порядка – это возражение на нарушение правил дебата, которое выдвигается дебатером в то время, когда говорит кто-либо из членов другой команды. Чтобы заявить о нарушении порядка, дебатер должен встать и сказать: «Нарушение порядка». Затем кратко объяснить нарушение правил. Спикер, говорящий в данный момент, должен прекратить говорить и хранить молчание, пока нарушение порядка не будет высказано и судья не примет (или отклонит) его. Если нарушение принимается, время, затраченное на формулировку нарушения, будет вычтено из времени спикера. Если же нарушение не будет принято, то это время спикеру компенсируют.

Пока нарушение порядка обдумывается или формулируется, спикер, говорящий в данный момент, не имеет права отвечать. Правила окончательные и изменению или оспариванию командами не подлежат. Нарушения порядка могут быть предъявлены в следующих случаях:

1) Введение нового аргумента в речах анализа. Если спикер предлагает в ребатле новый пункт, предварительно не представленный на протяжении раунда или же пытается впервые ответить на что-то, ранее упомянутое другой командой (за исключением ПМ, имеющего право ответа на то, что впервые было упомянуто в КЧО), то команда оппонентов должна заявить о нарушении порядка. Если нарушение принимается, то новый аргумент игнорируется судьями и спикеру, который его ввел, запрещается продолжать его обсуждение. Судья не может, однако, единолично нейтрализовать новый пункт в ребатле; обязанность смотреть за введением новых пунктов лежит на обеих командах.

2) Подмена кейса в речах анализа. Если команда Правительства пытается изменить или поменять утверждение кейса в АПМ, то Оппозиция может заявить о нарушении порядка.

3) Превышение спикером временных рамок. После истечения нормированного времени речи, каждый спикер имеет 30-тисекундный «НЗ» чтобы завершить речь. Если он превышает этот лимит, член команды оппонентов может заявить о нарушении порядка. Если оно принято, спикер, который говорит, обязан немедленно завершить речь и сесть.

Наши рекомендации