Феноменология. Экзистенциализм

Чем больше развивались наука и технология, которые увеличивали экономическую мощь индустриального общества, тем более острыми становились нерешенные проблемы человека и его культуры. Впервые было осознано, что не только “сон разума рождает чудовищ”, но и бодрствующий разум может привести человеческую культуру к катастрофе. В попытках решить эти проблемы возникли мощные интеллектуально-философские концепции - феноменология, философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, оказавшие огромное влияние на ценностно-мировоззренческий климат XX в. Истоками этих философских концепций были сложные внутренние проблемы человека и общества, остававшиеся вне поля зрения научно-ориентированных течений. Именно в полемике с неопозитивизмом и марксизмом утверждали себя названные философские концепции.

Показательна в этом плане феноменология Эдмунда Гуссерля. Сначала Гуссерль выступил против психологизации логики и выдвинул идею чистой логики как науки об абсолютных сущностях, об истинах, содержание которых не зависит от субъекта, высказывающего те или иные суждения. Гуссерль подверг критике психологизм Милля, Маха, Авенариуса и других, для которых мышление, суждение, умозаключение, доказательство - это психическая деятельность познающего субъекта. Концепция чистой логики как науки об абсолютных сущностях, сформулированная Гуссерлем в первом томе “Логических исследований”, была пересмотрена им во втором, где Гуссерль отходит от “абсолютного логицизма” к феноменологии сознания. Последняя и прославила имя Гуссерля как основоположника нового направления в европейской философской мысли.

Феноменология многопланова, имеет сложную структуру и множество интерпретаций. Если кратко, то суть ее сводится к выделению и изучению в сознании некоторых существенных черт. Сознание - бесконечный и необратимый поток переживаний. Вместе с тем это не сплошной, однородный поток, в нем есть самостоятельные феномены, имеющие свои особенности. Поток имеет направленный характер, т.е. сознание интенционально, направлено на предметы. Нет ненаправленного сознания. Сознание всегда есть сознание о чем-то более или менее определенном. Неважно, существует ли реально то, о чем говорит сознание, главное, что сознание направленно. Феноменология стремится не к объективному знанию, а к “первоначальному”, недискурсивному опыту. Это “жизнь духа”, которая постигается интуитивно и выступает подлинным источником всякого существования.

Тем самым философия имеет дело с “чистой субъективностью”. Задача философа состоит в том, чтобы в хаотическом потоке переживаний найти такие акты, которые бы переживались нами с полной очевидностью. Проблема в том, чтобы найти первоначальный, беспредпосылочный, очевидный акт сознания. Подобная процедура получила название “феноменологической редукции”. Пытаясь понять бесконечное многообразие жизни сознания, феноменология предложила методы учета особенностей переживания в зависимости от изменения точки зрения, горизонта, модальности видения и применила эти подходы к социологии, религии и эстетике.

Попытку проникнуть в субъективный мир человека продолжили экзистенциалисты. Это течение охватывает примерно 30-е – 60-е годы ХХ века. Среди немецких экзистенциалистов - М. Хайдеггер, К. Ясперс, французских - Ж.-П. Сартр, А. Камю.

Для экзистенциалистов человек – не единая, изначально заданная сущность, а меняющееся и самим человеком меняемое существование. По Сартру, человек свободен сам созидать свою сущность, потому что изначально дан себе только как существование. Человек – это проект, который он сам в себе создает и исполняет. Он не завершен подобно вещи, и сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца, труса или героя. Экзистенция (существование) человека, благодаря сознанию свободна от любых детерминаций. В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не зависим ни от общества, ни от других людей, ни от моральных и религиозных установлений, ни даже от собственного прошлого. Эта независимость — результат способности сознания все отрицать и освобождаться от всякого внешнего влияния.

В любой ситуации человек может сказать «нет». Эти слова имели особое звучание во Франции сороковых годов, так как были написаны во время фашистской оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления. Сартр считает, что человек — это проект, он всегда открыт будущему, поскольку завтра мы можем быть не такими как сегодня. Тот, кто вчера был трусом, сегодня может стать храбрецом: человек сам созидает себя. Свободный выбор — удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. Человек выбирает не умом, а целостностью своего «я», и выбор его реализуется в поступке. Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только поведение говорит человеку о его истинных качествах.

Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что «Бог умер», и потому человек в его представлении не может опереться на божественную помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него прощение. Если Бога нет, то все дозволено. И из этого «все» человек выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться на людей, потому что каждый — свободен, и на них не обопрешься. Индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех.

Поскольку моральные ценности, существующие в обществе, не указ свободному от всего человеку, он волен ориентироваться на те, которые «изобретет» сам. Пьесы Сартра полны людей-титанов, сокрушающих направо и налево, в полной уверенности, что они свободны действовать по собственному произволу. Фактически, есть лишь одна добродетель, которую Сартр «официально» признает. Это честность. Никто, считает Сартр, не должен пытаться переложить ответственность за свои поступки на другого человека или на обстоятельства. Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает полностью. Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать, что лично расплатится за всякий свой поступок.

Сартр говорит о том, что человек часто не выдерживает бремени свободы, он страшится ее, именно поэтому он впадает в самообман, в «дурную веру», что все каузально обусловлено. Самые низкие люди те, кто считает, что к тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает.

Постмодернизм

В 70-е и 80‑е гг. ХХ века мировой интеллектуальной модой становится постмодернизм. Наибольшее распространение он получил во Франции. Постмодернизм противопоставил себя модерну, который условно можно датировать 1500-ми – первой половиной 1900-х гг. Ключ к пониманию постмодерна находится в идеологии модерна. Как бы открывая эпоху Нового времени, Ф. Бэкон и Р. Декарт, которых можно считать первыми модернистами, ставят перед человечеством новую грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Так начиналось великое преобразование и покорение природы, опиравшееся на науку и составившее основное содержание модерна в его практическом аспекте.

Возникшие в эпоху Нового времени тенденции получили дальнейшее развитие в XVIII в. – веке Просвещения. Философы‑просветители, особенно французские, еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки, сделали исключительно актуальным гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составили универсальные общечеловеческие принципы, идеалы и ценности: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. Важнейшей чертой этой концепции стал прогрессизм, т. е. устремленность в «светлое будущее».

Просветители полагали, что провозглашенные ими идеалы и ценности – благодаря прогрессу разума и просвещения – охватят все человечество, поскольку все люди имеют одну и ту же природу и один и тот же разум. Просветители искренне верили, что разум и наука обеспечат решение всех проблем и задач - рационально объяснят законы природы, сделают прозрачными, ясными и понятными межчеловеческие отношения, помогут человеку познать самого себя, овладеть самим собой, поставить все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.

В целом надо признать, что многие идеалы и ценности Просвещения оказались в XIX и XX вв. либо нереализованными, либо существенно искаженными. Постмодернизм и выразил глубокое разочарование в итогах предшествующего развития человечества, утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности.

В социально-экономической сфере постмодернизм соответствует обществу потребления, основные характеристики которого выглядят аморфными и неопределенными. В нем нет четко выраженной социально‑классовой структуры. Это общество всеобщего конформизма. К обществу все труднее применять понятие «народ», поскольку последний все больше превращается в аморфную массу «потребителей» и «клиентов».

Господствующее положение в эпоху постмодерна заняла массовая культура, а в ней – мода и реклама. Ранее интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий. Интеллектуалы уже не претендуют на роль властителей дум. По мнению одного из представителя постмодернизма Ж.-Ф. Лиотара, Ж.-П. Сартр был последним «большим интеллектуалом», верившим в некое «справедливое дело», за которое стоит бороться. Сегодня для подобных иллюзий не осталось оснований. Отсюда название одной из книг Лиотара – «Могила интеллектуала». В наши дни писатель и художник, творец вообще, уступают место поверхностному и конъюнктурному журналисту.

Мировоззрение постмодернизма требует и особого языка, не признающего традиционных грамматических и логических норм и правил. Поэтому тексты философов-постмодернистов непривычны для читателя, воспитанного на классике. Четкие границы, отделяющие философские тексты от других — литературных, поэтических, религиозных и т.д., стали размытыми. Постмодернисты считают, что логика и грамматика искажают мысль. Там, где мысль находится в становлении, движется в стихии случая, игры, неопределенности, там и ее выражение в слове не должно следовать диктату логики и грамматики.

В философском отношении постмодернизм противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма. В этом смысле его можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.

Основные принципы философии постмодерна таковы: объективная сущность — иллюзия; истина неоднозначна, множественна; обретение знания есть бесконечный процесс пересмотра словаря. Действительность не есть данность, она формируется под воздействием человеческих желаний и поступков, ориентацию и мотивировку которых нельзя до конца объяснить, а следовательно, невозможно предсказывать и контролировать. Конструкций реальности может быть сколь угодно много и ни одна из них не является окончательно истинной; человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует, истолковывает его и ни одно истолкование не имеет преимуществ перед другими.

Философы-постмодернисты выразили мировоззрение, свободное от веры в Бога, науку, истину, человека. Они выразили разочарование во всякого рода квазибожествах и пришли к убеждению о бессмысленности поклонения человека чему-то или кому-то, об отсутствии чего-либо сакрального. По выражению Р. Рорти, постмодернисты окончательно раз-божествили мир.

Как оценивается феномен постмодернизма современниками? Одни считают его условием прорыва в новую культуру и мировоззрение, другие называют «натужной игрой на пустотах», перспективы которой безжизненны. Во Франции — родине постмодернизма — ряд писателей и философов характеризуют его, по свидетельству Р. Барта, как «пустое в интеллектуальном отношении», «софистичное в вербальном», «опасное в моральном», обязанное своим успехом «одному только снобизму маньяков лингвистической расшифровки». Далеко не все признают и само наступление эпохи постмодернизма. Так, немецкий философ Ю. Хабермас, выступающий главным оппонентом постмодернизма, считает, что утверждения о возникновении некой постсовременности не имеют достаточных оснований. По его мнению, «модерн – незавершенный проект», он далеко не исчерпал себя и продолжится в будущем.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ТРЕТЬЕЙ К КОНТРОЛЬНОМУ РЕФЕРАТУ И ЭКЗАМЕНУ (ИЛИ ЗАЧЕТУ)

11. Диалектика развития у Гегеля.

12. Шопенгауэр и Ницше о воле к жизни.

13. Философия позитивизма на примере взглядов Витгенштейна.

14. Проблема свободы и морального выбора в экзистенциализме.

15. Постмодернизм как культурное и философское течение.

СВОДНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К КОНТРОЛЬНОМУ РЕФЕРАТУ И ЭКЗАМЕНУ (ИЛИ ЗАЧЕТУ)

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ПЕРВОЙ

1. Главные идеи и черты древнекитайской философии и ее основное отличие от древнеиндийской мысли.

2. Главные направления и идеи греческой философии досократовского периода.

3. Сократ. Платон. Аристотель.

4. Этика киников, эпикурейцев, стоиков.

5. Реализм и номинализм как направления средневековой философии.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ВТОРОЙ

6. Разум как основа познания и дуализм души и тела в философии Декарта.

7. Гоббс о государстве.

8 Теория познания Локка и его взгляды на государство.

9. Субъективизм Беркли.

10. Теория познания и этика Канта.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ТРЕТЬЕЙ

11. Диалектика развития у Гегеля.

12. Шопенгауэр и Ницше о воле к жизни.

13. Философия позитивизма на примере взглядов Витгенштейна.

14. Проблема свободы и морального выбора в экзистенциализме.

15. Постмодернизм как культурное и философское течение.

Пособие подготовил к. филос. н. А. Л. Алюшин с использованием материалов следующих учебников: «Философия» под ред. О.А. Митрошенкова, М.: Гардарики, 2002: http://alleng.narod.ru/d/phil/phil018.zip; «Философия» под общ. ред. В.В. Миронова, М.: Норма, 2008: http://www.fictionbook.ru/author/mironov_vladimir_vasilevich/filosofiya_uchebnik_dlya_vuzov/; «Философия», 2-е изд., отв. ред. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П.Филатов, М.: ТОН-Остожье, 2001: http://alleng.narod.ru/d/phil/phil027.zip; В.А. Канке «Философия», М.: Логос, 2001: http://alleng.narod.ru/d/phil/phil017_1.zip; «История философии» под ред. В.П. Кохановского и В.П. Яковлева, Р-Д: Феникс, 2002.

Наши рекомендации