СЕМИОТИКА (греч. Semeion — знак) — научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем

СЕМИОТИКА (греч. semeion — знак) — научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, храня­щих и передающих информацию. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культур­ные феномены — от обыденного мышления до искусст­ва и философии — неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначе­ние можно и нужно эксплицировать и рационально объ­яснить. В поле зрения С. находятся естественные и ис­кусственные языки (в том числе язык научной теории, "языки" кино, театра, музыки), все типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), разнообразные системы сигнализации в природе и об­ществе. Границы С. подвижны, она является погранич­ной дисциплиной и объединяет различные подходы. Принято выделять логико-математическую С., так назы­ваемую "металогику" (которая изучает метатеоретическими средствами свойства логических и математичес­ких систем, искусственно формализованных языков; представлена в исследованиях Рассела, Д.Гильберта, Гёделя, А.Черча, Карнапа и др.) и гуманитарную С. (С. языка и литературы). В отличие от других гуманитар­ных дисциплин, С. интересует не поиск значения, но способ означивания: содержание, не облеченное в фор­му, не является предметом семиотических исследова­ний. С. опирается на понятие знака как материально-идеального образования, репрезентирующего нечто (в его отсутствие), имеющего целью передачу определен­ного содержания и выполняющего роль посредника в культуре. В своей совокупности знаки образуют язык. который в семиотической теории, с одной стороны, вы­ступает как "интерпретант всех прочих систем" (Э.Бенвенист), но в то же время оказывается "частным случа­ем семиотической функции" (Пиаже). Выявление значе­ния, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществ-

ляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему, благода­ря чему выполняются коммуникативная и др. функции языка. Как научная теория С. начала развиваться в кон­це 19 — начале 20 в., однако постепенно у нее обнару­живаются все более глубокие корни в учениях Аристо­теля, Филона Александрийского, стоиков, Августина Блаженного, в логических учениях схоластики, в фило­софии Гоббса, Локка, в логико-математических работах Лейбница, в исследованиях по языкознанию Потебни, Гумбольдта и др. Основные принципы "науки о знаках" были сформулированы Пирсом, стремившимся к созда­нию логики науки, объясняющей процесс приобретения научных знаний, репрезентирующих реальность. Он выделил параметры семиотического функционирова­ния — репрезентант, интерпретант, референт ("триадическая природа знака"), дал первую классификацию знаков (иконический знак — индекс — символ), иссле­довал процесс функционирования знака — семиозис. Если Пирс развивал логическую линию С., то лингвис­тическая ветвь разрабатывалась в трудах Соссюра, мыс­лившего "семиологию" как науку, "изучающую жизнь знаков внутри жизни общества", в которую лингвистика должна входить как составная часть. Исходной едини­цей анализа, по Соссюру, является знак, представляю­щий собой отношение между означаемым (понятие, план содержания) и означающим (акустический образ, план выражения), связь которых произвольна (Бенвенист позднее уточнил, что произвольно лишь отноше­ние целостного знака к реальности, но не отношения компонентов знака между собой). С. Пирса (получила развитие в трудах Морриса, Т.Себеока, Эко и др.) и се­миология Соссюра (Л.Ельмслев, Бенвенист, структура­листы) основали две семиотические парадигмы: С. зна­ка и С. языка как знаковой системы (вопрос об употреб­лении терминов "С." и "семиология" остается откры­тым, но в принципе они синонимичны). Первая сосре­дотачивает внимание исследователя на изолированном знаке, на отношении знака к значению, к адресату; на процессе семиозиса, т.е. превращения не-знака в знак и трех его измерениях: 1) синтактика — сфера внутрен­них отношений между знаками; 2) семантика — отно­шения между знаками и их объектами; 3) прагматика — отношения между знаками и теми, кто ими пользуется. Альтернативная концепция делает акцент на реляцион­ной сущности языка, на специфике знака как функции. Существует и третья тенденция, выражающая стремле­ние снять противоречие между этими двумя позициями: так, Эко доказывает, что понятия знака и семиозиса не являются несовместимыми: означаемое может быть схвачено только как результат интерпретативного про-

цесса, сущность знака раскрывается благодаря неогра­ниченному семиозису, выражающему то, что значения никогда не застывают в замкнутую и окончательную си­стему, поскольку мир знаков в процессе коммуникации находится в постоянном движении, структура кодов беспрерывно перестраивается. По мере развития С. по­нятие "знак" постепенно отходило на второй план, усту­пая место понятию "текст" — интегративному знаку, проводнику функции и значения, применяемому для обозначения любой связной последовательности зна­ков-высказываний. Выход за пределы исследования только внутрисистемных отношений наметился в ходе последующего развития С. Традиционно С. различает два уровня в сообщении: денотативный (фактическое сообщение) и коннотативный (дополнительное значе­ние, социокультурно обусловленная символическая на­грузка). Любой язык представляет собой комбинацию денотативного и коннотативного — такова динамичес­кая реальность семиотической системы. Внимание к коннотативным означающим, повлекшее за собой дис­куссию о С. коммуникации и С. сигнификации (первая настаивала на соссюрианском тезисе предопределенно­сти означаемого и означающего, не интересовалась до­полнительными значениями, разрушающими структуру кода, без которого коммуникация невозможна (Л.Прието, Ж.Мунен); а вторая наполняла жестокий семиоти­ческий базис реальным социокультурным содержанием, перенося внимание на сам процесс порождения смысла (Ельмслев, Р.Барт) — означало переход от изучения зна­ковых систем, непосредственно осознаваемых и созна­тельно используемых людьми к неосознаваемым знако­вым системам; по существу, это переход к семиотичес­кому изучению социального бессознательного, откры­тию для С. новых областей исследования. В связи с этим сегодня особенное внимание уделяется сфере меж­дисциплинарных исследований — С. культуры, иссле­дующей культуру как иерархию знаковых систем и име­ющую свою логику развития, фиксируемую семиотиче­скими практиками (начало этим исследованиям поло­жила Московско-Тартусская школа С.). Каждой эпохе свойственен свой семиотический стиль, свои способы интерпретации текстов, в результате чего композиция и корелляция отдельных семиотических систем определя­ют тип культуры. Сегодня С. представляет собой до­вольно развитую теорию, методы которой позволяют анализировать самые разнообразные сферы человечес­кой деятельности; проводятся исследования по С. лите­ратуры (русская "формальная школа", группа "Тель Кель", Р.Барт, Деррида), по политической семиологии (Р.Барт, "Тель Кель"), по С. массовых коммуникаций (А.-Ж.Греймас), по С. искусства (Кристева, Эко), кино

(К. Метц, П.Пазолини), театра (П.Пави), по зоосемиотике (Себеок), по психоаналитической и педагогической семиологии (Лакан, Пиаже) и т.д. (См. также Симулякр, Симуляция, Знак, Означивание, Пустой знак, Соссюр.)

А.Р. Усманова

СЕМЬ МУДРЕЦОВ — в древнегреческой интел­лектуальной традиции группа исторических лиц

СЕМЬ МУДРЕЦОВ— в древнегреческой интел­лектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических де­ятелей 7—6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ("Протагор"), этими мудрецами были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Периандр из Коринфа, Клеобул из Линдоса, Биас из Приены, Хилом из Лакедемона, Солон из Афин. В исторических источниках варьируются в различных вариантах 17 имен. Наиболее известные афоризмы С.М., которым присуще сочетание акцентированного авторского характера с абстрактными обобщенными формулами этических принципов: "Всему свое время" (Питтак), "Познай самого себя" (Фалес), "Ничего сверх меры" (Солон, Хилон), "Наибольшее богатство — ниче­го не желать" (Биас), "Мера — лучше всего" (Клеобул), "Наслаждения смертны, добродетели бессмертны" (Пе­риандр) и др.

A.A. Грицанов

Наши рекомендации