Лабораторное занятие 5-6

Риторические школы.

1.Основания деления риторических школ.

2.Аргументтивная школа, школа речевого воздействия, школа оптимизации коммуникации и др. риторические школы.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание: аргументируйте деление риторических школ с позиций античной и современной риторик.

Лабораторное занятие 7 (интерактивное занятие).

Коммуникативный акт и коммуникативная ситуация

1. Коммуникативный акт как молекула коммуникации.

2. Коммуникативная ситуация, ее компоненты.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание: приведите пример любой риторической ситуации, выделить и опишите все ее компоненты.

Лабораторное занятие 8 (интерактивное занятие).

Идеоречевой цикл как база риторической парадигмы.

1.Понятие идеоречевого цикла.

2.Изобретение (инвенция).

3.Расположение (диспозиция).

4.Словесное оформление (элокуция).

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание: в любом тексте на ваш выбор проанализируйте этапы идеоречевого цикла.

Лабораторное занятие 9.

Этапы запоминания и актерского произнесения как этапы риторической модели частной риторики.

1. Запоминание.

2.Актерское произнесение (техника речи).

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание: отработайте любые мнемонические техники, продемонстрируйте их в аудитории.

Лабораторное занятие 10.

Описание модели профессиональной коммуникации

1.Частная риторикаи модель профессиональной коммуникации.

2.Модель профессиональной коммуникации и способы ее реализации.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание: аргументируйте разделение риторики на общую и частную.

Практическое занятие 11.

Риторическая модель коммуникации.

1.Риторическая коммуникация как объект моделирования.

2. Основные компоненты риторической модели коммуникации: коммуникативный контекст, образ оратора/Говорящего (имидж), образ аудитории/Слушающего (целевая аудитория) и ситуативно ориентированный, риторически обработанный текст.

3. Взаимоотношения между основными компонентами модели риторической коммуникации.

Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Задание: проанализируйте особенности риторической коммуникации в текстах для самостоятельной работы (тексты 1-5).

Лабораторное занятие 12.

Говорящий как субъект риторической коммуникации.

1. Говорящий, его коммуникативные и прагматические цели в коммуникативном процессе.

2. Эволюция образа оратора в риторике; современные концепции Говорящего в риторике (А.К. Михальская, Н.А. Прокуровская, Г.Ф. Болдырева, Л.В. Соловей и др.); категория имиджа: структура, типы и сопутствующие категории.

Литература: Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996; Основы общей риторики /Под ред.А.А.Чувакина. Барнаул, 2000; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Киев, 1998; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

Задание: проанализируйте особенности позиций Говорящего и Слушающего в текстах для самостоятельной работы (Тексты 6-10).

Лабораторное занятие 13.

Целевая аудитория как субъект коммуникации.

1. Современные подходы к изучению аудитории в риторике.

2. Основные параметры оценки целевой аудитории: формально-демографический, мотивационный, уровневый и т.д.

3. Проблема активизации процессов внимания аудитории. Проблема вербализации/понимания в риторике.

Литература: Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996; Основы общей риторики /Под ред.А.А.Чувакина. Барнаул, 2000; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Киев, 1998; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

Выделите и опишите параметры целевой аудитории. Проведите эксперимент: что изменится в ситуации при изменении ее параметров. Параметры изменяйте на Ваше усмотрении (Тексты 11-16).

Лабораторное занятие 14 (интерактивное занятие).

Риторический текст.

1. Риторический текст как разновидность публичной речи.

2. Характеристика основных особенностей публичной речи.

3. Слово как средство риторического воздействия; риторические стратегии и приемы публичной коммуникации; устная форма публичной речи: особенности морфологии, лексики, синтаксиса и выразительных средств; проблема трансформации письменной речи в устную.

Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Задание: Проанализируйте риторический потенциал текста (тексты17-20).

Наши рекомендации