Альтернативы диалектики

Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. У диалектического учения сложились альтернативы – противоположные и не схожие с диалектикой методы познания, способы духовного освоения мира, то есть отличные от диалектики мировоззренческие и методологические установки. Одной из таких альтернатив является метафизика, или метафизический метод мышления. Альтернативность диалектики и метафизики как двух концепций развития и методов познания. Состоит в следующем:

1. В понимании связи предметов и явлений. Диалектика признает взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, для метафизики характерно разъединение, размежевание отдельных элементов, свойств, предметов и явлений друг от друга и осмысление их как изолированных. Вследствие этого в метафизике отражаются лишь непосредственные, внешне очевидные взаимосвязи, ВТО время как глубинные, внутренние остаются без внимания.

2. В понимании источника движущих сил развития. Диалектика усматривает источник движения и развития во внутренних противоречиях вещей и явлений, в единстве и противодействии противоположностей. Метафизика отрицает внутренний источник развития – саморазвитие. Причину развития природы и общества она видит в каком-то внешнем толчке, т.е. находит ее вне самих предметов и явлений.

3. В понимании характер развития «механизма» перехода от старого к новому качеству. С точки зрения диалектики, таким механизмом является единство постепенного, количественного и скачкообразного, качественного развития. Метафизика рассматривает развитие как «скачок» качества, или только как простое, количественное возрастание одного и того же, только как уменьшение или увеличение, как повторение одних и тех же состояний.

4. В понимании направленности развития: происходит развитие всего сущего по прямой, по кругу или каким-то другим путем? Диалектика исходит из того, что развитие происходит по спирали, поскольку в процессе развития есть повторы, возвращение назад, воспроизведение того, что было, но на высшей основе. Метафизика абсолютизирует либо всеобщий подъем, или всеобщий упадок (регресс), или круговой, застойный характер всякого развития, тем самым фактически отрицая его.

5. В понимании метода познания. С точки зрения диалектики, чтобы познать предмет, необходимо охватить, изучить все его стороны, связи и опосредования. Нужно рассматривать предмет в развитии, самодвижении, изменении. Для метафизики характерна односторонность, абсолютизация, прямолинейность, схематизация познаваемого объекта.

Таким образом, метафизика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития трактуется прежде всего как количественное увеличение объектов без их качественного изменения.

Кроме метафизики к альтернативам диалектики относятся релятивизм, софистика, эклектика, синергетика.

«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Догматизм (греч. dogma – мнение, учение, постановление) – это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету.

Релятивизм (от relativis – относительный) исходит из тезиса о постоянной изменчивости действительности и отрицает устойчивость вещей и явлений. Он преувеличивает значение относительной истины, отвергая момент ее абсолютности.

Софистика (от греч. sophtsmal – утверждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики) проявляется в форме аргументации, которая основана на субъективистском толковании фактов, событий ради существующих теоретических положений или оправдания существующего порядка вещей.

Эклектика(от греч. eklego – выбираю) – механическое объединение в одном учении разнородных, несовместимых элементов, которые беспринципно заимствованы из противоположных концепций; использование и подтасовка с определенной тенденциозной целью вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат и т.п.

Особое место среди альтернатив диалектики занимает синергетика. Это понятие в конце 60-х годов ХХ века ввел немецкий философ Ганс Хакен.

Синергетика (от греч. synergein – общий, согласованно действующий) – направление межотраслевых исследований, объект которых – процессы самоорганизации в открытых системах физической, химической, биологической, экологической и другой природы.

Учение о развитии – одно из главных в философии. Это обусловлено тем, что в данном учении глубоко и обоснованно раскрывается содержание всеобщих связей, общие закономерности изменений, происходящих в мире, источники, механизмы и направленность процессов развития, иные универсальные связи бытия. Все это составляет основу формирования мировоззрения и диалектического метода мышления.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличие движения от развития?

2. Каким характером обладают законы диалектики?

3. Какие существуют альтернативы диалектики?

План семинарского занятия

Тема 7. Развитие

Вопросы:

1.Диалектика как наука.Предмет и структура диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Диалектический метод.

2.Принципы диалектики. Принцип всеобщей связи. Понятие закона. Детерминизм. Принцип развития. Низшее и высшее, прогресс и регресс. Парадокс развития. Современные дискуссии о развитии.

3.Основные законы диалектики:

§ Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

§ Закон единства и борьбы противоположностей

§ Закон отрицания отрицания

4.Научная философия о сущности категорий. Категории диалектики

§ Общее, особенное, единичное.

§ Необходимость и случайность.

§ Явление и сущность.

§ Форма и содержание.

§ Возможность и действительность.

§ Причина и следствие.

5.Развитие материи как целостный процесс. Важнейшие законы развития.

Основные понятия:

Диалектика, формы диалектики, диалектический метод, Принцип всеобщей связи, детерминизм, закон, развитие, изменение, движение, парадокс развития.

Категории качества, количества, меры, скачка, эволюции и революции.

Категории противоречия и единства, противоположности и различия. Принцип абсолютности борьбы (противоречия) и относительности единства.

Категории отрицания, преемственности, поступательности, возврата якобы к старому, отрицания отрицания.

Абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее. Единый закономерный мировой процесс (ЕЗМП), ступени ЕЗМП: физическая, химическая, биологическая и социальная, ЕЗМП и сущность человека.

Темы докладов

Парадокс развития и его решение.

Дискуссии о развитии.

Абстрактно-всеобщая и конкретно-всеобщая теория развития.

Закономерности соотношения высшего и низшего.

Мировой процесс и человеческая сущность.

Список литературы:

Основной

1. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник / И.А. Гобозов. – М.: Академический проект, 2007. – 352 с. – (Gaudeamus).

2. Губин, В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин. – 2-е изд. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. – 288 с. – (Профессиональное образование).

3. Гуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. – 439 с.

4. Сычев, А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополнительный

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М. 2006.

2. Ленин В.И. Карл Маркс. Диалектика // Полн. собр. соч. Т. 26.

3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

4. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974.

5. Орлов В.В. Основы философии. Ч. 1. Общая философия. Пермь, 2006.

6. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.

7. Философский материализм и современность. Красноярск, 1986.

8. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1987.

9. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Введение: Общие замечания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

10. Энгельс Ф. Диалектика природы. Введение: Старое предисловие к «Анти-Дюрингу» // Там же. Т. 20.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Там же. Т. 21. С. 273-281.

Наши рекомендации