Этическая мысль Древнего мира

Особенности формирования философско-этического мировоззрения на Востоке и на Западе. Предфилософский комплекс. Этические представления в культурах Вавилонии, Древнего Египта, Древнего Ирана.

Социокультурные основания этической составляющей в мировоззренческом комплексе Древней Индии. Ведический период («Веды», «Упанишады»). Послеведический период («Бхагавадгита»). Период философских сутр: интерпретация этической проблематики в астике и настике. Специфика древнеиндийского этического сознания.

Социокультурные предпосылки генезиса и развития этических представлений в Древнем Китае. Периодизация. Культурные события эпохи Шан-Инь и эпохи Чжоу (период Чуньцю – «И-цзин», период Чжаньго – соперничество «ста школ»). Этическая составляющая в конфуцианстве, даосизме, моизме, натурфилософии. Школа фа-цзя в период династии Цинь. Особенности древнекитайской этической мысли.

Специфика возникновения и развития древнегреческой этики. Предэтика (Гесиод, гномы семи мудрецов, Гераклит). Демокрит. Этический релятивизм софистов (Протагор, Горгий). Сократ и сократические школы. Теория морали Платона. Этика Аристотеля. Позднеантичная этика (эпикуреизм, стоицизм).

Своеобразие генезиса древнеримской этической мысли (Цицерон). Римский эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Энесидем, Аргиппа, Секст Эмпирик), стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антонин).

Этическое сознание эпохи Средневековья

Супранатурализм, теоцентризм, антирационализм христианской этики. Особенности средневековой этической мысли. Патристика и схоластика. Проблема теодицеи. Аврелий Августин. Фома Аквинский. Оппозиция (ереси, Пьер Абеляр).

Этическая мысль Возрождения и Нового времени

Гуманизм, натурализм, рационализм. Мишель Монтень. Бенедикт Спиноза. Принцип «разумного эгоизма» в мировоззрении французских материалистов 18 века (Поль Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро).

Теория морали в немецкой философской классике. Иммануил Кант (постулаты, категорический императив, специфика морали). Георг Вильгельм Фридрих Гегель (проблема свободы, учение о морали, учение о нравственности). Эвдемонистическая ориентация этических представлений Людвига Фейербаха.

Идеология Возрождения и Просвещения в Белоруссии: этические контексты (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий).

Русская этическая мысль Х1Х - начала ХХ веков

Революционно-демократическое направление (Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов). Идеалистическая этика «серебряного века» (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов).

Неклассическая» этика

Особенности и главные новации в области этического знания. Антинормативный поворот. Этические представления А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Основоположения марксистской этики.

Этика в ХХ веке

Общая характеристика, особенности. Этические параметры экзистенциальной философии. Основания морали в аналитической (неопозитивистской) традиции. Проблемы этики в прагматизме. Этическая проблематика в психоаналитической традиции. Религиозная этическая мысль (неопротестантизм, неотомизм).

Поиск универсальных этических ориентиров: этика ненасилия, этика «благоговения перед жизнью», «Живая Этика».

Специфика и особенности развития марксистской этики во 2-ой половине ХХ века.

Становление современной прикладной этики.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ

Этика как «практическая философия»

Предмет этики. Этика и философия. Специфика этического знания. Различные аспекты этики. Метаэтика и нормативная этика.

Структурно-функциональный анализ морали

Мораль как предмет этического знания. Специфические особенности морали. Антиномии в морали.

Различные варианты классификации функций морали. Регулятивная, воспитательная, гносеологическая функции морали. Специфика и механизм моральной регуляции.

Проблема структурирования морали. Своеобразие нравственной деятельности, нравственного сознания, нравственных отношений. Поступок как понятие этики.

Проблема свободы в этике

Свобода и необходимость. Свобода «от» и свобода «для». Нравственная свобода и условия ее реализации («моральная вменяемость», выбор, «трагедия свободы», интериоризация моральной необходимости). Моральная ответственность личности.

Стратегия моральной оценки поступка. Взаимосвязь цели и средств в нравственной деятельности. Моральные конфликты.

Проблема добра и зла

Интерпретация проблемы добра и зла в этической традиции. Добро и благо. Диалектика добра и зла. Проблема критерия различения добра и зла. Феномен персонификации добра и зла. Проблема борьбы со злом.

Конкретизация представлений о добре и зле на уровне категорий «справедливость», «долг», «совесть», «честь», «достоинство».

Проблема смысла жизни в этике

Имманентные и трансцендентные концепции смысла жизни. Смысл жизни как нравственная ценность. Понятийное поле проблемы смысла жизни. Этический аспект проблемы смерти. Феномен смыслоутраты.

Проблема счастья

Эвдемонистическая традиция в этике. Счастье как нравственная ценность. Оценочный, мотивирующий, императивный аспекты понятия «счастье». Счастье и страдание. Несчастье. Антиномии счастья. Условия счастья.

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ

Генезис морали. Биологическая, религиозная, социологическая гипотезы происхождения морали. Протомораль в первобытном культурном синкретизме.

Различные гипотезы специфики исторического изменения морали. Проблема нравственного прогресса. Смысл морали и ее конкретно-исторические значения. Общечеловеческое, групповое, индивидуальное в морали.

Мораль в современных условиях. Многоаспектность и противоречивость современного этапа развития морали. Негативные и позитивные изменения в сфере нравственности, их зависимость от социокультурных факторов. Нравственные последствия научно-технического развития общества. Моральные коллизии глобального характера.

4. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ

Проблема общения

Содержание и формы, структура и функции общения. Общение как нравственная ценность. Количественные и качественные параметры общения. Дружба и любовь как нравственные ценности. Проблема одиночества.

Наши рекомендации