Наука как социальный институт
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех значениях. Она понимается как: 1. форма деятельности; 2. система дисциплинарных знаний; 3. социальный институт. Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, действующих в обществе. Наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире.
Наука социальна. Отношения социальности – это отношения людей по поводу людей и отношений по поводу вещей. Вот почему наука вплетена во все сферы человеческих отношений.
Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в совокупной социальной памяти. Наука претерпевает процесс адаптации к культурной среде, подключается к культурной традиции. Стиль мышления ученого напрямую зависит от культурной среды-уровня научных открытий и достижений.
Развитие науки как социального института связано с изменениями в общественном строе. Наука как социальный институт включает в себя следующие компоненты: совокупность знаний и их носителей; специфические познавательные цели и задачи; определенные функции; специфические средства познания и учреждения; формы контроля и оценки научных достижений; определенные санкции.
В древнем и средневековом обществе говорить о науке в ее институциональном значении нельзя, как социального института ее тогда не существовало. В античности научные знания растворялись с системами натурфилософов, в Средневековье – в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Поэтому некоторые предпосылки институционального ресурса усматриваются в университетском образовании, имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовки способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Они и образовали первые научные сообщества.
Научное сообщество составляют исследователи с определенной специальностью и сходной научной подготовкой. Представители научного сообщества, как правило, имеют идентичные профессиональные навыки и освоили определенный круг научной литературы, едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области, руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания.
Классические научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую половину 19в. На смену им пришли современные научные школы, позднее – научные коллективы.
Ученые-члены научной школы объединены общими идеями и убеждениями. Это бесспорно единомышленники, которые группируются вокруг лидера — генератора идей. Научные школы могут сливаться в научные направления, а сами направления зачастую начинаются деятельностью научных школ. Несмотря на различия, научные сообщества, школы и научные коллективы представляют собой определенного рода порождающие системы, обеспечивающие процесс формирования и развития нового знания.
Наука как социальный институт призвана стимулировать рост научного знания и обеспечивать объективную оценку вклада того или иного ученого. Как социальный институт наука отвечает за принятие или отвержение тех или иных научных достижений всем научным сообществом. Члены научного сообщества должны соответствовать принятым в науке нормами и ценностям. Поэтому важной характеристикой институционального понимания науки является этос науки.
Человеческое общество нуждается вспособах передачи опыта и знания.Передача информации от поколения к поколению осуществлялось посредством трансляции. Основной режим трансляции — передача программ, известных одной стороне общения и не известных другой. Здесь используется язык как основную, всегда сопутствующую социальности, знаковую реальность. Знание в традиционном смысле связано с трансляцией.
Язык как знаковая реальность или система знаков служит специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением. Язык выступает в роли социального гена.
Язык — явление общественное. Он никем не придумывается и не изобретается, в языке задаются и отражаются требования социальности. Человечество накапливает знание, а затем передает их последующим поколениям.
До возникновения письменности трансляция знаний осуществлялась при помощи устной речи. Письмо (письменность) является чрезвычайно значимым способом трансляции знаний, выступая как форма фиксации выражаемого в языке содержания. Письменность позволила связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества.