Гносеологические проблемы в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта
(эмпиризм и рационализм).
В XVII веке появляются два философских учения, впервые вполне отчетливо выдвигающие две главные точки зрения на источники и критерии познания, – эмпирическую и рационалистическую. Это – учения Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта. Проблема познания получает в них совершенно новую постановку.
Эмпиризм -эмпирици́зм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта..
Рационализм- ( франц. rationalisme, от лат. ratio-nalis — разумный, ratio — разум), филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия.
Рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом.
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) - английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма. «Новая Атлантида», «Новый органон».
Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.
Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Бэкон осуждает философов, которые подобно паукам все познание плетут из себя ( рационалисты), и тех, кто, подобно муравьям только собирают факты в кучу, не перерабатывая их (крайние эмпирики), – для приобретения истинного познания должно поступать так, как поступают пчелы, собирающие материал с цветов и полей и перерабатывающие его в своеобразные продукты особенной внутренней силой.
Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» или «идолами». Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра».
1) Идолы рода(idola tribus). Это особенности человеческой природы вообще, извращающие познание вещей: например, склонность к излишнему порядку в идеях, влияние фантазии, стремление перейти за пределы доступного в опыте материала знания, влияние чувств и настроений на работу мысли, наклонность ума к чрезмерному отвлечению, абстракции.
2) Идолы пещеры(idola specus): каждый человек занимает известный уголок мира, и свет знания достигает его, преломляясь чрез среду его особенной индивидуальной природы, сложившейся под влиянием воспитания и сношений с другими людьми, под влиянием книг, которые он изучал, и авторитетов, которых он почитал. Таким образом, всякий человек познает мир из своего угла или пещеры (выражение, взятое из философии Платона); человек видит мир в особенном, ему лично доступном освещении; должно каждому стараться познавать свои личные особенности и очищать мысль свою от примеси личных мнений и от окраски личными симпатиями.
3) Идолы площади(idola fori): самые скверные и трудно устранимые ошибки, связанные с языком, словом, как орудием знания, и обнаруживающиеся в сношениях людей между собою (оттого «площадь»). Слова в мире мыслей – ходячая разменная монета, цена её относительная. По происхождению своему из знаний непосредственных, грубых слова грубо и сбивчиво определяют вещи, и отсюда бесконечные споры о словах. Нужно стараться определять их точнее, ставя в связь с реальными фактами опыта, различая их по степени определенности и точного соответствия свойствам вещей.
4) идолы театра(idola theatri) суть «обманчивые образы действительности, возникающие из ошибочного изображения действительности философами и учеными, перемешивающими быль с баснями и выдумками, как на сцене или в поэзии». В этом смысле Фрэнсис Бэкон особенно указывает на вредное вмешательство в область науки и философии религиозных представлений.
Рене Декарт (1596- 1650)- французский философ и математик, основатель классического рационализма. Его главное произведение - «Принципы философии». Декарт отстаивал идею всемогущества и непогрешимости разума.
В теории познания Декарт выдвинул важный методологический прием - сомнение. Этот прием опирался на принцип: «Мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Принцип преимущественно идеалистический, но в теоретико-познавательном смысле, в процессе формирования современной науки он сыграл революционизирующую роль, поскольку призывал подвергать всё сомнению, не принимая ничего на веру.
По мнению Декарта, лишь мышления обладает непосредственной достоверностью: cogitatio est. По Декарту, действительно лишь то, что понятно; во внешней природе понятно лишь математическое; следовательно, лишь математическое по своей внутренней природе действительно. Ибо во сне и наяву два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеет четыре стороны. Природа поступает согласно правилам математики, поэтому она закономерна, т.е. ясно и отчетливо познаваема и, следовательно, действительна.