Понятия «парадигма», «концепция», «концепт», «дискурс» и их значение для характеристики теоретических подходов и текстов

Парадигма
(от греч, παράδειγμα— пример, образец),
«понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений ду-ховного и реального мира. 2) совокупность предпосылок, определяю-щих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие «парадигма» в философии науки введено позитивистом Г.Бергманом и было широко рас-пространено амер. физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием "картина мира"»[1].
Кун выделяет 4 этапа развития научной дисциплины через определения парадигмы:
1. допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);
2. господства парадигмы (так называемая «нормальная наука»);
3. кризис нормальной науки;
4. научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.
«Смена парадигмы по Томасу Куну может происходить эволюционно и революци-онно. Эволюционное изменение – это постепенная смена носителей парадигмы – самих ученых, которые являются приверженцами господствующей парадигмы. С другой сторо-ны, иногда происходит уникальное событие, быстрое появление новой, до того неизвест-ной теории, которая быстро овладевает научными умами и в корне меняет представление о науке – такие примеры есть в физике: появление квантовой механики, общей и специ-альной теории относительности, в биологии – изложение Чарльзом Дарвином теории эво-люции и естественного отбора.
Примерами тезиса смены парадигмы путем смены ее носителей может служить становление геометрии Римана-Лобачевского. Идеи Николая Лобачевского первоначально были приняты научным сообществом враждебно, но затем были признаны, идеи Римана о возможности неевклидовой геометрии на поверхностях с постоянной положительной гауссовской кривизной были восприняты относительно спокойно, так как математическое сообщество уже было «подготовлено» для восприятия этих идей» [2].
Парадигма
- То, что объединяет людей внутри данного научного сообщества
«Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опи-раются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования» [3].
- То, что формирует научные сообщества
«....именно благодаря принятию парадигмы группа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится профессиональной, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину» [3].
- Образец решения исследовательских задач
«В своем установившемся употреблении понятие парадигмы означает принятую модель или образец; именно этот аспект значения слова «парадигма» за неимением лучшего поз-воляет мне использовать его здесь»[3].
- Признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени да-ют научному сообществу модель постановки проблем и их решений
«Пока парадигма успешно функционирует, профессиональное сообщество будет решать проблемы, которые его члены едва ли могли вообразить и, во всяком случае, и когда не могли бы решить, если бы не имели парадигмы»[3].

Конце́пция (от лат. conceptio — понимание, единый замысел, ведущая мысль) — «си-стема взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике»[4].
«Концепция имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя. Концепция вводит в теоретические дискурсы дисциплин их исход-ные принципы и предпосылки ("абсолютные предпосылки", согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя "фундамен-тальные вопросы" ("идеи"), в соотнесении с которыми получают свое значение и обосно-вание выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований— наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира.
В теологии понятие «концепция» заменяется близким ему термином "доктрина" (лат. docere — учить, doctrina — учение), но несущим подчеркнуто христианские конно-тации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения. В классических дисци-плинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия "концепция" с понятием "теория". В неклассической науке понятие «концепция» стали, как правило, ре-дуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории).
Под влиянием постструктуралистских и постмодернистских дискурсов (особенно концепта "ризомы") в последнее время сложилась традиция употребления вместо термина "теория" термина "паттерн", близкого по содержательным и смысловым характеристикам к понятию К. (англ. pattern от лат. patronus — модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка) и трактуемого как коннатативного к концептам "прозрение", "базовая интуиция", "умозрительное видение", что в любом случае подчеркивает два аспекта: 1) "моментальность" "схватывания"; 2) его "целостность"»[5].

В теории архитектуры понятие «концепции» рассматривает А.Г.Раппапорт, выделяя четыре группы концепций:
1. «Имитативная и возрождающая» - «предложения по восстановлению в практике и теории уже ранее сложившихся архитектурных систем, стилей и методов». Это классицизм, эклектика, историзм XIX века, неоготика, стиль рюс, неоренессанс и др.
2. «Идеи и концепции, порывающие с исторической традицией и прокладывающие принципиально новые пути архитектуры» - модернистские концепции. Это модерн, ар-нуво, поздний модерн, направления в промышленной архитектуре. «Главным явлением называется функционализм, или международный стиль современной архитектуры, от советского конструктивизма и Баухауза до позднего модернизма и хай-тека. К числу характеристик концепций автор относит:культ геометрии, культ машины, органический пластицизм, утопический идеализм, индустриализм. Как видим, концепциями называются и определенная выразительность (пластицизм) и идейно-мировоззренческие установки(утопический идеализм, культ машины, идеализм), и типологическая область проектирования(промышленная архитектура)
3. «Направления, принципиально отказывающиеся не только от исторических стилей, но и от «стиля» как лейтмотива современной архитектуры» - это и крайние формы рационализма и функционализма, экологически ориентированная архитектура. Следует учитывать то, что интерес к исторической архитектуре связан не с целью заимствования ее формального языка, а для учета исторического контекста в смысловой организации новых сооружений.
4. «Идеи, но не проекты» - «Все концепции этой группы имеют принципиально межпредметный, междисциплинарный характер и ориентированы они на организацию и управление в процессах подготовки и принятия решений, касающихся больших (или малых) проектных проблем»[6]. Речь здесь идет не об архитектурных формах, а, скорее, о проблемах образного композиционного своеобразия, взятых в обобщенном уровне.
Итак, концепция определяет стратегию действий. Это генеральный замысел, опреде-ляющий стратегию действий при осуществлении какого-либо проекта, программы и т.д, предполагающий введение определенных начальных предпосылок движения. Концепция обеспечивает единство замысла ее создателя с его профессиональными и человеческими установками, принципами, ценностями.

Концепт
[лат. conceptus - понятие, представление] – «содержание понятия в отвлечении от языко-вой формы его выражения. К. актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую. Концепт функционирует внутри сформированной концептуальной схемы в режиме понимания - объяснения.
Каждый концепт занимает свое четко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. Концепты одного уровня могут и должны кон-кретизироваться на других уровнях, меняя тем самым те элементы схемы, с которыми они начинают соотноситься. Концепты в рамках одной концептуальной схемы не обязательно должны непосредственно соотноситься между собой (но обязательно в рамках целостно-сти, в которую они входят), и далеко не все концепты непосредственно соотносятся с со-ответствующей данной схеме предметной областью (в этом случае значительно стирается их различие с конструктами)» [7].
Многие (в т. ч. современные) исследователи не заметили введения нового термина для обозначения смысла высказывания, потому в большинстве философских словарей и энциклопедий концепт отождествляется с понятием. Между тем концепт и понятие необходимо четко различать друг от друга.
Понятие есть «1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свой-ства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса
2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам »[8].
Концепт формируется речью (введением этого термина прежде единое Слово жест-ко разделилось на язык и речь). Речь осуществляется не в сфере грамматики (грамматика включена в нее как часть), а в пространстве души с ее ритмами, энергией, жестикуляцией, интонацией, бесконечными уточнениями, составляющими смысл комментаторства. Кон-цепт предельно субъектен. Изменяя душу индивида, обдумывающего вещь, он при своем формировании предполагает другого субъекта (слушателя, читателя), актуализируя смыс-лы в ответах на его вопросы, что и рождает диспут. Обращенность к слушателю всегда предполагала одновременную обращенность к трансцендентному источнику речи — Богу. Память и воображение — неотторжимые свойства концепта, направленного, с одной стороны, на понимание здесь и теперь; с другой стороны — концепт синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, как акт суждения — в настоящее.
У Фомы Аквинского концепт есть внутреннее постижение вещи в уме, выражен-ное через знак, через единство идеального и материально-феноменального. Иоанн Дунс Скот определяет концепт как мыслимое сущее, которому присуща “этовость”, понятая как внутренний принцип вещи. В Новое время, характеризующееся научным способом познания, концепт полностью был замещен понятием как наиболее адекватным постижением истинности вещи, представленной как объект и не требующей обсуждения. Однако необходимость в нем постоянно давала о себе знать. На разнообразные формы “схватывания” обратил внимание Кант, затем Шеллинг, определяя их через фигуры творчества.
В качестве термина концепт присутствует в постмодернистской философии. Ж. Делёз и Ф. Гваттари обратили внимание на то, что философы “недостаточно занимались природой концепта как философской реальности”. Они сделали попытку выделить три этапа развития концепта: посткантианская энциклопедия концепта, связывающая его со-творение с чистой субъективностью; педагогика концепта, анализирую-щая условия творчества как факторы единичных моментов, и профессионально-коммерческая подготовка.
Делёз и Гваттари, правда, не столько разъясняют различие между понятием и кон-цептом (распространяя его на всякую философию — “от Платона до Бергсона”), сколько подчеркивают недостаточность понятия и вскрывают моменты, где понятие перерастает само себя.

Дискурс « (фр. discours, от лат. discursus — рассуждение, довод) — одно из сложных и трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики, семиотики и фи-лософии, получившее широкое распространение в англо - и особенно франкоязычных культурах. Значение слова — речь, выступление, рассуждение.
В рус. языке, как и во многих европейских, этому слову нет эквивалента. Оно переводится как Д., дискурсия, речь, слово, текст, рассуждение. Предметом теоретического изучения Д. стал относительно недавно. Основоположник современной лингвистики Ф. де Соссюр редко пользовался термином «Д.», поскольку считал язык единственным предметом лингвистики, противопоставляя его речи, понимаемой как практическая реализация языка. Традиционно лингвистика ограничивалась изучением слова и фразы. Взаимодействие с др. гуманитарными науками — семиотикой, социологией, психологией — вывело лингвистику за пределы фразы, включив в ее предмет новую составляющую: Д. Начало этому положила статья амер. лингвиста Э. Харриса «Анализ дискурса» (1952). При таком подходе фраза является простым высказыванием, а Д. — сложным высказыванием, состоящим из нескольких фраз. Ж.К. Коке определил Д. как «трансфразовое измерение языка». Теперь в лингвистике и семиотике появилась новая дисциплина — дискурсивный анализ»[11];
Дискурс выражает определенный угол зрения, особенности речи, которые задают специфику его мировосприятия. У каждого человека есть свои языковые средства, кото-рые отражают особенности мировосприятия, это и есть его собственный дискурс.
По Гутнеру, дискурс есть «полная (или, по крайней мере, претендующая на полно-ту) терминологическая конструкция. Он выделяет два дискурса – теоретический и фило-софский. Теоретический дискурс описывает реальность, а философский – сами дискурсы. «Особенностью теоретического дискурса, однако, является претензия на то, что он пред-ставляет описание некоторый реальности». «Такой дискурс, также будучи некоторой тер-минологической конструкцией, должен предъявить такие отношения своих терминов, которые были бы предпосылками всякого возможного дискурса. Именно этот дискурс и называется философским»[12].
Теоретических дискурсов может быть множество, философский только один, и он не имеет предпосылочного характера: «Философский дискурс по определению оказывает-ся предельным дискурсом, не допускающим никакой последующей рефлексии». «Воз-можность корректировки и дополнения противоречила бы всеобщности, а потому никакой философ не продолжает дискурс, начатый другим, а вынужден начинать все с самого начала»[12]. Теоретический дискурс всегда опосредован особенностями терминологии данной науки. Любой теоретический дискурс может быть встроен в философский.
Понятия «парадигма», «концепция», «концепт» и «дискурс» являются базовыми в совре-менной философской науке. При помощи их описывается развитие научного знания, так-же эволюция различных форм культуры, языка и самого описания науки.

1. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
2. Смена парадигм URL:http://cyclowiki.org/wiki/Смена_парадигм
3. Т. Кун Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977.
4. Словарь архитектора. URL: http: //www.architectures.ru/slov06.php
5. Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
6. Раппапорт А. К новой теории архитектуры// Башня и лабиринт, URL: http://papardes.blogspot.com/2010/01/blog-post_10.html
7. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
8. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
9. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М.,1981. – 320 c.
10. Ганжа Р. Рецензия – Ж.Делез, Ф.Гваттари «Что такое философия?» [Электронный ресурс] – URL:http://royallib.ru/book/ganga_roman/variatsii_na_temu..
11. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
12. Гутнер Г.Б. Теоретический и философский дискурс. [Электронный ресурс] – URL:http://philosophy.ru/library/diskurs/gutner.html

Наши рекомендации