Современные проблемы антропологии
Время 2 ч.
Семинар проводится в игровой форме.
На семинарском занятии создается ситуация судебного заседания по уголовному делу. Фабула дела следующая:
Летом прошлого года международная экспедиция отправилась в труднопроходимые джунгли одного из островов Тихого океана. Там экспедиция обнаружила группу живых существ, которую исследователи идентифицировали или как высокоразвитых обезьян или как примитивных людей. Одну из особей исследователи взяли с собой. Уже в России исследователь П. в порыве гнева наносит особи удар тяжелым предметом, от которого та скончалась. Исследователь был задержан и предстал перед судом.
Суть дела заключается в следующем. Необходимо найти ясные критерии, позволяющие определить, кем являются обнаруженные живые существа: людьми или животными. В первом случае П. должен быть осужден за убийство человека, во втором случае речь идет о причинении смерти животному.
В группе выбирается обвиняемый, двое судей (третий судья – сам преподаватель), оставшаяся часть группы делится на равные группы обвинения, защиты и коллегии присяжных.
Задача обвинения – привести критерии, позволяющие обосновать человеческую природу и привлечь П. к ответственности за убийство.
Задача защиты – заставить усомниться в них, в результате чего за недоказанностью преступления подсудимый будет освобожден от ответственности за убийство.
Задача коллеги присяжных – оценить приведенные аргументы и сформировать заключение коллегии присяжных по делу.
Задача судей – вести дискуссию, вынести решение по делу.
Аргументацию по вопросу определения того, кто был убит, подбирает и сам обвиняемый.
Ход игры:
Выступление представителя (представителей) обвинения.
Выступление представителей (представителей) защиты.
Прения сторон.
Слово обвиняемого.
Совещание коллегии присяжных.
Вынесение приговора судом.
Тема 10.
Наука и методология.
Методические рекомендации по изучению темы:
В центре внимания будут находиться вопросы научного познания. Прежде всего следует четко уяснить специфику научного познания. Далеко не всякое познание можно назвать научным. Помимо него выделяют еще эстетическое, обыденное, религиозное и ряд других способов познания. В этой связи важно знать сущность именно научного познания, уметь отличать его от других способов познания.
Анализ двух уровней научного познания – эмпирического и теоретического может послужить переходным мостиком к рассмотрению методов познания. Здесь следует раскрыть сущность классификации методов по степени общности и по уровням познания. Далее надлежит подробно проанализировать методы эмпирического и теоретического познания. Примеры по каждому методу следует приводить из юридической практики.
Рассмотрение форм научного познания – важная составляющая данной темы. К формам научного познания относят проблему, гипотезу и теорию. Ряд исследователей выделяют также факт как одну из форм научного познания. В этом моменте следует обратить внимание на диалектическую взаимозависимость факта и гипотезы. Особое внимание следует уделить теории, как наиболее развитой форме научного знания. Необходимо обозначить характерные черты теории, ее уровни.
Завершить рассмотрение вопросов семинарского занятия лучше всего будет свободной дискуссией по проблемам познания в социо-гуманитарных науках. Эта тема особенно важна для всех, кто изучает юриспруденцию. При рассмотрении этого вопроса следует отдельное внимание уделить сущности понимания, его отличие от объяснения. В этой связи следует обязательно обратиться к основным положениям современной герменевтики, а также к идеям М.М. Бахтина.
Философия науки представляет собой самостоятельную отрасль философского знания. В центре философских размышлений здесь находится наука – уникальный феномен человеческой культуры, особая разновидность человеческой деятельности, специфический социальный институт. Мы сегодня живем в мире, где наука господствует и потому нам сложно осознать тот факт, что наука в современном ее понимании зародилась достаточно поздно – в 16-17 веках. Для понимания подлинной истории человечества необходимо подробно рассмотреть историю становления науки. При этом следует знать, что в процессе подготовке курсанты могут обращаться к учебникам и учебным пособиям по дисциплине «История и философия науки».
Центральное внимание следует уделить проблеме развития науки. По данному вопросу существуют две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что научное знание накапливается непрерывно. Это есть процесс постепенного приращения знаний, а потому можно выстроить единую живую нить от древнейших времен и до наших дней. Второй подход связан, прежде всего, с концепцией Т. Куна – философа, предположившего, что развитие науки осуществляется этапами. Он вводит понятие научной парадигмы и научной революции. Этот подход получил название парадигмального. Сущность обоих Вам надлежит знать.
К основным проблемам современной науки можно отнести проблему дифференциации и интеграции науки, проблема менеджмента в науке. Особое значение имеет проблема этики ученого. Сегодня, когда человечество уже ощутило всю неоднозначность открытий физики (атомная бомба и т.п.) и вплотную подошло к клонированию человека как никогда остро стоит вопрос об этической допустимости тех или иных исследований. Особый ракурс этой проблемы – использование научных открытий в противоправных и правоохранительных целях.
Семинар 1.