Практическая работа №10

Тема: Методы философии.

Цель работы: уметь определять методы философии.

Задание №1:Выявить различия философского метода и общенаучного метода.

Метод-(с гр. путь, исследование.) способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Философия при этом как основополагающая наука дает исследователю средство проверить подходит ли избранный метод для достижения поставленной цели. Метод и система являются основными направляющими линиями науки.Философский метод (греч. methodos — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности. Если единицей познания частных наук является конкретный еди­ничный факт, то единицей философского познания выступает фило­софский факт — уже произведенное частными науками обобщение единичных фактов. Другими словами, философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т. е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если общенаучные методы выступают как приемы раскрытия закономерностей исследуемого объекта, то философские методы являются приемами исследования тех же объектов, но с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов. Философские методы не определяют однозначно путь поиска истины, следовательно, оптимальной является взаимодополнительность ме­тодов.

Задание №2: Раскрыть суть диалектического метода и соотношение диалектики как метода и идеала как цели.

Диалектический метод

Диалектический метод обычно противопоставляют формально-логическому, господствующему в естественно-научном познании. При диалектическом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрицании формальной логики превращается в иррациональную противоположность познанию, отрицание возможности мира и познания его. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы под диалектику), но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии. Поэтому диалектический метод противостоит любой замкнутой системе взглядов.

Диалектический метод хорош для опровержения противников, так как каждому положительному взгляду на вещи он противополагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значение, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное значение заключается в ориентации на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет широкие возможности для использования.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному — таков метод исследования, отвечающий диалектике.

Задание №3: Определить специфику прагматического метода философии.

Прагматический метод

Среди методов, отражающих специфические черты предмета философии, одно из важных мест занимает прагматический (от греческого «прагма» — действие, практика). Он исходит из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Данное стремление философии поставлено на передний план прагматизмом.

Прагматизм и есть, по утверждению Джемса, не что иное, как метод. «Прагматический метод... пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия... если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположных мнения означают, по существу, одно и то же». Все выводы проверяются экстраполяцией их на человека.

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследования, которые при их возникновении в какой-то степени имманентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его формирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемственность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь огромное поле деятельности для методологов.

По существу, основные методы философствования — скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Результаты познания сами в какой-то мере определяются исходными принципами.

Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои методы: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как метод мышления; совокупность рациональных правил — универсальный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грамматика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходящего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в противоречии с существующими стереотипами; с целостностью отношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за собой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем, или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии.

Задание № 4: Раскрыть структуру философского знания.

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю спе­циализацию. Классическими разделами философии считаются онто­логия, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна. Каждая философ­ская система имеет собственную структуру. Между основными разде­лами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Важнейшим разделом философии является онтология.

Онтология- (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.Онаизучает наи­более общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наи­более общие закономерности существования определенных сфер бы­тия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная фило­софия.

Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura - приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественно- научным зна­нием. Важнейшей философской проблемой изучения природы явля­ется вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи­ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про­исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об основ­ных законах существования общества. Разделы социального знания,, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности.

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносео­логия.

Гносеология (от греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна­ния существующего мира.

В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение. Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XX в.

Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом фи­лософии является логика(от греч. logos — слово, понятие, мысль, уче­ние, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, фор­мы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным).Логика за­родилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, по­знание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так на­зываемые периферийные (от лат. periphereia — отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни.

История философииизучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько эта­пов становления философского знания. Если систематическая философия — учение об идеях как таковых, то этика — учение о нравственных идеях, эстетика — учение об идее прекрасного, гносеология — учение об идее истины. На различные разделы философии по-разному распределена нагрузка основных ее функций: мировоззренческой, познавательной, систематической, критической.

Практическая работа №10 - student2.ru

Древо философии

Развитие отдельных философских дисциплин определялось господствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология — религия — наука.

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

1.Перечислите методы исследования;

2.Охарактеризуйте философский метод и философские принципы;

3. Проанализируйте систематическую философию и специальные

философские дисциплины

Наши рекомендации