Тема 7. Гносеология. Сущность и природа познания
Тестовые задания
1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний;
2. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:
а) ощущение — внутренние и внешние идеи — размышление;
б) чувственный опыт и априорные категории — чистые (неэмпирические) принципы;
в) чувственное познание и врожденные идеи — рациональное познание;
*г) чувственная достоверность — восприятие — рассудок.
3. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
*г) сомнение в возможности познания.
4. В современной гносеологии объект познания:
а) существует «сам по себе»;
*б) противостоит субъекту познания;
в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;
г) является частью самопознающего субъекта.
5. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
*в) представление;
г) объяснение.
6. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным;
б) теоретическим;
*в) обыденным;
г) научным.
7. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;
*б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна.
8. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
*а) ложь;
б) заблуждение;
в) суждение;
г) предрассудок.
9. Среди современных концепций истины отсутствует:
а) когерентная;
б) соответствия;
в) системная;
г) прагматическая.
10. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:
*а) прогнозирование;
б) предусмотрение;
в) целеполагание;
г) опережение.
11. Любое изменение, преобразование, процесс — это:
а) эволюция;
б) развитие;
в) инволюция;
*г) движение.
12. К общелогическим методам познания не относится…
синтез
анализ
аналогия
*наблюдение
13. Субъект познания в современной гносеологии — это:
а) абстрактный индивид;
б) реальный ученый или философ;
в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);
*г) мыслительный коллектив.
14. Современные гносеологические исследования предполагают:
а) эмпиризм;
б) рационализм;
в) интуитивизм;
*г) теоретико-методологический плюрализм.
15. Формой практики не является:
а) преобразование природы с помощью орудий труда;
б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;
*в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;
г) научный эксперимент.
16. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
а) представление;
б) восприятие;
*в) идея;
г) ощущение.
18. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
*г) сенсуализма.
19. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):
*а) понятие;
б) категория;
в) дефиниция;
г) термин.
20. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:
а) понятие;
б) категория;
*в) суждение;
г) умозаключение.
21. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение:
а) я отношусь ко всем людям;
б) все люди похожи на меня;
*в) я мыслю;
г) животные тоже мыслят.
22. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:
а) смысл;
б) текст;
*в) «суть дела»;
г) контекст.
23. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
а) аналогии;
б) индукции;
*в) дедукции;
г) анализа.
24. Чувственной формой познания является...
а) интуиция
б) гипотеза
в) рефлексия
*г) восприятие
25. По мнению представителей ____________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».
*а) агностицизма
б) гносеологического оптимизма
в) догматизма
г) скептицизма
26. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», – утверждают представители…
а) эмпиризма
б) рационализма
*в) сенсуализма
г) агностицизма
27. К формам рационального познания не относится…
а) гипотеза
б) теория
в) умозаключение
*г) восприятие
28. Гносеология - это раздел философии, в котором изучаются вопросы:
а) сущности и смысла истории
б) сущности человека
*в) природы познания и его возможностей
г) первоосновы всех вещей
29. Понятием «идеальное» характеризуются…
а) природные условия
*б) логические нормы рассуждения
в) экономические отношения
г) нравственно-моральные нормы
д) знания о мире
30. Основными характеристиками сознания являются…
*а) предметность
*б) идеальность
в) противоречивость
*г) активность
д) субъективность
31. Для теории психоанализа З. Фрейда характерны…
*а) использование метода свободных ассоциаций
*б) использование метода толкования снов
в) моделирование психических процессов
г) положение о тождественности сознания и психики
*д) положение о преимущественно сексуальном характере вытесненного
32. К общелогическим методам познания не относится…
а) дедукция
*б) эксперимент
в) индукция
г) абстрагирование