Тема 7. Гносеология. Сущность и природа познания

Тестовые задания

1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний;

2. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:

а) ощущение — внутренние и внешние идеи — размышление;

б) чувственный опыт и априорные категории — чистые (неэмпирические) принципы;

в) чувственное познание и врожденные идеи — рациональное познание;

*г) чувственная достоверность — восприятие — рассудок.

3. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

*г) сомнение в возможности познания.

4. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

*б) противостоит субъекту познания;

в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

5. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

*в) представление;

г) объяснение.

6. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

*в) обыденным;

г) научным.

7. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

*б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

8. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

*а) ложь;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок.

9. Среди современных концепций истины отсутствует:

а) когерентная;

б) соответствия;

в) системная;

г) прагматическая.

10. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

*а) прогнозирование;

б) предусмотрение;

в) целеполагание;

г) опережение.

11. Любое изменение, преобразование, процесс — это:

а) эволюция;

б) развитие;

в) инволюция;

*г) движение.

12. К общелогическим методам познания не относится…

синтез

анализ

аналогия

*наблюдение

13. Субъект познания в современной гносеологии — это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);

*г) мыслительный коллектив.

14. Современные гносеологические исследования предполагают:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) интуитивизм;

*г) теоретико-методологический плюрализм.

15. Формой практики не является:

а) преобразование природы с помощью орудий труда;

б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

*в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

г) научный эксперимент.

16. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

*в) идея;

г) ощущение.

18. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

*г) сенсуализма.

19. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):

*а) понятие;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин.

20. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

б) категория;

*в) суждение;

г) умозаключение.

21. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение:

а) я отношусь ко всем людям;

б) все люди похожи на меня;

*в) я мыслю;

г) животные тоже мыслят.

22. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:

а) смысл;

б) текст;

*в) «суть дела»;

г) контекст.

23. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

*в) дедукции;

г) анализа.

24. Чувственной формой познания является...

а) интуиция

б) гипотеза

в) рефлексия

*г) восприятие

25. По мнению представителей ____________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

*а) агностицизма

б) гносеологического оптимизма

в) догматизма

г) скептицизма

26. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», – утверждают представители…

а) эмпиризма

б) рационализма

*в) сенсуализма

г) агностицизма

27. К формам рационального познания не относится…

а) гипотеза

б) теория

в) умозаключение

*г) восприятие

28. Гносеология - это раздел философии, в котором изучаются вопросы:

а) сущности и смысла истории

б) сущности человека

*в) природы познания и его возможностей

г) первоосновы всех вещей

29. Понятием «идеальное» характеризуются…

а) природные условия

*б) логические нормы рассуждения

в) экономические отношения

г) нравственно-моральные нормы

д) знания о мире

30. Основными характеристиками сознания являются…

*а) предметность

*б) идеальность

в) противоречивость

*г) активность

д) субъективность

31. Для теории психоанализа З. Фрейда характерны…

*а) использование метода свободных ассоциаций

*б) использование метода толкования снов

в) моделирование психических процессов

г) положение о тождественности сознания и психики

*д) положение о преимущественно сексуальном характере вытесненного

32. К общелогическим методам познания не относится…

а) дедукция

*б) эксперимент

в) индукция

г) абстрагирование

Наши рекомендации