Самостоятельная работа. Изучение первоисточников: Ф

Изучение первоисточников: Ф. Ницше, С. 355; А. Шопенгауэр, С. 324 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2). Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. - М, 1958. - Т. 3.

Темы для докладов

1.Философские взгляды С. Кьеркегора.

2.А. Шопенгауэр и его философские взгляды.

3.Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения: в 2 т. -М, 1990. -Т. 2. -С. 6-17, 81-83, 141-156.)

4.Диалектический материализм: основные положения и принципы.

5.К. Маркс о сущности материалистического понимания истории. (Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс//Сочинения: в 50 т. -М., 1985.-Т. 13. -С. 5-9.).

6.Есть ли будущее у марксизма?

Тема 6. Философия XX века: основные школы и направления

1.Социально-критическая стратегия в развитии философской мыслиXX века.

2.Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

3.Философия психоанализа (3. Фрейд).

4.Аналитическая стратегия развития философии (логико-аналити­ческий этап и лингвинистическая философия).

5.Особенности философии на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Постмодернизм.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: А. Камю, С. 163-165; Э. Фромм, С. 166-168 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]); 3. Фрейд, С. 127 (там же, [7],Ч. 2).

Темы для докладов

1.Общая характеристика основных идей современного постпозити­визма.

2.Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европейского че­ловечества и философия». (Гуссерль, Э. Кризис европейского человече­ства и философия / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. - Ново­черкасск, 1994.-С. 103-126.).

3.Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сар­тра «Экзистенциализм—это гуманизм». (Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм-это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М., 1990. - С. 319-344.).

4.Основные идеи философии персонализма (неотомизма, современ­ного протестантизма).

5.Сущность философской антропологии Эриха Фромма.

6.Ситуация постмодерна в современной культуре, перспективы ее развития.

Тема 7 Философская мысль Беларуси. Русская философия.

1.Зарождение и развитие философской мысли в Беларуси. Философ­ские идеи Возрождения и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будны и др.).

2.Национальное самосознание и философская мысль в XVII - XIX вв.

3.Философия и развитие белорусского национального сознания в XX веке.

4.Основные этапы развития и темы русской философии. П. Чаадаев. Западники и славянофилы.

5 Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Философия русского космизма.

6. Нравственно-религиозные поиски в русской философии начала XX века: Н. Бердяев, П. Флоренский.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Ф. Скорина. «Апостол», «Малая подо­рожная книжица». М. В. Ломоносов, С. 122-123 (раздел 4.3 Хрестома­тии и антологии [3]); С. Л. Франк, С. 512. (там же, [7], Ч. 2).

Темы для докладов

1.Флорилегии - оригинальный жанр философствования на Беларуси.

2.Анализ принципов христианской этики у Ф. Скорины. (Скарына,Ф. Творы: прадмовы, сказаннi, пасляслоуi, акафiсты, пасхалiя / Ф. Ска­рына. -Мiнск, 1990.-С. 103-124.)

3.Сымон Будны як прадстаунiк рацыяналiстычнай фiласофii.

4.К. Лышчынскi i яго светапогляд.

5.Л. Сапега и идея правового государства.

6.Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

7.Природа и механизмы творчества в интерпретации Н. А. Бердяева. (Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М., 1989.-С. 479-498.)

8.Русский космизм: основные идеи и представители.

Тема 8. Метафизика и онтология

1.Метафизика и онтология как основные стратегии познания бытия. Категориальный аппарат и метод онтологии.

2.Основные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, че­ловека и общества.

3.Категория материи. Эволюция представлений о материи в фило­софии и науке. Современные представления о структуре материи.

4.Движение и развитие как атрибуты материи. Диалектика как фило­софская концепция развития, ее основные принципы, законы и категории.

5. Пространство и время в структуре бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Социально-исто­рическое пространство-время.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Парменид, С. 176; Гераклит, С. 232; В. И. Ленин, С. 238-241 (Раздел 4. 3 Хрестоматии и антологии, [3]).

Темы для докладов

1.Категория как форма выражения философского знания.

2. Новое понимание философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики». (Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики /М. Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления. - М, 1993. -С. 327-344.)

3. Категория «бытие» у Парменида и Хайдеггера.

4.Противоречие и виды противоречий.

5. Представление о материи в диалектическом материализме.

6. Социальное пространство и время.

Тема 9. Философия природы

1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в фило­софии и науке.

2. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы.

3. Взаимодействие человека и природы. Противоречия в системе «общество - природа» в современную эпоху.

4. Основные идеи экологической философии.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: В. Гейзенберг, С. 271-280 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 1); И. В. Гете, С. 357-359 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3]).

Темы для докладов

1.Структура и закономерности развития биосферы.

2.Эволюция представлений о природе в философских системах Вос­тока и Запада.

3.Экологическая проблема и ее решение.

4.Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.

5.О самоорганизации материальных систем и эволюции природы.

6.Биосфера, техносфера и ноосфера, их взаимосвязь и взаимообус­ловленность.

7.Тектология А. А. Богданова

Тема 10. Проблема человека в философии и науке

1.Человек как многомерное бытие. Телесное и духовное бытие чело­века. Природное и социальное в человеке. Основные стратегии осмыс­ления человека в классической философии.

2.Постклассические версии философских учении о человеке. Про­блема антропосоциогенеза.

3.Праксиология как философское учение о деятельности.

4.Понятие личности. Структура личности. Процесс формирования личности, его биолого-социальный характер.

5.Проблема жизни и смерти, смысла жизни, свободы и необходимо­сти в духовном наследии человечества.

Наши рекомендации