Самостоятельная работа. Изучение первоисточников: Ф
Изучение первоисточников: Ф. Ницше, С. 355; А. Шопенгауэр, С. 324 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2). Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. - М, 1958. - Т. 3.
Темы для докладов
1.Философские взгляды С. Кьеркегора.
2.А. Шопенгауэр и его философские взгляды.
3.Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения: в 2 т. -М, 1990. -Т. 2. -С. 6-17, 81-83, 141-156.)
4.Диалектический материализм: основные положения и принципы.
5.К. Маркс о сущности материалистического понимания истории. (Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс//Сочинения: в 50 т. -М., 1985.-Т. 13. -С. 5-9.).
6.Есть ли будущее у марксизма?
Тема 6. Философия XX века: основные школы и направления
1.Социально-критическая стратегия в развитии философской мыслиXX века.
2.Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
3.Философия психоанализа (3. Фрейд).
4.Аналитическая стратегия развития философии (логико-аналитический этап и лингвинистическая философия).
5.Особенности философии на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Постмодернизм.
Самостоятельная работа
Изучение первоисточников: А. Камю, С. 163-165; Э. Фромм, С. 166-168 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]); 3. Фрейд, С. 127 (там же, [7],Ч. 2).
Темы для докладов
1.Общая характеристика основных идей современного постпозитивизма.
2.Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия». (Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994.-С. 103-126.).
3.Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм—это гуманизм». (Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм-это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М., 1990. - С. 319-344.).
4.Основные идеи философии персонализма (неотомизма, современного протестантизма).
5.Сущность философской антропологии Эриха Фромма.
6.Ситуация постмодерна в современной культуре, перспективы ее развития.
Тема 7 Философская мысль Беларуси. Русская философия.
1.Зарождение и развитие философской мысли в Беларуси. Философские идеи Возрождения и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будны и др.).
2.Национальное самосознание и философская мысль в XVII - XIX вв.
3.Философия и развитие белорусского национального сознания в XX веке.
4.Основные этапы развития и темы русской философии. П. Чаадаев. Западники и славянофилы.
5 Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Философия русского космизма.
6. Нравственно-религиозные поиски в русской философии начала XX века: Н. Бердяев, П. Флоренский.
Самостоятельная работа
Изучение первоисточников: Ф. Скорина. «Апостол», «Малая подорожная книжица». М. В. Ломоносов, С. 122-123 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]); С. Л. Франк, С. 512. (там же, [7], Ч. 2).
Темы для докладов
1.Флорилегии - оригинальный жанр философствования на Беларуси.
2.Анализ принципов христианской этики у Ф. Скорины. (Скарына,Ф. Творы: прадмовы, сказаннi, пасляслоуi, акафiсты, пасхалiя / Ф. Скарына. -Мiнск, 1990.-С. 103-124.)
3.Сымон Будны як прадстаунiк рацыяналiстычнай фiласофii.
4.К. Лышчынскi i яго светапогляд.
5.Л. Сапега и идея правового государства.
6.Философия «всеединства» Вл. Соловьева.
7.Природа и механизмы творчества в интерпретации Н. А. Бердяева. (Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М., 1989.-С. 479-498.)
8.Русский космизм: основные идеи и представители.
Тема 8. Метафизика и онтология
1.Метафизика и онтология как основные стратегии познания бытия. Категориальный аппарат и метод онтологии.
2.Основные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, человека и общества.
3.Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Современные представления о структуре материи.
4.Движение и развитие как атрибуты материи. Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы, законы и категории.
5. Пространство и время в структуре бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Социально-историческое пространство-время.
Самостоятельная работа
Изучение первоисточников: Парменид, С. 176; Гераклит, С. 232; В. И. Ленин, С. 238-241 (Раздел 4. 3 Хрестоматии и антологии, [3]).
Темы для докладов
1.Категория как форма выражения философского знания.
2. Новое понимание философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики». (Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики /М. Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления. - М, 1993. -С. 327-344.)
3. Категория «бытие» у Парменида и Хайдеггера.
4.Противоречие и виды противоречий.
5. Представление о материи в диалектическом материализме.
6. Социальное пространство и время.
Тема 9. Философия природы
1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.
2. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы.
3. Взаимодействие человека и природы. Противоречия в системе «общество - природа» в современную эпоху.
4. Основные идеи экологической философии.
Самостоятельная работа
Изучение первоисточников: В. Гейзенберг, С. 271-280 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 1); И. В. Гете, С. 357-359 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3]).
Темы для докладов
1.Структура и закономерности развития биосферы.
2.Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада.
3.Экологическая проблема и ее решение.
4.Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.
5.О самоорганизации материальных систем и эволюции природы.
6.Биосфера, техносфера и ноосфера, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
7.Тектология А. А. Богданова
Тема 10. Проблема человека в философии и науке
1.Человек как многомерное бытие. Телесное и духовное бытие человека. Природное и социальное в человеке. Основные стратегии осмысления человека в классической философии.
2.Постклассические версии философских учении о человеке. Проблема антропосоциогенеза.
3.Праксиология как философское учение о деятельности.
4.Понятие личности. Структура личности. Процесс формирования личности, его биолого-социальный характер.
5.Проблема жизни и смерти, смысла жизни, свободы и необходимости в духовном наследии человечества.