В3. Философия Пифагора. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон)
Философия Пифагора(ок. 570— ок. 490 гг. до н. э.)
Одним из первых мыслителей, назвавшим себя, по легенде был именно Пифагор. Также считается, что именно он назвал вселенную «прекрасным порядком» - космосом. Пифагорейская философия в целом, рассматривала мир, как упорядоченное целое, которое подчиняется законам чисел и гармонии.
Основой учения пифагорейской школы была категория двух противоположностей: предельное и беспредельное. В качестве единого начала для вещей, «беспредельное» выступать не может, в противном случае, любое «предельное» было бы немыслимо. Однако и наличие «предельного» предполагает наличие того, что определено им.
Элейская школа — древнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V веков до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана и называют его основателем, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. Но это не совсем правильно так как Ксенофан не был учителем в Элейской школе, но скорее своими идеями предшествовал ей.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии.
В4. Эмпедокл (ок. 490 до н. э., Агридженто — ок. 430 до н. э.). Согласно его учению, основу мира образует вечная несотворимая и неразрушимая материя, но все происходит циклично, а не как у Гераклита одновременно изменяется все. Основу мироздания составляют четыре «корня» — земля, вода, воздух и огонь, все эти элементы находятся в постоянном движении, и из них, как лего складываются различные вещи. Основой движения по Эмпедоклу являются не «корни», т.к. они неизменны, а две противоположные силы — Любовь и Вражда.
Анаксагор.Один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей. Родился в Клазоменах, в Малой Азии около 500 до н. э.(ок. 496 до н. э. — 428 до н. э.),также разделял взгляды о вечности материи, но пошел еще дальше. Он утверждал, что не только сама материя вечна, но и каждая из ее качественно определенных частиц — гомеомерий — также никогда не были созданы, и никогда не будут уничтожены.
Демокрит. Родился в городе Абдеры во Фракии(ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.), этот знаменитый философ и величайший эрудит своего времени, в своих сочинениях по математике, астрономии, физике, биологии, социологии, этике, эстетике, логике, и др. развил материализм до совершенства, недостижимого его предшественниками. Положения первых материалистов и атеистов о вечности материи, у него выступает в виде учения о вечности ее основы — атомов.
Он отвергает целенаправленное вмешательство внеприродных сил в естественные процессы, утверждая безраздельное господство причинности. Отвергает богов как творцов мира и их способность управлять этим миром.
В5. Софистика — духовно-воспитательное и философское учение в Греции V и IV вв. до н.э. — базировалась на субъективизме и отрицании объективной истины. Разочаровавшись в истинности естественнонаучных теорий, поскольку экспериментальная база естественных наук была еще недостаточной, софисты обратились к изучению более доступного объекта — человека и его мыслительного процесса.
Сократ(470/469 — 399 гг. до н. э.). Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников.
Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.
В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: 1.необходимостью каждому “познать самого себя”. 2. “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.
В6. Платон(428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно.
Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.
Аристотель(384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
Философию Аристотель делил на три вида:
-теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");
-практическую - о деятельности человека, устройстве государства;
-поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Тема 4:
В2. Патристика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Августин Блаженный Аврелий (13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) — христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории.
Наиболее известными из сочинений Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.
Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.
В3. Ранняя схоластика
На этом этапе философскую мысль схоластики представляют Иоанн Скот Эриугена (810–877), Ансельм Кентерберийский (1033–1109), Пьер Абеляр (1079–1142), мыслители Шартрской и СентВикторской школ. В схоластических исследованиях этого времени на передний план выступает проблема универсалий. Те мыслители, которые утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют до вещей, назывались реалистами, поскольку, с их точки зрения, универсалии являются реальными, а понятия о вещах предшествуют вещам. Номиналисты, напротив, полагали, что универсалии не существуют реально, а являются лишь именами (лат. nomina). обозначением вещей.
В раннем средневековье проблема универсалий, не будучи единственной, тем не менее являлась главной темой в философских обсуждениях первых схоластов. Под видом формальнологического вопроса они обсуждали основополагающие метафизические и эпистемологические идеи, касающиеся природы бытия и сущности познания.
В.4.Зрелая схоластика
ВXIII веке в развитии схоластики наступает этап великих средневековых систем. В этот период, называемый обычно «золотым веком схоластики», она отмечена такими именами, как Альберт Великий (1193–1280), Фома Аквинский (1225–1274), Бонавентура (1221–1274), Сигер Брабантский (1240–1284), Роджер Бэкон (1214–1292) и Иоанн Дуне Скот (1266–1308).
Теперь важную роль в истории Европы начинают играть появляющиеся в различных городах университеты, усиливается влияние на общественнуюжизнь католической церкви и создаваемых под ее контролем монашеских орденов доминиканцев и францисканцев.
Благодаря Фоме Аквинскому, средневековая схоластика пришла к фундаментальному допущению необходимости установления тесной связи между верой и разумом. Хотя Фома Аквинский признавал различия между теологией и философией и не склонен был уравнивать их в правах, тем не менее он предполагал, что истины веры и истины разума не могут противоречить друг другу, поскольку они находятся в гармоническом согласии и поэтому должны взаимодополняться. Правда, это предположение у него обставлено рядом оговорок, смысл которых сводится к тому, чтобы признать известное первенство «божественной науки» (теологии) под философией (детищем «естественного разума»).
Завершают период зрелой схоластики Р. Бэкон и И. Дуне Скот.