Эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.)
Огромные социально-экономические изменения, произошедшие в эпоху В., нашли своё отражение и во мн. социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов, что отражало индивидуализм буржуазии. В новых трактовках государственной власти как совершенно независимой от религиозной санкции и церковного авторитета отражался факт становления и укрепления национальных государств ( Н. Макиавелли, Ж. Боден, А. Моджевский и др.). Крупными представителями социально-философской мысли эпохи Ренессанса, обосновывающими необходимость создания сильного централизованного государства, были во Франции Жан Боден (130-196) – «Шесть книг о республике», в Польше – Анджей Моджевский (103-172) – трактат «Об исправлении государства». А одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию государства был Никколо Макиавелли (1469-127). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Его концепция государства отвергает прежнюю теократическую концепцию. Он считает, что самый мощный стимул человеческих действий – это интерес. Чтобы избежать ненависти, государю не следует зариться на имущество своих граждан и их женщин, ибо люди скорее простят смерть отца, нежели потерю имущества. Сохранение собственности лучше обеспечивается его приумножением. Но, из-за эгоизма людей происходит столкновение их интересов за собственность, которому следует поставить заслон. Он сторонник мощного централизованного национального государства, где власть принадлежит зажиточному сословию ремесленников и торговцев. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали», «Советники государей», «Как избежать льстецов» и другие. Очень по современному звучат многие советы мыслителя, касающиеся деятельности правителя. Так, к примеру, следующее его высказывание: «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает». Идеи Макиавелли о возможном, иногда, использовании для усиления государственной власти и достижения своих политических целей антигуманных средств, против собственного народа, получил название макиавеллизм.Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.И, впоследствии, многиедиктаторы, и тираны использовали эти методы (макиавеллизм) в своей повседневной практике
В эпоху Возрождения появляются и утопические учения, в которых на основе «Священного писания» выдвигались требования обобществления собственности. Томаса Мюнцера(1490-12) –немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформации и крестьянской войне 124-126гг. в Германии (подробно будет изложено в разделе Реформация) и Томаса Мора – английского гуманиста, автора произведения «Остров утопии …» и термина «утопия – место которого нигде нет» - считают основателями теории утопического социализма. С именем итальянского философа Томмазо Кампанеллы (168-1639), автора произведения «Город Солнца» - связывают создателя первого коммунистического общественного устройства без частной собственности, имевшей также утопический характер. Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вслед за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности, и труд является обязанностью всех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в бога, существует полная веротерпимость. Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том, что между богом и верующими не должно быть никакого посредника. Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше - и будешь ближе к богу. Томмазо Кампанелла (до пострижения в 1582 г. в монахи – Джованни Доменико) (11568 – 1639) – итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. Он разделял натурфилософские взгляды Телезио, выступал против схоластики, развивал идеи сенсуализма и деизма, которые у него сочетались с его увлечением магией и астрологией. За свободомыслие подвергался преследованиям инквизиции. Мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 он попытался поднять восстание против испанских колонизаторов, но заговор был раскрыт, а сам попал в тюрьму на 27лет. Там он написал (1602 г.) свою знаменитую утопию «Город солнца» - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы. «Город солнца» сыграл определенную роль в развитии прогрессивной общественной мысли. Монтень Мишель де(1533-1592 гг.). Исходный пункт учения франц. философа – скептицизм. Однако, в отличие от агностицизма, Монтень не отрицает познаваемость мира. Основное соч. – «Опыты». Часто прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе – дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, однако, не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!». Сомнение – двигатель знания и науки, ему подвергаются средневековая схоластика, догматы католической церкви, само христианское понятие о Боге. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Мы должны считать знание процессом, а не догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Потому что человек – природное существо и подчинен законам природы, он, часть всего живого, и должен жить в гармонии с природой и со всеми кто живет на земле. Отсюда и понимание свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами, есть главный принцип морали. То есть человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, а вправе стремиться к счастью в жизни земной. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Сознание понимал как специфическое свойство материи, смерть считал неизбежным, а бессмертие души – спорным. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.
5. Социально-политические и духовные