Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, характеризуют общество как систему. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда
1) элемент; 2) подсистема; 3) однородность 4) замкнутость; 5) открытость; 6) взаимодействие.
Запишите слово, пропущенное в таблице
Тип общества | Характеристика |
… | Промышленное производство; внедрение научных открытий в общественное производство. |
Информационное (постиндустриальное) | Развитие компьютерных технологий; преобладание сферы услуг. |
15. Проблемы неоднородности общества, его деления на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д. К основным формам расслоения общества Сорокин относил экономическое, политическое и профессиональное расслоение.
Какая теория представлена в данном фрагменте текста? Что она описывает?
Тема 13. ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (АКСИОЛОГИЯ)
В результате освоения данной темы, бакалавр должен:
знать
-содержание теории ценностей, иерархию ценностей;
- смысл основных нравственных категорий;
- систему гуманистических ценностей;
уметь
- распознавать и оценивать роль гуманистических ценностей в современной общественно-политической, социальной, экономической, личной и профессиональной деятельности;
владеть
- навыками критического анализа окружающей действительности с позиции различных ценностей.
1. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма.
2. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла.
3. Эстетические ценности. Эстетическое и художественное.
4. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций.
Понятие ценности. Природа, классификация и эволюция ценности.
Ценность и оценка, истина и норма. Моральные и нравственные ценности. Проблема их обновления. Эстетические ценности. Особенности эстетического способа познания мира, разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Учение о ценностях М. Шелера (ordo amoris).
Основные понятия: ценность, оценка, норма, добро, зло, нравственность, эстетический идеал, гармония, прекрасное, религия, вера.
Контрольные вопросы
1. Какова иерархия ценностей?
2. Назовите основные концепции типологии ценностей?
3. Что представляет собой историческая эволюция ценностей?
4. Определите соотношение понятий: «культура», «цивилизация», «ценности».
5. Какую роль играют ценности в определении критериев прошлого и будущего?
6. Определите иерархию нравственных ценностей.
7. Как соотносятся между собой этические и эстетические ценности?
8. Определите аксиологическую сущность понятий «совесть», «добро», «зло», «долг».
9. Определите соотношение эстетических категорий «прекрасное», «возвышенное», «комическое», «трагическое» в системе ценностей.
10. Какое общество можно назвать «цивилизованным»?
Библиографический список
Основной
1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014
2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014
- Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010
Дополнительный
1. Абишева А.К. О понятии «ценность»/А.К. Абишева //Вопросы философии. 2002. № 3.
2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса/Б.П. Вышеславцев. М., 1994.
3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
4. Гусейнов А.А. Великие моралисты/А.А. Гусейнов. М., 1995.
5. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности/А.Г. Здравомыслов. М., 1986.
6. Каган М.С. Философская теория ценностей/М.С. Каган. М., 1997.
7. Наука и ценности. Л., 1990.
8. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии/С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Ростов-на-Дону, 1996.
9. Тугаринов П. Проблема ценностей в философии/П. Тугаринов. М, 1983.
10. Курочкина Л.Я., Плохинова М.Б. Систематическая философия: Ч. 2.: Философия человека (антропология), философия ценностей (аксиология): Учеб. пособие (электронный носитель)/Л.Я. Курочкина, М.Б. Плохинова. Воронеж: ВГТУ, 2003.
Темы докладов и рефератов
1. Ценность и оценка – формы взаимодействия.
2. Исторический характер норм и ценностей.
3. Ценности античной цивилизации.
4. Ценности «внутреннего человека» в христианстве.
5. Система новых ценностей в Европейском Ренессансе.
6. Запад и Восток – аксиологическое сходство и различие.
7. Ценности русского менталитета.
Контрольные задания
1. Исследование познавательных, эстетических, атеистических ценностей осуществляет…функция философии:
а) мировоззренческая;
б ) критическая;
в) аксиологическая;
г) методологическая.
2. Какими качествами, по мнению Конфуция, должен обладать благородный муж?
а) справедливостью;
б) верностью;
в) искренностью;
г) сыновней почтительностью.
3 Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии? а) позицию золотой середины;
б) гуманность, человеколюбие;
в) активное отношение к миру;
г) недеяние.
4.Этико-эстетический идеал античной культуры выражается в понятии:
а) калокагатия;
б) космоцентризм;
в) гедонизм;
г) рационализм.
5. Рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности, Н.А. Бердяев считал свою философию:
а) утопической;
б) антропоцентристской, или персоналистской;
в) теоцентристской;
г) рационалистической.
6. Понятие «личность» глубоко исследована на экзистенциальной основе в философии:
а) Л.П. Карсавина;
б) С.Л. Франка;
в) Н.А. Бердяева;
г) И.А. Ильина.
7. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в
объект, в философии понимается как:
а) произвол;
б) фатум (рок);
в) предопределение;
г) отчуждение.
8. По мнению Маркса и Энгельса, источник отчуждения следует искать:
а) в сфере материального производства;
б) в духовной сфере;
г) в сфере политики;
д)в социальной сфере.
9. Н.А. Бердяев утверждал, что вследствие изначальной пораженности человека первородным грехом («падшести»), происходит его подчинение условиям пространства, времени, причинности, выбрасывание человеком себя во вне. Мыслитель называет это…
а) объективацией;
б) субъективацией;
в) фетишизмом;
г) опредмечиванием.
10. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в:
а) саморефлексии;
б) самоутверждении;
в) сопереживании жизни других существ;
г) соучастии в бытии других существ.
11. Свободы как таковой не существует. Любой поступок человека есть реакция на стимулы внешней среды. Это точка зрения …
а) бихевиористов;
б) фаталистов;
в) волюнтаристов;
г) экзистенциалистов.
12. Эпохой становления идеалов гуманизма в Европе считается:
а) античность;
б) Ренессанс;
в) Новое время;
г) Реформация.
13. Приоритет целей и ценности отдельных личностей над общественными утверждает:
а) персонализм;
б) гедонизм;
в) коллективизм;
г) соборность.
14. «Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать всеобщим законом, т.е. так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе и твоим близким». Это высказывание Канта называется:
а) моральная заповедь;
б) категорический императив;
в) благое пожелание;
г) социальная норма.
15. Культурные ценности – это
а) компоненты человеческой культуры, имеющие личностный смысл и социально-историческое значение для общества, способные удовлетворять определённые потребности и задающие стандарты, образцы поведения;
б) предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения;
в) совокупность знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире;
г) сформировавшиеся под влиянием природных, исторических и политических факторов первоначальные образы культурного поведения.