Тема 2. ФИЛОСОФИЯ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ

ВВЕДЕНИЕ В ЛЮБОМУДРИЕ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Москва 2007

Главный редактор

Густырь А.В.

Редакционная коллегия:

Анисимов П.Ф.

Мисютина Г.А.

Ярошенко Н.Г.

Радинская Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ В ОБЫДЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

И РАСХОЖЕМ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИИ.........................................................6

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ

И ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ..............................................................10

Тема 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ..................................................23

Тема 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЧЕРЕЗ МИРОВОЗЗРЕНИЕ...............................................................................................35

Тема 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЧЕРЕЗ МУДРОСТЬ........................47

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ И ИНЫЕ ФОРМЫ ДУХОВНОСТИ (ПАРАФИЛОСОФИЯ)..........................................................................................53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................96

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ....................................................................................98

ГЛОССАРИЙ.......................................................................................................109

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ …………………………………………………….112

ВВЕДЕНИЕ В ЛЮБОМУДРИЕ

Обращение к студенту (или студентке)

«А древо жизни пышно зеленеет»

Рабочая тетрадь, которую Вы открыли, отличается от тех, с которыми Вы имели дело раньше, и вряд ли будет похожа на те, с которыми Вам предстоит познакомиться в будущем. Дело в том, что речь в ней будет идти о философии. Это означает, что здесь нельзя рассчитывать на обычное при первом знакомстве с любой частной наукой систематическое изложение так называемых «основ»: базовых понятий и положений, на которых, как на фундаменте, строится в дальнейшем вся конструкция предметного знания. Одно из фундаментальных отличий философии от других областей знания состоит как раз в том, что она постоянно переделывает свой собственный фундамент. Поэтому не существует единой «философской науки», основы которой можно было бы проштудировать и считать себя после этого «подкованным» по части ответов на философские вопросы.

Поэтому же не стоит ожидать от краткого курса философии приобретения широкой и основательной философской эрудиции: из-за многообразия философий и особенности развития философии — движения вперед через непрерывное обращение вспять, к истокам, — можно говорить о сколько-нибудь весомой философской эрудиции только систематически изучив всю — более чем двух с половиной тысячелетнюю — историю философии, что, конечно, «галопом по европам» не проделаешь.

Цель курса (и этой Рабочей тетради) — хотя и достаточно сложная и требующая усилий для своего достижения, но всё же более скромная, а потому и более реальная.

Мы предлагаем заняться не столько философ­скими понятиями, сколько понятием философии, пофилософствовать о самом философствовании, не формировать мировоззренческие взгляды, а взглянуть на формирование мировоззрения, не создавать новую систе­матическую «философию на все случаи жизни», а, по возможности сис­тематически, обратиться к жизни философии, наконец, не знакомить Вас с философскими пристрастиями и вкусами автора, а дать повод почув­ствовать вкус философии. Надеемся, что по завершении курса Вы смо­жете более ясно понять, что такое философия, для чего она Вам нужна и нужна ли вообще. Понятьже, как говорил современный французский философ Ж-П. Сартр, значит измениться.

Поэтому желаем успешных изменений!

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ В ОБЫДЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕ­НИИ И РАСХОЖЕМ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИИ

Начнем с примеров:

«Философия»

«В России клоун — это не просто рыжеволосый чудак с поролоновым носом. Клоун — это философия. Он не всегда должен быть уморительно-смешным. Он должен уметь вызывать жалость и сострадание» («Мос­ковский Комсомолец», 17 апреля 1998 г.); «...скатился к бандитизму, к философии: «грабь награбленное!» (анонс по НТВ фильма «Чаруба», Словения); «наша философия основана на использовании эффективных ингредиентов, даже если они дороги» (реклама); «бандит, возможно, сам того не сознавая, — носитель целой философии.

Он совсем не хочет тру­диться и не хочет отказывать себе ни в каких благах « (А.Вайнер, Г.Вайнер. Я следователь...// Современный детектив. М., 1989. С.153); «если раньше в университете, на научных конференциях студенты проявляли интерес в основном к рекламе, то сейчас стрелка компаса сместилась к философии: молодые люди заняты поиском жизнеобъясняющих концеп­ций. Велико желание выбраться из грязи на чистое место» («Комсомоль­ская Правда»,3 марта 1998 г.); «наша философия — жесткое отношение к миру» (Рокер (Байкер) АЛ.// «Супермен», 1993, №17.с.8); «и на тепло­трассе у садов «алюминий», и в самих садах властвует философия нище­ты. Постулаты её просты: перегрызи горло ближнему своему за кусок, признавай один закон — джунглей» («Известия», 7 августа 1997 г.); «у Володи и Димы своя философия: — коли попал в армию, ... поздно жа­леть...» («Московский Комсомолец», 23 февраля 1998 г.); «есть такое по­нятие «наркотик войны». На войне совершенно другой уровень взаимоот­ношений... Естественно, после этого меняется философия. Многое, что было до, кажется просто смешным» («Московский Комсомолец», 25 фев­раля 1998 г.).

«Философ»

«Гражданский пилот Фабьен у Экзюпери оказался философом своего дела и своих поступков» («Известия», 29 июня 2000 г.); «завсегдатай, очевид­но, был философом здешнего бара, философом-балаболом, живущим, в сущности, от одной кружки пива до другой...» (А.Ольшанский. Родник на Юго-западе. // «Москва», 1986, № 2. С.74); Юлия Шигарева., А.Петлюра. Чемпион мира по мусору (название статьи), в подзаголовке: «философ помоек». (АИФ, 13 марта 1999 г. С.12).

«Философский»

«Над телом убитого даже какой-то склонный к философским обоб­щениям опер произнес краткое прощальное слово: «собаке — соба­чья смерть!» («Московский Комсомолец», 16 февраля 1998 г.); «бед­ность, сказал мне как-то настоятель одного из московский храмов отец Феодор, категория философская, это, скорее, состояние души» («Аргументы и Факты», 30 (719), июль 1994 г.); «инвалид-сердечник занимался делом, располагающим к спокойному, почти философско­му восприятию мира, — разведением пчёл» («Правда», 27 сентября 1997 г.).

«Философический»

«Он помолчал с философической важностью пьяного человека, предаю­щегося раздумью...» (Ги де Мопассан. Оливковая роща // Ги де Мопас­сан. Собр.соч. в 12 томах. Т. 12. С.38).

« Философствовать»

«Слик философствует... Настоящий ликёр, и не менее чем с двадцатилет­ним стажем. Побольше бы такого виски — и было бы меньше само­убийств» ( Э.Уоллес. Таинственный двойник. М., 1992. С.21); «60 про­центов браков распадаются в первые три года после свадьбы, а осталь­ные латаются сподручными средствами: одни супруги спасаются от се­мейных неурядиц с помощью бутылки, другие день и ночь просиживают на работе, третьи «на сторону ходят», четвертые философствуют на тему «плохонький, да свой...» («Московский Комсомолец», 2 декабря 1998 г.); «небо подкарауливает человека не в первом взлёте и даже не в сотом, — философствуют со мной в своём сарае испытатели...» («Комсомольская Правда, 1 марта 1998 г.).

«Пофилософствовать»

«...Выразить недоумение, пофилософствовать, а потом признать реалии» («Вечерняя Москва»,20 ноября 1998 г.).

«Разводить философию»

«А вообще скука беспросветная. Вчера на час, в целях экономии, отклю­чили свет, так я думала, чокнусь. Ходила целый час из угла в угол, как пришибленная... Ну ладно! Хватит разводить философию» («Комсомоль­ская Правда», 1 апреля 1992 г.).

«Философствование»

«Эта музыка вводит в состояние философствования и заставляет заду­маться о космосе вообще и о космосе человека, в частности. А агрессив­ная музыка слишком возбуждает аппетит» (И.Хакамада. «Комсомольс­кая Правда», 17 сентября 1998 г.).

«Философски»

«Чем же они здесь питаются?» — вслух удивилась я. «Да это же банные тараканы. Обмылками и кормятся, — философски рассудила Нина Ни­колаевна. — а чем ещё?» («Комсомольская Правда», 6 ноября 1998 г.); «два события довели до «белого каления» знаменитую певицу, обычно весьма сдержано и философски реагирующую на журналистские воль­ности в свой адрес...» («Московский Комсомолец», (9 января 1997 г.); «каждая свинья выделяет в среднем 10 килограммов экскрементов, в АОЗТ «Останкино» содержится около 9 тысяч голов. Начальство ... очень удивилось, услышав о том, что оно должно как-то готовиться к полово­дью. Рассуждают здесь философски: — да нет, вроде в речку попасть не должно». («Московский Комсомолец», 6 марта 1998 г.); «в армии круг­лое носят, а квадратное катают... Это абсолютная правда, поэтому к ра­боте в армии нужно относиться философски, с долей здорового скепси­са...» («Новое поколение». Оренбург. 22 февраля 1996); «такова жизнь, — философски изрекает Дюбон, — вечно кто-нибудь сует палки в коле­са» (Сан-Антонио. Неприятности на свою голову. М.,1996. С.73); «пой­мал кайф — держи! — всласть затянувшись «Примой» философски из­рёк мой нечаянный знакомый» («Труд», 9 сентября 1995 г.); «К бомбежкам белградцы относились философски» («Русские, не бой­тесь — сербы с вами» // «Коммерсантъ» № 113 четверг 1 июля 1999 года, с. 6).

«По-философски »

«Не ропщут на свою незавидную акционерную долю и относятся к ней по-философски» («Московский Комсомолец», 24 июня 1998 г.).

«Философичность»

«Американцы встречаются: «У тебя проблемы?» — «Нет проблем». Мы встречаемся и тут же начинаем друг другу рассказывать о своих пробле­мах. Это такой национальный крест, и с этим нельзя не считаться. Как и наша бытовая философичность, мы ведь замешаны на неразрешимых вопросах. У нас ведь материальные проблемы решаются в сфере духа...» («Комсомольская Правда», 3 марта 1998 г.).

Можно привести и сотни, и тысячи других примеров. Не правда ли, на редкость беспардонно треплют эти научные, изначально и по су­ществу, слова? Справедливости ради, заметим, что наречия «фило­софски» и «по-философски» употребляются в более уважительном контексте. Достается в основном словам «философия», «философ», «философствовать»

Почему? Потому что в обыденном сознании (в сознании обывателя) су­ществует карикатурное представление о философе и о философии. От­части оно укладывается в такие словарные (вторые и третьи) определе­ния философии, как: «философия...Отвлеченное, не идущее к делу рассуждение (разг.); «философствовать ... Перен. мудрено или бес­почвенно рассуждать, умствовать (разг.)» (СИ. Ожегов. Словарь рус­ского языка. М, 199I.e. 850.)

С другой стороны, со словами «философия» и «философ» связывают всё же не только плохие слова, но и нейтральные, а то и хорошие: «фи­лософия звука», «философия цвета», «философия любви», «философия материнства», «философия шпаги»... Видимо, таким способом пытают­ся придать широкое и глубокое значение сравнительно узкому и неглу­бокому предмету, значительность — сравните; малозначительно­му.

И ещё возникает вопрос: насколько эти мелькающие на страницах га­зет, журналов, сугубо нефилософских книг научные, по существу, слова понятны читателям и слушателям, а если не совсем понятны, то про-буждают ли они желание поближе познакомиться с философией? Или же кажется, что всё и так ясно? А на самом-то деле всё происходит по формуле: «я сначала не понимал, а потом привык». Попробуем же обратиться к реальной истории и содержанию филосо­фии. И мы увидим, что нет, не знают те, кто связывает со словом «философия» слова «карьеризм», «мошенничество», «предательство» и т.п., а со словом «философ» слова «балабол», «карьерист», «мошенник», «предатель», а то и «матерщинник» («философы-матерщинники» — см.: Антон Суриков. «Поизносившийся Бурбулис оценен казной в один миллиард рублей» // «Правда», 26.09 — 03.10. 1997 г.), что означают эти слова!

Ведь русской «калькой» этих слов являются слова «любомудрие» и «лю­бомудр»1 . А возможны ли такие словосочетания, как «любомудр-матер­щинник», как «любомудрие бандита»? У кого поднимется рука или по­вернется язык написать или сказать это?

Однако слова «философия», «философ» так и остались словами-чужа­ками. Поэтому к ним и могут цепляться всякие нехорошие слова. Так же, например, «убийца» (наемный) и «киллер». Можно в шутку бряк­нуть: «я устроился на полставки киллером», но вряд ли кто-либо скажет, что он устроился на полставки убийцей. А впрочем, кто знает?

1 «Калькой» называют буквальный перевод слова или выражения, в от­личие от литературного перевода, при котором выбираются наиболее подходя­щие по смыслу и контексту слова и выражения. В переводе с греческого «фило» означает «любить», а «софия» — мудрость, отсюда и калька — «любомудрие» (Прим. ред.)

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Шутка Философия — плод философствования философа.

Философ — тот, чьё философствование плодит философию.

Философствование — процесс, благодаря которому философ плодит философию.

Философию можно определять:

1) Этимологически — обращаясь к смыслу составляющих это сложное слово простых слов;

2) Исторически — через её генезис и последующую историю (история философии как объективный временной процесс есть не что иное, как попытка определения философией самой себя. Это процесс не закончен. Конец этого процесса означал бы конец философии);

3) Содержательно — через её предмет и метод («философствование»), а также, добавим, описывая того, кто ей занимается (т.е. философов);

4) Логически — через её род и видовые отличия. Определить филосо­фию — значит указать её род и видовое отличие, рассмотрев:

a) Мировоззрение как ближайший род философии и его разновидности;

b) Мудрость как ближайший род философии и её (мудрости) разновидности.

Наши рекомендации