Типология философских учений

А) Классификация философских учений с точки зренияонтологии.

* Термин «материализм» появился в 17 в.

++ Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами существования.

Различают следующие формыматериализма:

· стихийныйматериализм античных философов,

· натурфилософскийматериализм философов эпохи Возрождения,

· механистическийматериализм ХУ11 – ХУ111 вв.

· диалектическийи историческийматериализм, предлагаемый

марксистской философией.

Механистический и диалектический материализм различаются в ответах о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции.

** Вмеханистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого кмеханическому перемещению.

** В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движениерассматривается как любое возможное изменение.

Термин «идеализм»был предложен в ХУ111в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет, исходя из «человека». Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный.

· Объективный идеализмпризнает исходным началомабсолютныйдух или идею, котораясуществует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма – философия Г.Гегеля.

· Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма является философия Дж.Беркли и Д.Юма.

· Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, например, объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает Мировой разум (философия Гегеля), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает надмировая воля (философия Шопенгауэра).

Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №16

Б) Классификация философских учений с точки зрения гносеологии.

Классификациюможно построить в зависимости от ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа:

* крайний агностицизм,

* умеренный агностицизм (скептицизм) и

* гносеологический оптимизм.

Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма (скептицизма). В философских системах этого типа утверждается, что познание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений.

Иначе говоря, познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть.

**К линии умеренного агностицизма принадлежат античные софисты, киники, скептики, неоплатоники, Д.Юм, И.Кант, в современной философии – критические реалисты, неопозитивисты, экзистенциалисты, постмодернисты.

Позиция гносеологического оптимизмапредполагает следующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Г.Гегеля, диалектических материалистов.

· Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г.Гегель), идеалистом и агностиком (И.Кант), материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм, механический материализм), материалистом и агностиком (Дж.Локк) и т.д.

Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №17

В) Концепции можно классифицировать также с точки зрения познавательнойспособности:

· на рационализм,

· иррационализм,

· рационализм в узком смысле слова

· и сенсуализм.

·

Иррационалисты: подлинное знание о мире человек может получить с помощью инстинкта или интуиции, а также инсайта (озарения).Разум, рассудок, интеллект ( с точки зрения этих философов) являются препятствием для постижения истины (волюнтаризм Шопенгауэра, философия воли Ницше, философия жизни Бергсона).

Ницше: «разум – препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размышления тормозят человеческие действия; истину трактовал как полезное для жизни заблуждение».

Рационалисты: ведущей познавательной способностью и главным источником знаний является разум, интеллект. Лейбниц: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума». Они считают, что опыт не может дать истинного знания, опытные данные сомнительны, идеи же, содержащиеся в уме человека, ясны и очевидны.

Задача познания – выявить уже заложенные в разуме знания (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Сенсуализм (эмпиризм) называет главной познавательной способностью человека чувства, а источником знаний – опыт. Локк: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Они считают, что ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт. Сенсуализм существует в материалистической и идеалистической формах,

Материалистический сенсуализм– источником познания является внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс).

Идеалистический сенсуализм весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е.к ощущениям: существование мира сводится к его способности быть воспринятым человеком. «Существовать – значит быть воспринимаемым» (Беркли, Юм).

* Термин «материализм» появился в 17 в.

++ Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами существования.

Различают следующие формыматериализма:

· стихийныйматериализм античных философов,

· натурфилософскийматериализм философов эпохи Возрождения,

· механистическийматериализм ХУ11 – ХУ111 вв.

· диалектическийи историческийматериализм, предлагаемый

марксистской философией.

Механистический и диалектический материализм различаются в ответах о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции.

** Вмеханистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого кмеханическому перемещению.

** В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движениерассматривается как любое возможное изменение.

Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №18

Типология философских учений
с точки зрения онтологии
Материализм
Идеализм
с точки зрения гносеологии
Гностицизм
Агностицизм
с точки зренияпознавательной способности
*Рационализм
*Сенсуализм
Иррационализм

Типология философских учений
с точки зрения онтологии
Натурфилософский= Н.Кузанский, Дж Бруно, Толезио, Леонардо да Винчи
Идеализм
Объективный= Платон, Кант, Гегель, Шопенгауэр
В.И.Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм»:«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них »
Диалектический (изменения)= К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.Фейербах, Ленин
Исторический материализм- К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин
Субъективный= Дж.Беркли, Д.Юм
Механистический (перемещение)= Спиноза, Ф.Бэкон, Гоббс, Лейбниц
Материализм
Стихийный( Фалес, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор)

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №19

С точки зрения гносеологии
Крайний агностицизм
Гносеологический оптимизм (мир познаваем полностью и по существу)
Дидро, Гольбах, Ламетри, Гегель , Маркс, Ленин,
Софисты, киники, скептики, Юм, Кант
Умеренный агностицизм (скептицизм): познание возможного, но не по существу, а на уровне явления

с точки зрения познавательной способности
  ???
Гегель=Идеализм + гносеологический оптимизм
Кант= идеализм+агностицизм
Локк=материализм+агностицизм

Недобитюк В.В. Бл-Сх. №20

Разум, интуиция Декарт: «Cogito ergo sum”
Рационализм
Философский рационализм= Декарт, Спиноза, Лейбниц

Сенсуализм
Иррационализм
Познание с помощью инстинкта или интуиции, инсайта инстинкта и интуиции
Материалистический сенсуализм= внешний опыт = Бэкон, Гоббс, Локк
Идеалистический сенсуализм= Беркли, Юм

*Философия жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон )
*Феноменология (Гуссерль)
* И р р а ц и о н а л и з м:  

*Герменевтика (Шлейермахер)
*Экзистенциализм (Бердяев, Камю, Хайдеггер, Ясперс, Сартр)

*Фрейдизм (Фрейд, Юнг, Фромм)

Иррационализм ( философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм).Артур Шопенгауэр(1788-1860)- как создатель«Философия жизни» и «Философии воли» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление».

Фридриха Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Воля к жизни как воля к власти.

Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы»

Раздел 2. Основные этапы истории философии

Наши рекомендации