Типология философских учений
А) Классификация философских учений с точки зренияонтологии.
* Термин «материализм» появился в 17 в.
++ Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами существования.
Различают следующие формыматериализма:
· стихийныйматериализм античных философов,
· натурфилософскийматериализм философов эпохи Возрождения,
· механистическийматериализм ХУ11 – ХУ111 вв.
· диалектическийи историческийматериализм, предлагаемый
марксистской философией.
Механистический и диалектический материализм различаются в ответах о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции.
** Вмеханистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого кмеханическому перемещению.
** В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движениерассматривается как любое возможное изменение.
Термин «идеализм»был предложен в ХУ111в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет, исходя из «человека». Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный.
· Объективный идеализмпризнает исходным началомабсолютныйдух или идею, котораясуществует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма – философия Г.Гегеля.
· Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма является философия Дж.Беркли и Д.Юма.
· Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, например, объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает Мировой разум (философия Гегеля), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает надмировая воля (философия Шопенгауэра).
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №16
Б) Классификация философских учений с точки зрения гносеологии.
Классификациюможно построить в зависимости от ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа:
* крайний агностицизм,
* умеренный агностицизм (скептицизм) и
* гносеологический оптимизм.
Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма (скептицизма). В философских системах этого типа утверждается, что познание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений.
Иначе говоря, познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть.
**К линии умеренного агностицизма принадлежат античные софисты, киники, скептики, неоплатоники, Д.Юм, И.Кант, в современной философии – критические реалисты, неопозитивисты, экзистенциалисты, постмодернисты.
Позиция гносеологического оптимизмапредполагает следующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Г.Гегеля, диалектических материалистов.
· Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г.Гегель), идеалистом и агностиком (И.Кант), материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм, механический материализм), материалистом и агностиком (Дж.Локк) и т.д.
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №17
В) Концепции можно классифицировать также с точки зрения познавательнойспособности:
· на рационализм,
· иррационализм,
· рационализм в узком смысле слова
· и сенсуализм.
·
Иррационалисты: подлинное знание о мире человек может получить с помощью инстинкта или интуиции, а также инсайта (озарения).Разум, рассудок, интеллект ( с точки зрения этих философов) являются препятствием для постижения истины (волюнтаризм Шопенгауэра, философия воли Ницше, философия жизни Бергсона).
Ницше: «разум – препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размышления тормозят человеческие действия; истину трактовал как полезное для жизни заблуждение».
Рационалисты: ведущей познавательной способностью и главным источником знаний является разум, интеллект. Лейбниц: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума». Они считают, что опыт не может дать истинного знания, опытные данные сомнительны, идеи же, содержащиеся в уме человека, ясны и очевидны.
Задача познания – выявить уже заложенные в разуме знания (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Сенсуализм (эмпиризм) называет главной познавательной способностью человека чувства, а источником знаний – опыт. Локк: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
Они считают, что ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт. Сенсуализм существует в материалистической и идеалистической формах,
Материалистический сенсуализм– источником познания является внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс).
Идеалистический сенсуализм весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е.к ощущениям: существование мира сводится к его способности быть воспринятым человеком. «Существовать – значит быть воспринимаемым» (Беркли, Юм).
* Термин «материализм» появился в 17 в.
++ Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами существования.
Различают следующие формыматериализма:
· стихийныйматериализм античных философов,
· натурфилософскийматериализм философов эпохи Возрождения,
· механистическийматериализм ХУ11 – ХУ111 вв.
· диалектическийи историческийматериализм, предлагаемый
марксистской философией.
Механистический и диалектический материализм различаются в ответах о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции.
** Вмеханистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого кмеханическому перемещению.
** В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движениерассматривается как любое возможное изменение.
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №18
Типология философских учений |
с точки зрения онтологии |
Материализм |
Идеализм |
с точки зрения гносеологии |
Гностицизм |
Агностицизм |
с точки зренияпознавательной способности |
*Рационализм |
*Сенсуализм |
Иррационализм |
Типология философских учений |
с точки зрения онтологии |
Натурфилософский= Н.Кузанский, Дж Бруно, Толезио, Леонардо да Винчи |
Идеализм |
Объективный= Платон, Кант, Гегель, Шопенгауэр |
В.И.Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм»:«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них » |
Диалектический (изменения)= К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.Фейербах, Ленин |
Исторический материализм- К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин |
Субъективный= Дж.Беркли, Д.Юм |
Механистический (перемещение)= Спиноза, Ф.Бэкон, Гоббс, Лейбниц |
Материализм |
Стихийный( Фалес, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор) |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №19
С точки зрения гносеологии |
Крайний агностицизм |
Гносеологический оптимизм (мир познаваем полностью и по существу) |
Дидро, Гольбах, Ламетри, Гегель , Маркс, Ленин, |
Софисты, киники, скептики, Юм, Кант |
Умеренный агностицизм (скептицизм): познание возможного, но не по существу, а на уровне явления |
с точки зрения познавательной способности |
??? |
Гегель=Идеализм + гносеологический оптимизм |
Кант= идеализм+агностицизм |
Локк=материализм+агностицизм |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №20
Разум, интуиция Декарт: «Cogito ergo sum” |
Рационализм |
Философский рационализм= Декарт, Спиноза, Лейбниц |
Сенсуализм |
Иррационализм |
Познание с помощью инстинкта или интуиции, инсайта инстинкта и интуиции |
Материалистический сенсуализм= внешний опыт = Бэкон, Гоббс, Локк |
Идеалистический сенсуализм= Беркли, Юм |
*Философия жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон ) |
*Феноменология (Гуссерль) |
* И р р а ц и о н а л и з м: |
*Герменевтика (Шлейермахер) |
*Экзистенциализм (Бердяев, Камю, Хайдеггер, Ясперс, Сартр) |
*Фрейдизм (Фрейд, Юнг, Фромм) |
Иррационализм ( философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм).Артур Шопенгауэр(1788-1860)- как создатель«Философия жизни» и «Философии воли» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление».
Фридриха Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Воля к жизни как воля к власти.
Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы»
Раздел 2. Основные этапы истории философии