Индивидуальное и общественное сознание
Индивидуальное сознаниепредполагает наличие самосознания - это всегда самооценка и самоконтроль, которая предполагает сопоставление себя с идеалом. Декарт говорил, что самосознание- это единственное в чем нельзя усомниться. Предмет может восприниматься как некая иллюзия, а то, что я существую и существует процесс моего восприятия, в этом сомневаться не приходится.
Чтобы осознавать себя, надо видеть себя как бы со стороны (необходимо зеркало, осознать, что в зеркале именно он, затем образ запоминается). Животные не узнают себя в зеркале. Чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания, которые не даны ему изначально. Человек их усваивает и конструирует.
Он усваивает их и с помощью другого зеркала не реального, а метафорического. Это зеркало – общество других людей (в котором человек начинает видеть самого себя и начинает относиться к себе как к человеку, т.е. вырабатывает формы самосознания). Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку.
Самосознаниерождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Человек не только себя воспринимает по аналогии с другими, но и другого – по аналогии с собой (сознание себя и осознание другого в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга).
Общественное сознание представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивидуального сознания – их тесная связь, взаимодействие и – в определенных условиях – взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного сознания, которое в свою очередь в той или иной форме воздействует на наше индивидуальное сознание, впитывается им.
Диалектика общественного и индивидуального сознания – проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположностей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопустимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолютизация, возвеличивание одной и них – либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непререкаемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).
Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т.е. всегда носят конкретно-исторический характер.
Вопросы для самоконтроля
1. Как соотносится сознание и мозг?
2. Какова характеристика идеального?
3. В чем особенности структуры сознания?
План семинарского занятия
Тема 6. Сознание.
Вопросы:
1. Проблема сознания. Идеалистические, материалистические и вульгарно-материалистические концепции сознания.
2. Структура сознания. Модели сознания.
3. Самосознание. Сознательное и бессознательное.
4. Мышление и язык.
5. Сознание и мозг. Психофизиологический парадокс.
6. Проблема идеального и субъективного.
7. Индивидуальное и общественное сознание.
Основные понятия:
Отражение, сознание, самосознание, бессознательное, автоматизм, архетип, рефлексия, моделирование, сублимация, «Я», «Сверх-Я», «Оно», самость, «образ Я», внутренний мир, духовность, либидо, мышление, речь, язык, сознание, мозг, материальное, идеальное, психофизиологический парадокс, рефлекс, интеллект, разум, рассудок, понимание, субъективная реальность, формы общественного сознания.
Темы докладов
Основные подходы к вопросу о происхождении сознания.
Идеальность сознания и идеальные свойства сознания.
Анализ феномена сознания в русской философии.
Проблемы духовного и психофизического совершенства.
Структура сознания.
Проблема сознания в философии постмодерна
Загадки происхождения сознания.
Гениальность и шизофрения: причины, основания, границы.
Список литературы
Основной
1. Гуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. – 439 с.
2. Сычев, А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.
3. Философия: учебник / под. ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 622 с. – (Золотой фонд российских учебников).
4. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов [и др.]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Культурная революция: Республика, 2007. - 623 с.
Дополнительный
Аредаков, А.А. Сознание в онтологиях антропного принципа / А.А. Аредаков // Вопросы философии. - 2008. - № 1. - С.45 - 50.
Декарт, Р. Сочинения [Рассуждение о методе]: в 2 т. / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. – 1 т. - 654 с.
Дубровский, Д.И. Проблема «другого сознания» / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. - 2008. - № 1. - С.19 - 28.
Зинченко, В.П. Миры и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.- С. 15 - 37.
Иванов, А.В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 130 с.
Книгин, А.Н. Философские проблемы сознания / А.Н. Книгин. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - 338 с.
Локк, Дж. Сочинения: [Опыт о человеческом разумении] в 3-х т. / Дж. Локк. – М.: Мысль, 1989. – 1 т. – 621 с.
Орлов, В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 2: Учеб. пособие / В.В. Орлов. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 1997. - 200 с.
Прист, Ст. Теории сознания / Ст. Прист; Перевод с англ. Грязнова А. Ф. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 286 с.
Шемякинский, В.М. Философия и наука: учеб. пособие / В.М. Шемякинский. - Пермь: Пермский гос. технический ун-т, 2006. - 225 с.