Необходимость и случайность
В истории философии были различные концепции необходимости и случайности. Среди них наиболее распространенными оказались две.
В первой признавалось объективное содержание категории необходимости, а случайность трактовалась лишь как субъективное мнение, результат незнания причинных зависимостей явлений (Демокрит, Спиноза, Гольбах и др.). Поскольку все причинно обусловлено, постольку все необходимо. Отсюда следовало, что в мире все предопределено;в применении к обществу и человеку такая позиция приводила к фатализму.
Вторая, противоположная концепция, отказывала необходимости в объективном существовании. Мир – это хаос случайностей,стихийных сил, в нем нет ничего необходимого, закономерного. Если мир нам кажется логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику (Шопенгауэр, Ницше и др.).
В диалектической философии подчеркивалась причинная обусловленность как необходимости, так и случайности; говорилось о неправомерности отождествления необходимости и причинности, о различной детерминации необходимости и случайности. Давались следующие определения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что вытекает из внутренних, существенных связей объекта, что неизбежно должно произойти именно так, а не иначе. Случайностьпонималась как то, что имеет причину в другом, что вытекает из внешних связей, а потому может быть, а может и не быть, может произойти в разной форме. Таким образом, случайность и необходимость рассматриваются с точки зрения их обусловленности несущественными и существенными связями, причем несущественными считались внешние, а существенными – внутренние связи.
Подобная трактовка необходимости и случайности вызывает обоснованные возражения. Здесь как-то резко противопоставляется внешнее и внутреннее. А ведь на самом деле их различие относительно. Кроме того, если рассматривать конечную замкнутую систему, то все изменения в ней вызываются внутренними факторами и, следовательно, в ней нет ничего случайного. Но это противоречит опыту, поскольку известны системы (неорганические, биологические и социальные), в которых и в условии изоляции от внешних воздействий имеются случайные явления. Получается, что случайность может иметь внутреннее основание. Итак, по ряду соображений возникает потребность в ином, чем указанное выше, определении категорий необходимости и случайности.
При изучении превращения возможности в действительность обнаруживается два варианта.
1. В объекте при данных условиях в определенном отношении имеется лишь одна возможность, которая может превратиться в действительность (например, падает предмет, лишенный опоры; для любого живого существа всегда есть предел продолжительности существования и т. д.). В этом варианте мы имеем дело с необходимостью. Необходимость – это реализация единственной возможности, имеющейся у объекта в определенных условиях в определенном отношении.Эта единственная возможность рано или поздно превращается в действительность.
2. В объекте при данных условиях в определенном отношении имеется несколько различных возможностей, любая из которых в принципе может превратиться в действительность, но в результате объективного выбора лишь одна превращается в действительность. Например, при бросании монеты существуют две возможности выпадения той или иной стороны, но реализуется одна. В этом варианте мы имеем дело со случайностью. Случайность – это реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся у объекта при определенных условиях в определенном отношении.
Необходимость и случайность определяются как различие способов превращения возможности в действительность.
Метафизическое мышление противопоставляет необходимость и случайность, не усматривая между ними взаимосвязи. Однако в материальных объектах необходимость и случайность находятся в единстве. Между различными возможностями в одном объекте обнаруживается нечто сходное. Какая бы возможность ни реализовывалась, это сходное однозначно реализуется. Например, при бросании игральной кости каждое отдельное выпадение на ту или иную грань представляет собой случайность. Но во всех этих выпадениях есть сходное и притом однозначно проявляемое – выпадение именно гранью (в условиях игры кость не может выпасть на ребро или на угол). Следовательно, в случайности проявляется необходимость.
В материальных объектах нет ни «чистой» необходимости, ни «чистой» случайности. Нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. Также нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы момента необходимости. Вспомним о статистических закономерностях. В массе однородных случайных явлений обнаруживается устойчивость, повторяемость. Особенности отдельных случайных явлений как бы взаимно нивелируются, средний результат массы случайных явлений оказывается уже не случайным.
Законы диалектики
Еще в рамках мифологического мировоззрения, а затем в философии Древнего мира проводилась мысль о том, что изменения в мире связаны с борьбой противоположных сил. По мере развития философии признание или отрицание объективных противоречий становится одним из важнейших признаков, разделяющих диалектику и метафизику. Метафизика не видит объективных противоречий, а если они есть в мышлении, то это сигнал ошибки, заблуждения.
Конечно, если объекты рассматриваются вне их взаимосвязи, в статике, то мы не увидим никаких противоречий. Но как только мы начинаем рассматривать объекты в их взаимосвязях, движении, развитии, мы обнаруживаем объективную противоречивость. Гегель, которому принадлежит заслуга теоретического обоснования законов диалектики, писал, что противоречие «есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно»[6].
Мы употребляем понятия «противоположность» и«противоречие».Но что они означают? Маркс писал, что диалектические противоположности – «соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие… крайности, т. е. полюсы одного и того же»[7]. Для пояснения рассмотрим следующий пример. От точки 0 в противоположных направлениях (+x и – x) движутся объекты. Когда мы говорим о противоположных направлениях, то имеем в виду, что:
1) эти два направления взаимно предполагают друг друга (если есть движение в направлении +x, от обязательного существует и движение в направлении – x);
2) эти направления взаимно исключают друг друга (движение объекта в направлении +x исключает его одновременное движение в направлении – x, и обратно);
3) +x и-x тождественны как направления (ясно, что, например, +5 км и -5 км – противоположности, а +5 кг и -5 км не являются противоположностями, так как они различны по своей природе).
Диалектическое противоречие предполагает противоположности. Противоположности в диалектическом противоречии не просто одновременно сосуществуют, не просто как-то взаимосвязаны, а воздействуют друг на друга. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположностей.
Взаимодействие противоположностей образует в объектах внутреннее «напряжение», «противоборство», внутреннее «беспокойство». Взаимодействие противоположностей определяет специфику объекта, предопределяет тенденцию к развитию объекта.
Диалектическое противоречие рано или поздно разрешается или «победой» одной из противоположностей в конфликтной ситуации, или сглаживанием остроты противоречия, исчезновением данного противоречия. В результате объект переходит в новое качественное состояние с новыми противоположностями и противоречиями.
Закон единства и борьбы противоположностей:все объекты содержат в себе противоположные стороны; взаимодействие противоположностей (диалектическое противоречие) определяет специфику содержания и является причиной развития объектов.
В материальных объектах происходят количественныеи качественные изменения.Категория меры отображает единство качества и количества, заключающееся в существовании некоторого ограниченного интервала количественных изменений, в рамках которого сохраняется определенное качество. Так, например, мера жидкой воды – это единство определенного качественного состояния ее (в виде ди– и тригидролей) с интервалом температур от 0 до 100 °C (при нормальном давлении). Мера – это не просто некоторый количественный интервал, а взаимосвязь определенного интервала количественных изменений с определенным качеством.
Мера лежит в основе закона взаимосвязи количественных и качественных изменений.Этот закон отвечает на вопрос о том, как происходит развитие:количественные изменения на определенном этапе, на границе меры приводят к качественным изменениям объекта; переход к новому качеству имеет скачкообразный характер. Новое качество будет связано с новым интервалом количественных изменений, иными словами, будет мера как единство нового качества с новыми количественными характеристиками.
Скачок представляет собою перерыв непрерывности в изменении объекта. Скачки, как качественные изменения, могут происходить как в форме разовых «взрывных» процессов, так и в форме многоступенчатых процессов.
Развитие происходит как отрицание старого новым. Понятие отрицания имеет два значения. Первое – это логическое отрицание, операция, когда одно высказывание отрицает другое (если высказывание P истинно, то его отрицание не-P будет ложным и наоборот, если P ложно, то не-P будет истинным). Другое значение – диалектическое отрицание как переход объекта в нечто другое (другое состояние, другой объект, исчезновение данного объекта).
Диалектическое отрицание не следует понимать только как деструкцию, уничтожение объекта. Диалектическое отрицание включает в себя три стороны: исчезновение, сохранение и возникновение (появление нового).
Каждый материальный объект в силу его противоречивости рано или поздно отрицается, переходит в нечто иное, новое. Но это новое, в свою очередь, также отрицается, переходит в другое. Процесс развития может быть охарактеризован как «отрицание отрицания». Смысл «отрицания отрицания» не сводится к простой последовательности отрицаний. Возьмем пример Гегеля: зерно – стебель – колос. Здесь отрицания идут как естественный процесс (в отличие, скажем, от случая: зерно – стебель – механическое повреждение стебля).
Что же обнаруживается в отрицании отрицания, когда идет естественный процесс? Во-первых, сохранение элементов старого вместе с появлением нового определяет поступательность процесса отрицание отрицания. Но было бы упрощением рассматривать развитие объекта как прямолинейное поступательное изменение. Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, тенденция возврата к старому состоянию. Эта ситуация отражается в законе отрицания отрицания.Дадим формулировку этого закона: в процессе развития (отрицание отрицания) объективно существуют две тенденции – поступательного изменения и возврата к старому; единство этих тенденций определяет «спиралевидную» траекторию развития. (Если поступательность изобразить в виде вектора, а возврат к старому – в виде круга, то единство их принимает форму спирали.)
Результат отрицания отрицания, завершая определенный «виток спирали», в то же время является исходной позицией для дальнейшего развития, для нового «витка спирали». Процесс развития неограничен; не может быть какого-то последнего отрицания, после которого развитие прекращается.
Отвечая на вопрос о том, куда идет развитие, закон отрицания отрицания вместе с тем выражает сложный интегральный процесс, который может быть и не обнаружен в малые временные интервалы. Это обстоятельство является основанием для сомнений во всеобщности этого закона. Но сомнения снимаются, если проследить достаточно большие интервалы развития материальных систем.
Подведем некоторые итоги. Материальный объект представляет собой единство явления и сущности. Явление включает в себя атрибуты: качество и количество, пространство и время, движение; сущность – атрибуты: закон, действительность и возможность, необходимость и случайность, причинность и взаимодействие. Атрибутивное понимание материи продолжается в диалектической концепции развития.