Сравнительный анализ философии Демокрита, Сократа и софистов
Так называемый классический период развития философии Эллады включает в себя учения краткой эпохи от Перикла и до завоевания греков македонцами (Вторая половина V века до н.э. - IVвек до н.э.). Наибольший вклад в философию в эту эпоху внесли Демокрит, софисты, Сократ, Платон и Аристотель.
Демокритиз знатного рода и богач из Абдер, первыйэнциклопедист и острослов, любил головоломки, математик, учился у сына Пифагора Аримнеста, доказал впервые чему равны объемы конуса и пирамиды. По примеру Пифагора учился в Египте, Эфиопии, Персии, Индии. Называли вечно смеющимся, настолько несерьезным ему казалось все, что вокруг делали всерьез не замечая вокруг множество удивительного. Например, был поражен, как дровонос складывал дрова в вязанку наилучшим геометрическим образом. Увидев говоруна, Демокрит заметил: «Молчать не научили. Слово должно быть тенью дела. Откровенность опасна в неподходящий момент. Несчастье учитель глупцов». Популяризируя идеи Левкиппа, развил их в теорию атомизма. «Атомы можно уподобить поднятым ветром пылинкам, наблюдаемым в лучах Солнца, но они не видимы, это минимальные первотела. Атомы движутся в пустоте вечно, сталкиваясь или сцепляясь образуют все множество существующих тел. Как из одних и тех же букв пишутся разные книги, так из одних атомов состоят разные тела». «Время безначально, движение вечно. Спрашивать о первопричине то же, что искать начало бесконечного». Создал механистическую картину мира, ему принадлежат гипотезы множественности планет с людьми, подобных нам, причем «одни миры возникают, когда другие гибнут». Демокрит первым писал о роли в антропогенезе руки и нужды, подражания животным. Во Вселенной нет ни верха, ни низа, движение атомов образует эмпедокловы вихри, а они тела. Ослеп, первым научно изучая Солнце, но прожил 104 года. Примеры высказываний: «Истина никому не дана, она скрыта на дне бездонной пропасти». «Найти одно научное доказательство для меня лучше персидского престола». «Люди измыслили идол случая для того, чтобы прикрыть нерассудительность. Случай – хозяин конца дела». «Действительность заключена в явлениях». «Более пяти чувст имеется у животных, мудрецов и богов». «Бедность при демократии настолько лучше богатства при тирании, насколько свобода лучше рабства». Когда у персидского царя Дария умерла жена и монарх от горя обещал все отдать тому, кто вернет ее к жизни, Демокрит обещал оживить, если царь назовет 3 человек ни разу не испытавших горя. Когда же царь не смог найти ни одного такого, Демокрит помог ему преодолеть его горе, показав, что «Человеку вся земля открыта, и для мудрой души Отечество – весь мир».
Софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Фразимах, Лисий. Они не знали нередко друг друга и не принадлежали к одной школе, но все были платными учителями риторики (красноречия) и эристики (искусства спора и логики). С подачи Платона и Аристотеля слово «софист» обрело предосудительный смысл. Платон утверждал, что софистам «нет дела до истины, важна только убедительность». Действительно, убедившись в возможности доказать все, что угодно, эти философы учили, что нет объективной истины, она зависит от места и времени, условий и самого человека, следовательно всегда субъективна и непознаваема. «От ветра одному холодно, другому нет, так холодит ли ветер на самом деле?» «Лекарство больному приносит добро. Чем больше добра, тем лучше. Лекарств надо принимать как можно больше?» «2+3=5, следовательно 5 есть и четное и нечетное число» Это было развитием агностицизма и релятивизма. Утверждение об относительности истины вело часто и к аморализму: что кому выгодно, то и хорошо. Заслугой софистов было то, первыми в Античной философии поставили человека в фокус мировоззренческого исследования. «Человек есть мера всех вещей, как существующих, так и несуществующих»(Протагор)
Книга Протагора (480-410) из Абдер «О богах» впервые в мире сожжена в виде казни публично на площади. В ней Протагор, рассмотрев все доказательства существования богов и опровержения доказательств, приходит к выводу, что «Логически невозможно ни доказать, ни опровергнуть существование богов. Неясность вопросов и краткость жизни препятствуют знанию». Протагор создавал кодексы законов для городов, отрицал существование объективной истины и доказывал обманчивость чувств. Жизнь провел в лекторском турне по городам Эллады, обучая впервые платно искусству интеллектуально честных доказательств в споре, куда бы доказательство ни вело, игнорируя моральные и социальные соображения.
Софисты начали важную для развития философии и науки борьбу с догматизмом, подталкивая человека к самостоятельному поиску в противовес слепому следованию авторитетам. При этом сами они не боялись подставляться под критику. Известно такое изречение Горгия из Леонтин, где редко кто мог найти ошибку: «ничто не существует, если все же существует, то непознаваемо для человека, а если постижимо, то необъяснимо, невыразимо и невысказываемо, ибо существующее передается в виде знания о нем через отличные от бытия мысли и через отличные от мыслей слова».
Примеры других высказываний софистов:
«Справедливости для всех нет единой и обычно так называется полезное сильнейшему. Слуги богатых и властных пишут на их деньги законы против бедных, чтобы на законном основании бедных грабить» (Фразимах)
В спорах с софистами и Демокритом отличился сын простого каменотеса и акушерки Сократ(469-399). С ним связана всесторонняя переориентация античной философии с темы природы на тему человека. С Сократа открывает новое направление философии, во-первых, отказом от рассмотрения онтологической проблематики и, во-вторых, поворотом философии к новым направлениям изучения места человека в мире через изучение не окружающего, а мира самого человека. Сократв гносеологии боролся с догматизмом и релятивизмом, создал индуктивное доказательство и, используя диалектику Зенона, предложил метод майевтики для нахождения относительной истины через логический анализ вопросов. «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Соглашаясь с софистом Протагором, что «Человек есть мера всех вещей» и, следуя заданию дельфийского оракула «познай себя», Сократ и создает индуктивный метод и майевтику. Без индуктивного обобщения доныне не обходится ни один ученый, а майевтикой пользуются философы, когда надо поймать в сети правильно поставленных вопросов уже более поздних софистов. Но Сократ поглощен не гносеологическими, а этическими и политическими проблемами, он критиковал правящую демократию за безнравственность. «Богатство и знатность не приносят никакого достоинства». Не подчинялся ни демократам, ни тиранам. Власти решили, что легче казнить Сократа, чем избавиться от зла, на которое он 50 лет жаловался. К тому же все хвастуны Афин ненавидели его. Его выбор погибнуть оказал мощное влияние на последующих философов и народы. Высказывание Сократа на суде: «Дельфийский оракул на моем примере сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, как мало он знает». Но когда я вежливо, но твердо объясняю другим, как они мало знают даже то, чем заняты, они начинают меня за правду ненавидеть. Они то меня и приговорили к смерти. Но, пока я дышу, буду философствовать и убеждать вас ради спасения вас от духовной спячки. Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её, лучше мужественно умереть, чем жить в позоре». Если богатый аристократ Демокрит защищает афинскую демократию для богатых, то выходец из демоса Сократ критикует демократию Перикла за некомпетентность и продажность, сознательно пытаясь всю жизнь «успеть спасти свой народ от нравственной порчи». Казнь 70- летнего Сократа побудила одного из талантливейших его учеников Платона противопоставить философии Демокрита и иных физиков, названных позже материалистами, философию новую, названную позже объективным идеализмом. Многие фразы Сократа стали поговорками последующих философов: «Любить не недуг, недуг не любить! Любовь к душе выше любви к телу».
«Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы
смотрели и слушали больше, чем говорили». «Сильные страсти часто порождают смертельную ненависть». «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю».
Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?