Философия и религия. теология и телеология
Телеология и теология тесно связаны. Телеология как знание (претензия на знание) целей как мира в целом, так и в его частях предполагает наличие в мире разумной целеполагающей силы, мирового разума, Бога. Буквально телеология — «слово о цели» (от «тЕлос», tElos — свершение, завершение, исполнение; развязка, результат, последствия, исход; благополучный исход, успешная развязка, успех; окончание, конец, кончина, смерть; высшая точка, предел; окончательное решение; власть, право, законная сила, полномочия; цель...). «Телеология... теория замысла (purpose), концов93 (ends), целей (goals), конечных причин (final causes), ценностей (values), Блага (the Good). Противоположна механицизму. Как противоположная механицизму, который объясняет настоящее и будущее в терминах прошлого, телеология объясняет прошлое и настоящее в терминах будущего. Телеология как таковая не предполагает личное сознание, волю или намеренную цель».
Телеология и эсхатология
Философы, рассуждая о первоначалах и первоосновах, видели в них не только начала во времени, но и «концы»: из чего все возникает — в то же самое все и возвращается, из чего вырастает как из основы, как из «почвы», в то же самое все и оседает, в том самом все и растворяется.
Это учение о концах, симметричное по отношению к учению о началах, называется, как известно, эсхатологией (от «есхатон» (eshaton) — край, конец, окраина, отдаленная часть; высшая степень, верх, предел; крайность, конец; предел, конечная цель). Однако эсхатология как «слово о концах» отличается от телеологии как «слово о целях» в той мере, в какой в эсхатологии отсутствует мысль, что все возникает из начал ради (с целью) исчезновения в них же как в концах. Если у Гераклита и стоиков мир возникает из огня и исчезает в огне, то трудно сказать, думали ли они (Гераклит и стоики), что мир возникает из огня именно для того, чтобы в огне и исчезнуть. И в древнеиндийском брахманизме (позднее индуизме) «день Брахмы» сменяется «ночью Брахмы», мир то возникает («проявленный Брахма»), то исчезает («непроявленный Брахма»), светлая кальпа (kalpa — название мирового или космического периода в 4320 млн лет) сменяет темную кальпу. Но можно ли сказать, что день, какой бы он ни был, возникает для того, чтобы превратиться в ночь, а тем более породить ее? Скорее во всем этом мы видим бесцельное повторение, однообразный ритм, приливы и отливы бытия, ведь основной закон мироздания в его ритмичности, благодаря которой только и возможно время как число движения, когда за единицу измерения берут какой-либо доступный ритмический процесс, с которым сравниваются остальные процессы и движения.
Таким образом, эсхатология — нечто меньшее, чем телеология; говоря о конце, она не утверждает, что этот конец был целью начала. Более того: предполагаемый эсхатологией ритмический цикл возникновения и уничтожения противоречит идее конечной цели, а тем самым и телеологии.
Ценности
Из той или иной телеологии вытекает та или иная система ценностей. Люди стремятся к тому, что почитают за благо, будь то собственность как якобы высшая ценность или спасение души, или смерть (самоубийство). Философы же стремятся к мудрости, видя именно в ней высшее благо и высшую ценность. Достигнутое же благо все хотят сохранить.
Абсолютная телеология
Учение о цели мира в целом мы назовем абсолютной телеологией. Если эта цель внешняя по отношению к миру в целом, а такое возможно, хотя трудно себе представить, чем бы эта внешняя цель могла бы быть, ведь мир в целом, согласно понятию, все в себе содержит, то такую абсолютную телеологию мы назовем трансцендентной (запредельной) абсолютной телеологией. Если же мир в целом имеет единую внутреннюю цель, например победу в нем добра над злом (Аху-ра-Мазды над Анхра-Майнью), то это будет имманентная (внутренняя) абсолютная телеология.
Гармония частей
Частная телеология, оставляя в стороне вопросы единой цели мира в целом, ограничивается утверждением, что в мире все части служат друг другу, — ив этом состоит цель каждой части. Цель ее — в том, чтобы служить целому, хотя это целое, если к чему и стремится, то лишь к самосохранению, не претендуя на радикальные в себе перемены. Нетрудно заметить, что в таком случае мир в целом уподобляется живому организму.
Частичная частная телеологиясужает царство целей до живой природы и непосредственной среды обитания живых существ: почва, вода, некоторые газы. Она утверждает, что в живой природе все виды так или иначе служат друг другу, и это несмотря на межродовую и межвидовую борьбу.
Еще более узкая телеология допускает цель лишь у особей одного вида, она — в выживании вида любой ценой, даже через внутривидовую борьбу. А совсем узкая телеология ограничивается допущением лишь целесообразного строения одной живой единицы, одного организма, считая всю более широкую целесообразность лишь кажущейся, результатом внешнего и весьма неэкономного приспособления автономных особей друг к другу, автономных видов друг к другу и к среде обитания.