Философия и религия. теология и телеология

Телеология и теология тесно связаны. Телеология как знание (претензия на знание) целей как мира в целом, так и в его частях предполагает нали­чие в мире разумной целеполагающей силы, мирового разума, Бога. Бук­вально телеология — «слово о цели» (от «тЕлос», tElos — свершение, завершение, исполнение; развязка, результат, последствия, исход; благо­получный исход, успешная развязка, успех; окончание, конец, кончина, смерть; высшая точка, предел; окончательное решение; власть, право, законная сила, полномочия; цель...). «Телеология... теория замысла (purpose), концов93 (ends), целей (goals), конечных причин (final causes), ценностей (values), Блага (the Good). Противоположна механицизму. Как противоположная механицизму, который объясняет настоящее и будущее в терминах прошлого, телеология объясняет прошлое и настоящее в тер­минах будущего. Телеология как таковая не предполагает личное созна­ние, волю или намеренную цель».

Телеология и эсхатология

Философы, рассуждая о первоначалах и первоосновах, видели в них не только начала во времени, но и «концы»: из чего все возникает — в то же самое все и возвращается, из чего вырастает как из основы, как из «почвы», в то же самое все и оседает, в том самом все и растворяется.

Это учение о концах, симметричное по отношению к учению о началах, называется, как известно, эсхатологией (от «есхатон» (eshaton) — край, конец, окраина, отдаленная часть; высшая степень, верх, предел; край­ность, конец; предел, конечная цель). Однако эсхатология как «слово о концах» отличается от телеологии как «слово о целях» в той мере, в какой в эсхатологии отсутствует мысль, что все возникает из начал ради (с целью) исчезновения в них же как в концах. Если у Гераклита и сто­иков мир возникает из огня и исчезает в огне, то трудно сказать, думали ли они (Гераклит и стоики), что мир возникает из огня именно для того, чтобы в огне и исчезнуть. И в древнеиндийском брахманизме (позднее индуизме) «день Брахмы» сменяется «ночью Брахмы», мир то возни­кает («проявленный Брахма»), то исчезает («непроявленный Брахма»), светлая кальпа (kalpa — название мирового или космического периода в 4320 млн лет) сменяет темную кальпу. Но можно ли сказать, что день, какой бы он ни был, возникает для того, чтобы превратиться в ночь, а тем более породить ее? Скорее во всем этом мы видим бес­цельное повторение, однообразный ритм, приливы и отливы бытия, ведь основной закон мироздания в его ритмичности, благодаря которой толь­ко и возможно время как число движения, когда за единицу измерения берут какой-либо доступный ритмический процесс, с которым сравни­ваются остальные процессы и движения.

Таким образом, эсхатология — нечто меньшее, чем телеология; говоря о конце, она не утверждает, что этот конец был целью начала. Более того: предполагаемый эсхатологией ритмический цикл возникновения и унич­тожения противоречит идее конечной цели, а тем самым и телеологии.

Ценности

Из той или иной телеологии вытекает та или иная система ценностей. Люди стремятся к тому, что почитают за благо, будь то собствен­ность как якобы высшая ценность или спасение души, или смерть (са­моубийство). Философы же стремятся к мудрости, видя именно в ней высшее благо и высшую ценность. Достигнутое же благо все хотят сохранить.

Абсолютная телеология

Учение о цели мира в целом мы назовем абсолютной телеологией. Если эта цель внешняя по отношению к миру в целом, а такое возмож­но, хотя трудно себе представить, чем бы эта внешняя цель могла бы быть, ведь мир в целом, согласно понятию, все в себе содержит, то такую абсолютную телеологию мы назовем трансцендентной (запре­дельной) абсолютной телеологией. Если же мир в целом имеет еди­ную внутреннюю цель, например победу в нем добра над злом (Аху-ра-Мазды над Анхра-Майнью), то это будет имманентная (внутрен­няя) абсолютная телеология.

Гармония частей

Частная телеология, оставляя в стороне вопросы единой цели мира в целом, ограничивается утверждением, что в мире все части служат друг другу, — ив этом состоит цель каждой части. Цель ее — в том, чтобы служить целому, хотя это целое, если к чему и стремится, то лишь к самосохранению, не претендуя на радикальные в себе перемены. Не­трудно заметить, что в таком случае мир в целом уподобляется живо­му организму.

Частичная частная телеологиясужает царство целей до живой при­роды и непосредственной среды обитания живых существ: почва, вода, некоторые газы. Она утверждает, что в живой природе все виды так или иначе служат друг другу, и это несмотря на межродовую и межви­довую борьбу.

Еще более узкая телеология допускает цель лишь у особей одного вида, она — в выживании вида любой ценой, даже через внутривидо­вую борьбу. А совсем узкая телеология ограничивается допущени­ем лишь целесообразного строения одной живой единицы, одного организма, считая всю более широкую целесообразность лишь ка­жущейся, результатом внешнего и весьма неэкономного приспособ­ления автономных особей друг к другу, автономных видов друг к другу и к среде обитания.

Наши рекомендации