Тема 1. Философия Древнего Востока (ред.)

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

А. Древнеиндийская философия

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Сильны были пережитки патриархальных отношений между господствующими классами и угнетенными. Древнеиндийское общество делилось на варны — группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре: 1) жреческая варна (брахманы); 2) варна военной аристократии (кшатрии); 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи) и 4) низшая варна (шудры). Шудры находились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев; они не имели права на общинную собственность, их не принимали в члены общины, они не участвовали в решении ее дел. Деление на варны освящалось религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религиозной идеологии.
Древнейший памятник индийской литературы — Веды. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной Жизни.

В истории индийской философии принято выделять три периода: 1) ведический период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических; 2) классический период (V в. до н.э. – X в. н.э.) – именно в этот период сформировались основные ортодоксальные (основанные на авторитете Вед) и неортодоксальные философские школы; 3) постклассический период (с X в. по наши дни).

1) Характерными чертами ведического периода индийской философии являются следующие …

- философское мировоззрение не отделяется от мифологического

- основной религией Индии является брахманизм.

- основные представления о мире и основы брахманизма представлены в Ведах – древнейших текстах, датирующихся приблизительно 1500 г. до н.э. Подлинно философскими тексты Вед считать нельзя. Во-первых, они гораздо ближе стоят к произведениям фольклора, во-вторых, в них отсутствует рациональность. Тем не менее они дают нам представление о том, каковы были взгляды людей на мир в целом. Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии. В Ведах содержатся стихи прославления богов, например, Агни, бога огня и Индры, бога дождя и райских планет, песнопения, описания ритуала жертвоприношений, тексты заклинаний, песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней.

- Основные понятия Упанишад.Философия Индии начинает формироваться в период Упанишад (букв. - сидение у ног учителя; тайное знание).

Брахман, Абсолют – бог или первопричинная основа бытия всего мира.

Атман – индивидуальная душа, вечная неизменная духовная сущность. Говорится «Все есть Брахман и Брахман есть атман». Иначе говоря, душа тождественна высшему сознанию

Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова. Даже боги – подчиняются Рите. Понятие риты является философской основой концепции дхармы.

Дхарма – 1. учение, доктрина, в нашем понимании философия. На Востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма - 2. это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.
Карма – это закон причины и следствия, закон воздаяния за добрые и злые дела
Сансара – круговорот мирских перевоплощений.

Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс в котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оцениваются с точки зрения соответствия их Дхарме, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный круг перерождения человека – круг сансары. Акты реинкарнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Пути достижения абсолюта или мокши: Джняна-марга - “путь знаний”. Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед. Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах. Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.

Самостоятельные философские школы в Индии формируются приблизительно в VI веке до н.э. Философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии.Традиционно выделяется шесть основных систем индийской философии, признающих авторитет Вед. Для описания этих систем используется понятие даршан (взгляд).

http://www.psyoffice.ru/9/genon01/txt01.html Р. Генон: «Разнообразные метафизические и космологические концепции Индии не являются, строго говоря, различными доктринами, но представляют собою варианты развития, – сделанные с разных точек зрения и в разных направлениях, но отнюдь не несовместимые между собой, – одной единственной доктрины. Впрочем, санскритское слово даршана (darshana), которое обозначает каждую из этих концепций, значит именно "зрение" или "точка зрения"; ибо глагольный корень дриш (drish), от которого оно производно, своим основным значением имеет "видеть". Оно никак не может значить "система", и если ориенталисты придают ему такой оттенок, то это лишь вследствие тех западных привычек, которые ежеминутно влекут их к ложным уподоблениям; повсюду видя лишь философию, они, естественно, также повсюду видят и системы.

Единственная доктрина, о которой мы только что упомянули, это Веды, т.е. священная и традиционная Наука в высшем смысле, ибо именно таков смысл этого термина3: это принцип и общее основание всех более или менее вторичных и производных ветвей – каковыми являются эти различные концепции, в которых иные безосновательно усмотрели столько соперничающих и противоположных систем. В действительности эти концепции, коль скоро они находятся в согласии с их основополагающим принципом, очевидно, не могут противоречить друг другу, но, напротив, друг друга дополняют и взаимопоясняют».

БХАГАВАДГИТА

Бхагавадгита – великое философское произведение, которое дает нам целостное представление о фундаментальных вопросах философии: что такое человек, Бог, о смысле жизни человека и принципах его эволюции. Жанр этого произведения – диалог Арджуны и Кришны. Ответы Кришны и составляют основу Бхагавадгиты - одной из величайших по глубине мудрости и широте охвата фундаментальных проблем книг, существующих на Земле.

Наши рекомендации