Системность и целостность бытия

В философии получили развитие два основных направления их решения. Одно из них было связано с тем, что любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет качество целого предмета. Сторонники другого направления исходили из того, что любой объект имеет некоторые внутренние неотъемлемые качества, которые остаются в нем даже при отделении частей. Таким образом, решая проблему существования объекта, философия оперировала категориями «часть» и «целое».

В истории философии данные альтернативные течения известны под названиями меризм (от греч. «мерос» – часть) и холизм(от греч. «холос» – целое).

Меризмисходит из того, что поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей не порождает качественно ничего нового, кроме количественной совокупности качеств. Целое детерминируется частями. Поэтому познание объекта есть прежде всего его расчленение на более мелкие части, которые познаются относительно автономно. А уж затем из знания этих частей складывается общее представление об объекте. Такой подход к исследованию объекта получил в науке название элементаристского, основанного на методе редукции (сведения) сложного к простому.

Следует отметить, что подобный подход эффективен, пока речь идет об относительно простых объектах, части которых слабо взаимосвязаны между собой. Ограниченность такого подхода обнаруживается вполне очевидно, как только в качестве объекта выступает целостная система типа организма или общества. Например, никому еще не удалось объяснить специфику общественного развития путем его редукции к историческим личностям (элементарным частицам общества).

Холизмисходит из того, что качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей, т.е. в целом присутствует некий остаток, который существует вне качеств частей, может быть, даже существует до них. Это качество целого как такового обеспечивает единство предмета и влияет на качества отдельных частей. Соответственно познание реализуется как процесс познания частей на основании знания о целом. Такой подход, при всей его внешней привлекательности, также часто оказывался ошибочным, ибо приводил к мыслительному конструированию указанного «остатка», который и рассматривался как главная детерминанта системы. Но сам этот остаток часто оставался неопределенным, что приводило к спекулятивным объяснениям реальных процессов.

Антиномичность данных подходов, их аргументированность и вместе с тем ограниченность заставляли задуматься о более тесной и сложной взаимосвязи между частью и целым. В результате сложилось диалектическое понимание данной проблемы, когда обе позиции (и меризм, и холизм) в определенной степени и в определенных пределах стали дополнять друг друга, отражая разные уровни целостности объекта.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «бытие»?

2. Какие формы бытия можно выделить?

3. Какие направления решают вопрос о целостности бытия?

План семинарского занятия

Тема 5. Бытие.

Вопросы:

4. Проблема бытия в истории философии.

5. Основные формы и диалектика бытия.

6. Сущность и основные формы бытия. Соотношение понятий «Бытие», «Реальность», «Действительность». Иерархия типов реальности.

7. Онтологические модели мира. Системность бытия.

Основные понятия:

Бытие, реальность, действительность, онтологическая картина мира, онтология, онтологические принципы, меризм, холизм, диалектика, небытие.


Темы докладов

1. Античные трактовки бытия.

2. Структурные уровни бытия (от эпохи Древнего мира до эпохи Возрождения).

3. Структурные уровни бытия (аристотелевско-птолемеевская картина мира).

4. Структурные уровни бытия (ХХ в.).

5. Проблема бытия в русской философской школе.

6. Мир естественного и мир искусственного.

7. Монистические и плюралистические концепции бытия.

Список литературы:

Основной

1. Гуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. – 439 с.

2. Сычев, А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

3. Философия: учебник / под. ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 622 с. – (Золотой фонд российских учебников).

Дополнительный

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М., 1987

2. Топоров В.В. Модель мира // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. Мелюхин СТ. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 128.

4. Эйнштейн А. Физика и реальность.

Выполните тест по теме № 5 «Бытие»

1. Др.греч. мыслитель, считавший, что бытие – это то, что воспринимается разумом, бытие – это только невидимый, неосязаемый мир, который может быть мыслим без противоречий:

· Гераклит

· Сократ

· Парменид

· Платон

2. Бессмысленное множество атомов Демокрит отождествлял с понятием:

пустота

бытие

идея

сознание

3. В переводе с греческого все сущее обозначало:

· гносеологию

· онтологию

· аксиологию

· антропологию

4. Одна из ранних философских школ, которая дала первое абстрактно-философское решение проблемы бытия:

· Милетская

· Элейская

· Атомистов

· Стоиков

5. Какое понятие выражали термины «хора» Платона и «хиле» Аристотеля?

· сознание

· материя

· время

· движение

6. С материалистическо-диалектических позиций материя это:

· все, что существует

· объективная реальность, независящая от нашего сознания

· форма опыта нашего сознания

· мир, сотворенный Богом

7. Кто из философов 19 века впервые предложил классификацию основных форм движения в природе:

· В.Гегель

· Ф.Ницше

· Ф.Энгельс

· Л.Фейербах

8. Самая простая и входящая в состав всех других форма движения:

· химическая

· механическая

· физическая

· биологическая

9. Какое положение является диалектико-материалистическим:

· пространство и время – способы, которыми мы воспринимаем вещи

· пространство и время – коренные условия бытия

· пространство и время – формы человеческого созерцания

· пространство и время – формы социального опыта различных людей

10. По мнению, какого философа, пространство и время являются априорными терминами человеческого сознания:

· Э.Маха

· В.И.Ленина

· И.Канта

· Демокрита

РАЗДЕЛ 6. СОЗНАНИЕ

Наши рекомендации