Риторика теоретическая и практическая

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра современного русского языка и речевой коммуникации

Учебно-методические рекомендации по дисциплине

Риторика

для подготовки специалистов (специальность 030500.65 Уголовно-правовая специализация)

Барнаул

Утверждено на заседании кафедры от «­­­­__» ________ 201__г., протокол № ­­___

Заведующий кафедрой _________(Н.В. Панченко)

Председатель методической комиссии факультета:

профессор _____________________ (подпись) Т.В. Чернышова

Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине

«Риторика»

1. Рабочая программа дисциплины (приложение 1).

2. Учебно-методические рекомендации по дисциплине (приложение 2):

1) Цели и задачи дисциплины;

2) Требования к уровню освоения содержания дисциплины;

3) Содержание лекционных занятий;

4) Организация самостоятельной работы студентов:

– темы рефератов;

– дополнительные источники теоретического материала;

5) Оценочные средства;

6) Критерии оценки;

7) Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Цельюосвоения дисциплины «Риторика» является подготовка студентов к эффективной риторической деятельности в сфере профессиональной коммуникации.

Задачи курса:

1. Изучение категориальной риторической парадигмы.

2. Изучение истории риторики.

3. Понимание принципов неориторики.

4. Умение продуцировать риторические тексты.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

Знать: основные категории, составляющие базу риторической парадигмы.

Уметь: пользоваться категориальным аппаратом, транслировать базовые риторические категории на разные сферы профессиональной реализации.

Владеть: риторической парадигмой как базой реализации профессиональной способности специалиста в разных видах его деятельности.

Выбор вида занятия (лекционное, практическое, лабораторное или самостоятельная работа), содержание занятия определяется преподавателем, работающим со студентами, исходя из особенностей факультета, выбора специализации или направления (профиля) подготовки, особенностей государственного образовательного стандарта.

Содержание лекционных занятий

Тема 1.Античная риторическая традиция. Концепции Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана как база формирования современной риторической парадигмы.

Тема 2.Риторика как наука. Риторическая теория и практика. Этос, логос, пафос как традиционные категории риторики, их значимость в современной риторике.

Тема 3.Традиционное учение об идеоречевом цикле. Основные компоненты модели риторической коммуникации: коммуникативный контекст (ситуация), образ оратора / говорящего, образ аудитории / слушающего, ситуативно ориентированный, риторически обработанный текст.

Тема 4. Национальные риторические школы в ХХ в. Риторика в современной России.

Примерные темы лабораторных (практических) занятий

Практическое занятие 1.

Понятие о риторике и ее задачах.

1.Античная риторика.

2.Неориторика.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание: опишите императивные и этикетные жанры коммуникации. Каким образом этикетные жанры коммуникации отражают проблему «ты/Вы»-общения? Исследуйте особенности императива и языковые возможности его смягчения. Охарактеризуйте коммуникацию с точки зрения категоричности/дипломатичности. Опишите языковые средства некатегоричности.

Практическое занятие 2. (интерактивное занятие).

Риторика теоретическая и практическая

1. Модель речевой коммуникации.

2. Риторический аспект модели речевой коммуникации.

3. Реализция ритрической модели в разных сферах коммуникации.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание:

Опишите шкалу оценочных жанров (от похвалы до хулы). Определите речевые средства для выражения похвалы.

Упражнение-тренинг: создайте коммуникативную педагогическую ситуацию, в которой нужно похвалить: а) ученика; б) коллегу, в) продавца в магазине, г) соседа. Определите ситуационную градацию похвалы.

Лабораторное занятие 3-4 (интерактивное занятие).

Задачи и основные понятия практической риторики.

1.Основные понятия практической риторики.

2.Задачи, решаемые практической риторикой.

Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.

Задание:

Побуждение человека к действию может быть представлено в виде просьбы, предложения, пожелания, совета, требования, приказа. В чем различия между этими видами побуждения? Можно ли требования высказать в форме совета или просьбы? Можно ли просьбу высказать в форме требования?

Упражнение-тренинг 1: сконструируйте ситуации коммуникации, в которых были бы представлены различные формы побуждения к действию. Обоснуйте свой выбор.

Упражнение-тренинг 2: сконструируйте ситуацию, в которой бы проявлялось словесное сопровождение действия преподавателя: вызов к доске, запись на доске, приглашение к ответу и т.д. Меняя языковые средства, произнесите это с разной степенью категоричности.

Наши рекомендации