Учение об Идолах Ф. Бэкона.( 17-сер19 в)
Бэкон утверждал, что для того чтобы достичь истинного знания, нужно преодолеть те заблуждения, которые возникают у человека в процессе познания. Он называет эти заблуждения призраками (идолами) и выделяет 4 вида призраков.Идолы
1) Идолы рода – те заблуждения, которые характерны для всех людей и обусловлены как устройством органов чувств, так и деятельностью ума. Это то от чего чел-к не сможет избавиться, привязанность к роду, к этносу, к традициям,расе и тд.
2) Идолы пещеры – эти заблуждения обусловлены телесной организацией человека, его психическими особенностями, особенностями воспитания и жизненного пути.
3) Идолы площади или рынка – те заблуждения, которые возникают у людей, поскольку они употребляют слова. это препятствия, которые связаны с неправильным употреблением слов или понятий. Каждое понятие можно интерпретировать по разному вкладывая в него разные смыслы. Для науки очень важно четкое определение понятий.
4) Идолы театра, под которым Бэкон понимает те заблуждения, которые возникают у людей, потому что они следуют устаревшим теоремам, ссылку на ложные авторитеты. Бэкон утверждал, что истина – это дочь времени, а не авторитета.
Так вот, «идолы» первого и второго родов врожденные и вовсе не могут быть устранены. А «идолы» двух других родов подавляются и изгоняются с большим трудом. От «идолов» можно очистить не сам ум или дух человека, но знания. И средством очищения знаний являются эксперимент для чувств и новая логика – для ума (способности суждения). И задача познания – вырваться из этих «субъективных» форм к вещам самим по себе. Как эксперимент предназначен в качестве орудия для устранения недостатка чувств, так и новая логика должна быть способной устранять основные изъяны ума. В этом смысле новая логика прежде всего должна быть системой таких правил, которые надежно приковывают разум к работе со специально подготовленными чувственными данными. Но эта же логика должна направлять разум не на измышление отвлеченных понятий из себя, а на поиск того, какие явления представляют собой причины, а какие – следствия. Системой таких правил, считает Бэкон, должна быть новая индукция.
Рационалистическая теория познания Рене Декарта.
Рене Декарт (1596–1650) считается основателем современной философии.
Учение Рене Декарта представляет собой одно из лучших подтверждений того положения, что центральной проблемой философии Нового времени является вопрос о человеческой разумности, а началом всех философских рассуждений – аксиома, что разумность есть сущность человека. Философское учение Декарта – великая рационалистическая система. Это значит, что Декарт – основоположник линии рационализма в истории новой философии.(разионализм-философ. принципы, согласно котор первичное знание достигается исключительно посредством мышления)
Философия Декарта строится на основе метода универсального сомнения. Декарт предлагает сомневаться во всем, в чем можно усомниться.
Вся среда обитания человека-это овеществленные идеи человека. «Мыслю значит существую» он напрямую связывает жизнь человека с мышлением, если в теле человека нет разума то он не существует. Мышление это первооснова, мышление в человеке есть возможность. Что тогда движет мыслями? Абсолютным двигателем мысли явл-ся метод скепсиса(сомнения)-позволяющий развиваться нашему мышлению.
Сознание имеет смысл когда мы приходим к каким то знаниям, в сознании должна быть опорная точка в котор мы были уверены полностью. Если сомнение абсолютно то это невозможность познания так как все сомнение. Точкой опоры в чем можно не сомневаться явл-ся сама способность мыслить «я мыслю, следовательно, я существую»
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);
зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);
следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
мыслить может реально существующий человек;
следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания ;
поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
Итак, Декарт выработал для европейской философии позицию рационализма, основные положения которой во многом определяют философские поиски и в наше время. Они суть следующие. 1) Истинное знание может быть получено только из ума. 2) Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Декарта). 3) Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (самосознание). В этом смысле роль Декарта в истории европейской философии переоценить невозможно.
. В рассуждении «О методе» Декарт формулирует требования, необходимые для успешного научного познания:
1) истинным является лишь то, что мыслится ясно и отчетливо. Таким образом, если эмпирики исследуют истину путем сравнения содержания знаний с внешним миром, то Декарт считает, что критерий истинности знаний находится в самом познающем субъекте. (Правило очевидности).
2) любую сложную проблему необходимо расчленить на более простые проблемы. (Правило анализа).
3) необходимо восходить от решения более простых проблем к решению более сложных. (Правило синтеза).
4) необходимо изучать все обстоятельства, имеющие отношение к решению данной проблемы.
Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям.) К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит».
15. Дуалистическое учение о субстанции Рене Декарта.(16-17 века)
Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Материя это первооснова любого тела, это объективная реальность мира, котор не зависит от человека. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Мир предстает перед человеком только в результате познания. Через мышление мы постигаем мир, но это два разных понятия. Материя не рождает из себя способность к разуму, к восприятию, к познанию. Помимо материи существует другая субстанция -мыслящая и непротяженная, мир субъекта это мыслительный мир, объективный мир-это материальная реальность.
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
· материальные (вещи);
· духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
· протяжение – для материальных;
· мышление – для духовных.