Тема 3. Развитие европейской философии в V – XVIII вв
Тестовые задания:
1. Квинт Тертуллиан провозгласил:
а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;
*б) «Верую, потому что нелепо»;
в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;
г) «Ищите и обрящете».
2. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:
а) Иероним Блаженный;
б) Амвросий Медиоланский;
*в) Аврелий Августин;
г) Василий Кессарийский.
3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
*в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.
4. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом;
*б) томизмом;
в) августинизмом;
г) папизмом.
5. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что:
*а) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной;
б) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу;
в) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной;
г) сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом.
6. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
а) укрепил христианскую теологию;
*б) подготовил почву для отделения теологии от философии;
в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;
г) затормозил формирование позитивизма Нового времени.
7. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
а) Нидерландах;
б) Германии;
*в) Италии;
г) России.
8. Термин «реформация» имеет отношение к критике:
*а) католической церкви;
б) английской буржуазии;
в) французских рантье;
г) немецкого бюргерства.
9. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения является:
а) Виклиф;
б) Ян Гус;
в) Жан Кальвин;
*г) Мартин Лютер.
10. Лютер выступал против идеи о том, что:
а) человек может напрямую обращаться к богу;
*б) церковь — единственный посредник между богом и человеком;
в) священники не могут отпускать мирянам грехи;
г) человек полон чувства вины и греха.
11. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:
а) личной свободе и творческой активности человека;
*б) предопределении как вечном спасении только по воле бога;
в) независимости человека от социального окружения и государства;
г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.
12. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:
а) мистического индивидуализма;
б) античного платонизма;
*в) утопического коммунизма;
г) римского цезарепапизма.
13. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:
а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;
б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;
*в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;
г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.
14. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
*а) гуманизм;
б) объективизм;
в) цинизм;
г) анархизм.
15. В философии политики Жана Бодена (1530—1596) государство рассматривается как:
а) гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом;
б) форма осуществления власти церкви над обществом;
в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики;
г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган.
16. Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию:
а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда;
*б) естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу;
в) государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем;
г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.
17. Термин «утопия» означает буквально:
а) удаленный остров;
б) идеальное государство;
*в) несуществующее место;
г) великая мечта.
18. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;
*б) формирование наук, в первую очередь, естественных;
в) становление абсолютной монархии;
г) подъем народного и революционного движения.
19. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
*в) материализма и эмпиризма;
г) позитивизма и прагматизма.
20. По Ф. Бэкону, эмпирия — это:
*а) опыт, опирающийся на эксперимент;
б) изолированное чувственное восприятие;
в) форма, присущая самой вещи;
г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.
21. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
*г) индукция.
22. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
*б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
г) «знание — сила».
23. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость;
*б) протяженность (распространенность);
в) вечность;
г) изменчивость.
24. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
*в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез.
25. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
*а) картезианством;
б) сенсуализмом;
в) реализмом;
г) деизмом.
26. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:
а) диалектического материализма;
*б) механистического естествознания;
в) объективного идеализма;
г) протестантской теологии.
27. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:
а) социальный упадок;
*б) естественное состояние;
в) природное заблуждение;
г) психическое отклонение.
28. По Гоббсу, государство — это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда:
а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;
б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;
в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;
*г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.
29. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:
*а) монархической;
б) демократической;
в) аристократической;
г) олигархической.
30. По мнению Дж. Локка, свобода человека:
а) абсолютна и никем не контролируема;
б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;
*в) ограничена свободой других людей;
г) ограничена силой государства.;
31. Впервые в философии политики Дж. Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:
а) демократического централизма;
б) просвещенной монархии;
*в) разделения властей;
г) общественного договора.
32. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:
а) методе;
б) акциденции;
*в) субстанции;
г) боге.
33. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:
а) существовать независимо от нашего сознания;
б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
*в) быть воспринимаемым ощущениями;
г) существовать в человеческом представлении.
34. Беркли отрицал существование:
*а) материи;
б) Бога;
в) ощущений;
г) сознания.
35. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся:
*а) естественные;
б) международные;
в) политические;
г) гражданские.
36. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон:
а) войны всех против всех;
*б) мира всех со всеми;
в) общественного договора;
г) борьбы за существования.
37. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:
а) духовного монизма;
*б) географического детерминизма;
в) европейского гуманизма;
г) социального фатализма.
38. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство:
а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
*г) сословное.
39. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство:
*а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
г) сословное.
40. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:
а) просвещенного монарха;
б) избранного президента;
*в) объединенный народ;
г) парламент.
41. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:
а) собственную свободу;
б) неограниченное право;
*в) гражданское право;
г) естественное право.
Тема 4.
Немецкая классическая философия. Развитие европейской философии в XIX в.
Тестовые задания
1. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
*б) феномен;
в) ноумен;
г) интеллектуальный синтез.
2. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
*б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.
3. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
*в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) связан с гуманными или дружескими чувствами.
4. В этике Канта современники усмотрели:
а) основу новой системы права;
*б) моральное доказательство существования бога;
в) истоки нового естествознания;
г) основы современной метафизики.
5. Необходимым условием сознания, по Шеллингу, является:
*а) постоянное общение людей;
б) автономная деятельность Я в отношении внешнего мира;
в) взаимодействие с высшим духом;
г) неосознанная деятельность инстинктивного Я.
6. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это:
а) правые гегельянцы;
б) старогегельянцы;
*в) младогегельянцы;
г) неогегельянцы.
7. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):
а) политикой;
б) философией;
в) наукой;
*г) религией.
8. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
а) права;
б) государства;
в) Абсолюта;
*г) любви.
9. Центром мировоззрения К. Маркса считается:
*а) материалистическое понимание истории;
б) категорический императив;
в) безосновная воля;
г) диалектика абсолютного духа.
10. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
*б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы.
11. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе — это:
а) удел радостей и прогресса;
*б) цепь тревог, разочарований и мучений;
в) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;
г) серая и безликая «жизнь насекомых».
12. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:
а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;
б) неизбежное приближение Страшного Суда;
в) бессмысленное сплетение событий;
*г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность.
13. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:
а) мифологическую — философскую — позитивную;
*б) теологическую — метафизическую — позитивную;
в) религиозную — позитивную — натуралистическую;
г) философскую — позитивную — религиозную.
14. Социальным принципом О. Конта была формула:
а) жить, чтобы жить;
б) жить ради дела;
в) жить для себя;
*г) жить для других.
15. Глава позднего позитивизма Д.С. Милль разработал учение о принципах неполной:
а) дедукции;
*б) индукции;
в) этики;
г) семантики.
16. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это:
*а) эволюция;
б) революция;
в) стагнация;
г) трансформация.
17. «Философия жизни» — это философское направление, которое сосредоточено на:
а) создании научных теорий и систем;
б) формулировании основных нравственных законов;
*в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;
г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.
18. В философии Ф. Ницше основным понятием является:
а) безосновная воля;
б) воля к жизни;
*в) воля к власти;
г) воля как «жизненный порыв».
19. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:
а) государственного права;
б) прав и свобод человека;
*в) права сильного;
г) права на жизнь.
20. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:
а) «Человек — это звучит гордо!»;
*б) «Горе слабому!»;
в) «Человек человеку — бог»;
г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».