Истоки и смысл русского коммунизма(социально-политические идеи народников. Плеханов. Ленин). Сборник «Вехи»
Народничество представляет собой течение русской общественно-политической мысли и движение дворянской и разночинной интеллигенции, возникшее в России с середины 19 века. Его возникновение было обусловлено противоречиями и трудностями процесса модернизации в стране. В основу идеологии народничества легли следующие идеи: 1)Осуществимость крестьянской революции в России. 2)Возможность построения на основе крестьянских общин социального общества, более совершенного, чем капитализм. 3)Возможность для России миновать фазу капитализма. В народничестве различают 2 направления: 1)Революционное. 2)Либеральное. Программу 1) сформировали Герцен и Чернышевский. Ее суть в том, что Россия должна развиваться по некапиталистическому пути. Они считали, что необходимы революционные преобразования существующего строя в крестьянский социализм. В конце 60-х начале 70-х годов 19 века появляется 1) народничество. Его представители: Михайловский, Лавров, Бакунин, Ткачев. Философской основой их движения стали положения субъективной социологии, разработанной Михайловским и Лавровым. Ведущей силой социальных изменений, по их мнению, должны быть «крестьянски мыслящие личности», интеллигенция. Они рассматривались в качестве движущей силы истории. Бакунин стремился опереться на революционное творчество крестьянских масс. В отличие от него, Лавром не считал, крестьянство готово к революции. По его мнению, революционные и социальные идеи должны нести в народ представители русской интеллигенции, «крестьянски мыслящие личности». Теоретические положения Бакунина и Лаврова стали основой массового хождения в народ дворянской и разночинной интеллигенции, однако его результаты оказались разочаровывающими. Крестьянство обнаружило иллюзии по отношению к царскому режиму. В дальнейшем по мере развития капитализма и разложения общины, народничество постепенно сходит к началу 20 века на нет.
Г.В.Плеханов. Русский политический деятель, первый пропагандист марксизма в России, философ, литературный критик. Участвовал в народном движении. В 1883 году в Женеве создал социал-демократическую группу освобождения труда. Ее задачей стала пропаганда идей научного социализма. В 1883 году П. порывает с народничеством и примыкает к марксизму. Он предпринял самостоятельную попытку систематизации и изложения марксисткой теории. Особо большое внимание он уделял материалистическому пониманию истории, которое он противопоставил субъективному методу социологии, который пропагандировался народниками. Они отрицали объективный характер закона в истории. Народники отрицали непреложность капитализма в России и идеализировали докапиталистические формы жизни. П. занимал противоположную позицию. По его словам капитализм в России выполняет прогрессивную цивилизующую роль. По его мнению, предстоящая революция в России может быть только буржуазной. Марксистская философия, согласно П., эта система идей. Составные части этой философии: 1)Диалектика. 2)Философия природы. 3)Философия истории(исторический материализм). Касаясь вопроса об отношении к Западу и Востоку, он занимает позицию осмысленного западничества. С этих позиций он обличает восточный деспотизм и азиатчину. В условиях деспотического государства свобода личности становится фикцией. Единственным противовесом восточному деспотизму по П. выступает капитализм. П. соглашался с Берштейном, что на близкое осуществление социалистического идеала в России рассчитывать нельзя.
В.И.Ленин. Он был мыслителем и революционером, деятельность которого ознаменовала новый этап в развитии марксизма, получившего по его имени название ленинизма. Первая крупная работа «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?». Завершая полемику с народниками, Ленин в работе «Развитие капитализма в России» доказывал, что Россия уже встала на путь капитализма. В работе «Что делать» Ленин обосновал идею необходимости внесения научного социалистического сознания в рабочий класс. 1905 год Ленин выдвигает идею о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую(«Две тактики социал-демократии в демократической революции»). Считая, что Россия политически и экономически созрела для социальной революции, Ленин обосновал возможность победы социализма первоначально в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране. Философские проблемы получили разработку в трудах Ленина «Материализм и эмпириокритизм», «Философские тетради» и обобщающих статьях: «3 источника и 3 основных части марксизма», «Карл Маркс». В работе «Материализм и эмпириокритизм» Ленин исследовал проблемы теории познания. Согласно Ленину, основой марксистской теории познания является теория отражения. Ленин дает философское определение материи. По его словам, материя – это объективная реальность, данная нам в ощущении. Согласно Ленину, истина – это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Критерием истины является практика. В послеоктябрьский период Ленин предложил разграничивать антогонические и не антогонические противоречия. В статье «О значении воинствующего материализма» Ленин обосновал идею союза философов марксистов с учеными естествоиспытателями. Ленин сформировал идею классовости философии, выражающуюся в борьбе материализма(линия Демокрита) и идеализма(линия Платона).
Сборник «Вехи»(1909). Эта книга посвящена оценке миросозерцания русской интеллигенции, ее отношения к религии, философии, политике, культуре, праву и этике. Ее авторы: Бердяев, Булгаков, Изгоев, Струве и др. Опасаясь непредвиденных последствий социальной революции, авторы сборника высказались за такую политику, которая связана не с внешними условиями жизни, а с внутреннем совершенствованием человека. «Вехи» акцентируют внимание на внутреннем духовном строе личности, на религиозных ориентирах. Осуждая атеистический социализм и революционность, они выступили за обновленное православие. Особую ценность, по их мнению, представляли идеи славянофилов.
Вопрос 32
Философия евразийства
Это идейно-политическое и общественное учение, которое зародилось в 20-е – 30-е годы в русском зарубежье. Впервые оно заявило о себе выходом сборника «Исход к востоку». Его авторами и инициаторами движения стали: Савицкий, Трубецкой, Флоровский, Сувчинский и др. Евразийство представляет самобытную философию русской истории; в центре ее утверждение о том, что Россия – это особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада. Евразия с ее географическими особенностями рассматривалась как основа хозяйственной и политической жизни народов в России, как сфера взаимопроникновения природных и социальных связей. Славянофилы, как и евразийцы, отрицательно относились к Петру 1, однако, в отличие от славянофилов, евразийцы делали акцент на восточно-«туранском» элементе русской культуры. Они подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для государственного строительства и сохранения православных устоев перед идеалистической и военно-политической экспансией с Запада. Модель социально-политического устройства России – Евразии евразийцы надеялись внедрить мирным путем. Они намечали сохранить советскую систему государственного устройства с сильной гос. властью. В экономике намечалось обеспечить гармоническое сочетание частной и государственной собственности. В духовной жизни особая роль отводилась православию. В 20 году – раскол: левое крыло симпатизировавшее Сталину. С середины 30 годов евразийство как организованное движение прекратило свое существование. Значение: в нем проявилась мечта многих поколений русских мыслителей о воссоединении культур, церквей, о всеедином человечестве, сохраняющем национально-индивидуальные черты.
Вопрос 33