Основные ступени процесса познания


       
  основные ступени процесса познания - student2.ru   основные ступени процесса познания - student2.ru


Исходным пунктом, основой, движущей силой ЧУВСТВЕННАЯ СТУПЕНЬ (познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания)
и целью  
познания, критерием истины является практика РАЦИОНАЛЬНАЯ (логическая) СТУПЕНЬ (познание посредством мышления, языкового общения)

■ощущения

Основные восприятия„

чувственного познания

■понятия ^суждения формы ^*умозаключения ,рационного познания

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к прак­тике — таков диалектический путь познания истины, познания объек­тивной реальности».

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. С точки зрения психологической, они суть функции нервной системы человека, взаимодействующего с внешним

миром. В гносеологическом отношении к этому миру они выступают как образы предметного мира, включенные во взаимодействие челове­ка с миром (объективной реальностью). Необходимость такого отно­шения определяется тем, что человек, как и все живое, живет в пред­метном мире. Поэтому для успешной деятельности в таком мире и от­ражение должно осуществляться в форме образов, адекватных ему, т. е. образов предметов. Человеческий организм в нормальном состоянии реагирует на воздействия извне, импульсы из внутренней среды орга­низма тормозятся, оставаясь в сфере подсознательного, а «в сознании возникает лишь образ стоящего перед нами предмета».

Результаты различных ощущений (зрительных, звуковых, осязатель­ных и т. д.) дают представление об отдельных сторонах, свойствах пред­метов.

У человека восприятие мира носит по преимуществу зрительный характер. Зрительный образ организует, объединяет вокруг себя резуль­таты деятельности других органов чувств. Здесь обнаруживается диа­лектическая природа восприятия. Объективной основой ее является то, что различные ощущения, образующие восприятие, отражают раз­личные свойства одного и того же предмета, а иногда одни и те же свой­ства. Последнее характерно для зрительных и осязательных ощуще­ний. Поэтому в сознании выступает слитный зрительно-осязательный образ, отражающий единство объективных свойств (форму, величину и т. д.), которое и предстает в познании как некоторый предмет.

Взаимодействуя друг с другом в процессе отражения различных объективных свойств, ощущения образуют восприятия, которые явля­ются образами предметов.

Для человеческого познания, в отличие от восприятий животных, существенное значение имеют две новые связи, принимающие участие в формировании восприятий. Первая — связь со второй сигнальной системой, т. е. с языком, а следовательно, и с мышлением. Благодаря этой связи чувственные восприятия становятся осмысленными и об­разы превращаются в знания о предметах.

Действительность служит объектом общественных форм челове­ческого познания (науки, искусства, различных других сфер духовной и материальной культуры), которые требуют абстрактных логических форм мышления. Основные из них — понятие, суждение и умозаклю­чение. Все они в практике человеческого познания используются в не­разрывной взаимосвязи.

Все подлинные понятия являются абстрактными, представляющи­ми единство двух противоположных процессов. Отвлечение от беско-

нечного множества свойств изучаемого предмета и выделение наибо­лее существенных свойств в понятиях отражаются как признаки объек­та. Совокупность существенных признаков выступает в понятии как его содержание.

Понятия неразрывно связаны с суждениями, а через них — с умо­заключениями. Так, всякое определение понятия представляет собой суждение, выступающее как некоторое высказывание. Логическая структура высказывания состоит из трех основных элементов. Первый элемент — термин, обозначающий объект (познаваемый предмет). Он получил в современной логике название субъекта. Второй элемент — термин, обозначающий существенное свойство объекта, называется предикатом. И, наконец, в высказывание входит логическая связка — логический структурный знак, связывающий субъект и предикат вы­сказывания.

В языке это могут быть глаголы «обладает», «есть», «не известно» и т. д. Иногда связка просто подразумевается. Например, в высказыва­нии «дерево зелено» «дерево» является субъектом, «зелено» — преди­катом, а связка между ними подразумевается (дерево является зеле­ным, обладает данным свойством).

Наконец, в абстрактном мышлении используется третья основная связь — умозаключение, представляющая определенную связь сужде­ний. Умозаключение будет представлять следующую структуру. Пер­вый элемент — посылки — представляет собой суждения-высказывания: 1) «На дальнем севере все медведи белые»; 2) «На Чукотке, которая находится на дальнем севере, водятся медведи». Второй элемент — выводимое из посылок заключение (вывод) будет представлен выска­зыванием «Медведи на Чукотке белые». Третий элемент — правила умозаключения. Как посылки, так и правила умозаключения могут быть самыми разнообразными в зависимости от специфики познавательной деятельности (обучение в школе, научное исследование, политическая дискуссия и т. д.). Основными формами умозаключений, наиболее ча­сто используемыми в познавательной деятельности, являются дедук­ция (к ней относится приведенный пример с окраской медведей) и ин­дукция.

С помощью абстрактного мышления субъект получает новые, бо­лее глубокие знания, которые недоступны живому созерцанию. Благо­даря абстрактному мышлению «схватываются» законы развития при­роды и общества.

Как в живом созерцании, представляющем единство мышления и чувственного познания, так и в абстрактном мышлении решающую роль

играет практическая деятельность. Органическое единство живого со­зерцания, абстрактного мышления и практики обеспечивает субъекту безграничные возможности познания мира, включения в сферу позна­ния все новых и новых предметов, становящихся благодаря этому объектами.

Наши рекомендации