Феноменология и герменевтика

Возникновение феноменологии, как особого философского направления связано с именем немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859–1938 гг.).

Объектом философии является научное знание и познание, заявляет Гуссерль. Главная задача научной философии, по мнению Гуссерля, заключается в том, чтобы построить теорию научного знания и познания. Ни один из естественно – научных законов, заявляет Гуссерль, «не познаваем a priori, т. е. сознанием его очевидности» [2].

Предмет феноменологии – царство чистых истин, априорных смыслов, как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мышлении.

Студент должен уяснить, что феноменология имеет дело с чистым потоком сознания, лишенного всякой предметности, элементами которого выступают феномены. Феномены выступают теми конечными элементами нашего сознания, к которым приковано внимание феноменологической философии. Для Гуссерля феномен есть то, что само по себе обнаруживает, выступает элементом чистого сознания и включает в себя словесную оболочку, психические переживания и полагаемый через знания предмет.

Феномен – это акт чистого сознания, образующий смысл и значение предмета.

Для познания мира, феноменология применяет метод феноменологической редукции. Студент должен раскрыть его суть. Гуссерль акцентирует внимание на том, что сами предметы мыслятся нам такими, какими значениями мы их наделяем в своем сознании (например, дом это может быть и архитектурный памятник, и жилище, и преграда и т. д.).

Наиболее полный ответ на данный вопрос студент может найти в следующих источниках [4; 6; 10].

При подготовке к ответу на вопрос: герменевтика, как способ философствования, античная и средневековая философия, студент должен обратить внимание на следующие положения.

Герменевтика (от греч. разъясняю, истолковываю) – искусство и теория толкования тестов. В. Дильтей (1833–1911 гг.) – представитель философии жизни, трактует герменевтику, как «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений».

Понимание возможно, как результат реконструкции смысла текста, опирающегося на истолкование, при котором должны соблюдаться следующие правила классической герменевтики:

1) соответствие реконструкции текста точке зрения автора;

2) соблюдение принципа герменевтического круга (смысл понятие целого текста через понимание составляющих частей и наоборот);

3) для понимания чужого текста, исследователь не может полностью устранить субъективный момент. Исследователь должен соотносить смысл автора текста с «духовным горизонтом» своей эпохи, своей собственной позицией.

Студент должен обратить свое внимание на то, что герменевтика в своем значении известна уже античности. Произведения Гомера и Гесиода, на которые опиралась античная философия в своем возникновении, нуждалась в толковании. И произведения самих античных философов нередко тоже требовали истолкования для лучшего их понимания. Герменевтика всегда нужна там, где смысл высказывания, как бы скрыт от непосредственного видения, зашифрован и потому нуждается в разъяснении, истолковании.

Широкое применение в этом значении герменевтика получает в средневековой философии, так как многие проблемы средневековой философии, подходы к их решению порождены различным толкованием церковных догматов. Библия, по мнению большинства теологов, нуждается в толковании, ее нельзя понимать буквально. Средневековая схоластика также по своей сути сводится к толкованию Библии и других канонических текстов. Поэтому вся средневековая философия, в какой-то степени герменевтична.

Наиболее полный ответ на данный вопрос студент может найти в следующих источниках [7; 8].

При подготовке к ответу на вопрос: герменевтика, сознания и герменевтика бытия, студент должен обратить внимание на следующие положения:

Становление герменевтики не только, как метода познания гуманитарных наук, но и как учения о бытии, онтологии в философии ХХ в. связано с именем немецкого философа Ханса Гадамера (1900–2002 гг.). Большое влияние на философию Гадамера оказали Э. Гуссерль и М. Хайдеггер.

Феноменология Гуссерля оказала влияние на Гадамера тем, что именно феноменология занята выяснением смысла и значения феноменов, а это связано непосредственным образом с пониманием и истолкованием.

М. Хайдеггер рассматривает понимание и истолкование не как способ трактовки текста, а как экзистенциалы человеческого бытия. И сам язык – есть бытие, «дом бытия». Не человек говорит языком, а язык говорит человеком.

Студент должен уяснить, что классическая герменевтика требует максимальной актуализации субъективного начала, личности исследования, который должен заново оживить в себе историческое прошлое, воплотившееся в продуктах культуры. Гадамер, напротив, считает такую актуализацию лишь помехой для исторического понимания: только отмирание всех актуальных связей с историческим явлением позволяет выявить его подлинную ценность.

Таким образом, Гадамер сосредотачивает внимание на моментах, предшествующих пониманию и истолкованию. Такими моментами у него выступают: предпонимание, традиция, предрассудок, горизонт понимания. Все эти понятия близки по смыслу и означают историчность человеческого опыта, его обусловленность общественной системой. Основную роль в процессе познания по Гадамеру отводится языку.

Таким образом, философская герменевтика Гадамера сосредотачивает свое внимание на исследовании объективных условий, предшествующих историческому и вообще научному познанию, предваряющих понимание и истолкование. Герменевтика духа превращается в герменевтику бытия, в исследование предпосылок и условий человеческого существования и научно – познавательной деятельности.

Дополнительную литературу по данному вопросу можно найти в следующих источниках [3; 8; 10].

Литература

1. Гадамер, Х. Г. Истина и метод / Х. Г. Гадамер. – М. : Наука, 1988. – 427 с.

2. Гуссерль Э. Логические исследования / Р. Карнап. – М. : Прогресс, 1971. – 390 с.

3. История философии : учебник для вузов / В. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. – С. 404–417, 441–447.

4. Канке, В. А. Философия : учебник / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002. – С. 127–133.

5. Миголатьев, А. А. Философия / А. А. Миголатьев. – М. : Юнити–Дана, 2001. – С. 218–220, 229-237.

6. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 128-134.

7. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с анг. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 764–770.

8. Современная буржуазная философия. – М. : МГУ, 1972. – 651 с.

9. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М. : Гардарики, 2002. – С. 176-178.

10. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев [и др.]. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

Философия постмодерна

Во второй половине ХХ века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных технологий, возник новый тип культуры – постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следовательно, можно перевести на русский язык как то, что наступило вслед за недавним.

Основоположником постмодернизма является Жан Лиотар(1924–1998 г.) после опубликования в 1979 г. им книги «Состояние постмодерна».

Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, «никто не владеет целым». Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемной истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии эффективности и прибыльности. Люди в качестве «атомов» общества расположены на пересечении прагматических, т. е. жизненно важных для них связей. Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики. На смену логике универсальных, незыблемых принципов пришла паралогика (греческое para означает отклонение).

У Лиотара паралогизм означает отсутствие определенного дискурса, определенных правил игры в функционировании науки как условие ее легитимации, а также отрицание легитимирующего значения по эффективности и результативности. В науке может существовать не одно, а несколько правил игры.

Основными доминантами философии постмодернизма являются: дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), неопределенность (а не определенность), эстетика парадоксально – возвышенного (а не прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.

Наиболее полный ответ на данный вопрос можно найти в источниках [1; 2]

Еще дальше Лиотара в дискредитации знания пошел другой французский философ – постмодернист Жак Деррида (1930 г.р.). Деррида создает свою теорию деконструкции, в которой он «демонтирует власть монументального текста». Он показывает многозначность текста, вытекающую из многозначности любого слова. «…Язык не является ни абсолютным, ни точным, ни логичным. В каждом слове, каждой фразе и даже способе построения предложений заложены возможности появления двусмысленностей, искажающих значение. Язык избегает ясности и точности». Провозглашается несостоятельной традиционная концепция истины и однозначности бытия. Теперь эта однозначность отрицается не только в действительности, но и в языке. Бытие может принимать различные формы и не нуждается в обосновании.

Дополнительную литературу по данному вопросу можно найти в следующих источниках [3; 4; 5].

Литература

1. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев [и др.]. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

2. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. – М. : Алетейя, 1998. – 162 с.

3. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 135–139.

4. Современная буржуазная философия. – М. : МГУ, 1972. – 651 с.

5. Стребен, П. Деррида за 90 минут / П. Стребен. – М. : АСТ : Астребель, 2005. – 104 с.

Наши рекомендации