Индивид, индивидуальность, личность

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» – однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность – резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой – часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.

Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений. Структура – это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.

Такими инвариантными элементами понятия «человек» как система являются социальное и природное, поскольку они сохраняются, остаются относительно неизменными при всех модификациях этого понятия (личность, индивидуальность). Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Что касается понятия индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид – это не просто единичное эмпирическое существо, «вкрапленное» в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых качеств человека, в то же время является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида. Но из этого вовсе не следует (как это может показаться при чисто количественном подходе к вопросу), что индивидуальное принципиально противоположно общественному, ибо с точки зрения качества индивид и общество однотипны (хотя и не тождественны). Их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками – биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей – величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.

История представлений философов России XVIII—XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда – разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».

Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.

Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства – Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир – это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей – индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).

Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.

Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом – наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю – с пониманием смысла жизни человека.

Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид – категория натуралистическая, обозначающая часть рода, общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность – это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности – в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.

Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.

Вопрос 6

Материал из Википедии (в сокращении):

КАЙРОС (др.-греч. Καιρός) — древнегреческий бог счастливого мгновения. Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос — это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. Кайрос — бог, покровительствующий шансам, благоприятным моментам и счастливым мгновениям
У древних греков было два слова для времени: хронос — касается хронологической последовательности или время прошедшего и все пожирающего (имеет количественный характер); кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться (имеет качественный характер).

ХРОНОС — время старое, а Кайрос — время новое, юное и вечно возобновляющееся. Нашей жизнью правят и Хронос, и Кайрос. С одной стороны, Хронос — это календарное время, время, которое последовательно отсчитывает часы и события. В мифологии это отец Зевса, пожирающий собственных детей в своем вечном течении.
У Стивена Кови читаем: «Хронос — это греческое слово, обозначающее хронологическое время. Хронологическое время видится как линейное и последовательное. Каждая секунда стоит не больше и не меньше любой другой секунды. Ритм нашей жизни, в сущности, диктуется тиканьем часов. Но в мире существуют целые цивилизации, которые подходят к жизни на основе парадигмы кайроса — „подходящего времени“, „качественного времени“. Время — это нечто такое, что нужно пережить. Оно экспоненциально, экзистенциально. Сущность кайроса состоит в том, насколько с пользой вы тратите время, а не сколько времени вы вкладываете в то или иное дело. В нашем языке ссылку на кайрос можно найти в таком вопросе: „Хорошо провели время?“ Мы не спрашиваем, сколько хронологического времени было потрачено, мы спрашиваем о ценности, качестве этого времени».
Кайрос обращает внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. Этот бог был очень почитаем у древних греков. Он изображался с прядью волос на голове — только за этот локон и можно ухватить неуловимого крылатого Кайроса. В руках он обычно держит весы, что символизирует справедливость судьбы, посылающей удачу тем, кто это заслужил.
О Кайросе известно очень мало. В Греции он считался самым младшим из бессмертных сыновей Зевса, а в Риме его часто путали с Фортуной. Известно, что ему поклонялись в древней Олимпии, особенно во время Олимпийских игр. Там рядом со входом на стадион находились два алтаря, один из которых был посвящен богу Гермесу, покровителю игр, а другой — Кайросу. До нашего времени сохранилось лишь несколько изображений Кайроса; но даже и в античности его изображали весьма и весьма редко (! - М.). В одной из своих книг Каллистрат описывает необычайной красоты бронзовую статую Кайроса, созданную в IV веке до н. э. греческим скульптором Лисиппом и считающуюся самым лучшим его произведением. Знаменитый мастер изобразил Кайроса как юношу, 'блистающего расцветом молодости' и очень напоминающего Диониса. Он стоит на шаре, балансируя на кончиках пальцев, на его ступнях — крылья. В левой руке он держит весы, а в правой бритву. Спереди, на лоб, бровь и щеку, падает длинная густая прядь волос, растущая на макушке, а сзади его голова практически лысая, за исключением нескольких волосков (знакомый образ с Дона - М.). Считалось, что Кайрос находится в постоянном быстром движении и что, 'порожденный временами года, он непрестанно вращается в Вечности'. Бесшумно и ловко передвигается Кайрос среди людей и бежит так быстро, что его не увидишь и не поймаешь. Увидеть Кайроса — благоприятный момент — можно, только если встретишься с божеством лицом к лицу. Тогда надо действовать мгновенно и ловко, ведь только в этот короткий миг есть возможность схватить Кайроса за чуб. Если тебе это удастся — считай, что ты поймал свой жизненный шанс. Если будешь медлить, пребывать в нерешительности и раздумьях — стремительный Кайрос пробежит мимо, а тебе покажет свою гладкую лысину. Знай тогда, что свой шанс ты упустил, и второго такого же случая уже не представится. По словам Каллистрата, прядь волос на лбу Кайроса говорит о том, что его легко поймать, когда он мчится тебе навстречу, лицом к лицу, но если он уже пролетел мимо, то это значит, что срок для действия истек, что благоприятным моментом — Кайросом — ты пренебрег, и его уже не вернуть…

Смысл имени
Хотя происхождение самого имени 'Кайрос' непонятно, в слове этом заключено множество параллельных символических и сокровенных значений. Философ Рубен Сото Ривера определяет его как 'изначальное слово' или 'слово-семя', поскольку оно является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери. Больше всего ему подходит свойство зерна, дающего, в зависимости от почвы, в которую оно посеяно, каждый раз новые и удивительные ростки. В древности говорили: 'Ты произнеси 'Кайрос' и смотри, что перед тобой откроется!' (Павзаний).
Чаще всего в трудах античных философов встречаются такие значения имени 'Кайрос': 'подходящий и благоприятный момент (время, место) для действия', 'особо благоприятное дерзновение', 'справедливая мера всех вещей', 'миг вне времени и предшествующий времени', 'время Кайроса коротко — оно не ждет', 'мгновение великого счастья'.
Орфики называли Кайроса 'Временем для посева' и связывали его с Афродитой — силой проявленной Любви, порождающей времена года.
О Кайросе еще говорили, что 'подходящий момент' — это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека. Неслучайно Кайрос в левой руке держит весы, символизирующие 'подходящую меру всех вещей'. 'Измерять' с точки зрения Кайроса означает придавать каждой вещи то значение, которое она на самом деле имеет.
Как говорили философы античного мира, для того, чтобы поймать шанс, надо пробудить два качества, присущих Афине и Прометею, — разум и интуицию. Неслучайно Кайрос всегда символически связывался с Прометеем и его братом Эпиметеем.
Прометей — тот, кто видит и думает 'вперед', еще до того, как события начинают происходить. Его способность 'ясного видения' связана не только с интуицией, но и с умением гармонично сочетать ее с мудростью. Мудрость Прометея в том, что он видит далеко вперед — к каким результатам приведут его шаги и поступки.
Эпиметей — недальновидный брат Прометея, тот, кто думает и реагирует лишь после того, как событие совершилось, исправляя последствия своих действий, вместо того чтобы их предотвращать. Именно по его вине все несчастья и бедствия убегают из ящика Пандоры и расползаются по земле, а остается внутри ящика единственный шанс для человечества — надежда. Эпиметей — это тот, кто из-за своей недальновидности постоянно упускает шансы, каждый раз сожалея о содеянном. Иногда его изображают в компании хромой старушки, пытающейся вырвать единственную прядь волос, оставшуюся на голове, — 'чуб Кайроса', который так и не удалось вовремя схватить…

индивид, индивидуальность, личность - student2.ru индивид, индивидуальность, личность - student2.ru
индивид, индивидуальность, личность - student2.ru индивид, индивидуальность, личность - student2.ru
индивид, индивидуальность, личность - student2.ru


Выдержки из статьи "Магия времени":

"...предлагаю ознакомиться сначала с основами теории времени, заложенными еще в античности.
Аристотель разводил два понятия времени и становления, как разные явления и приводил следующее разъяснение:
Становление проходит три основных уровня:
1. Потенция.
2. Энергия.
3. Энтелехия.
Потенция-энергия – это начало процесса становления, которое дает онтологическую неоднозначность (многовариантность).
Энергия-энтелехия – это конец процесса становления, выражающийся в осуществленности (одновариантность).
При этом, если поставить в примат конец процесса становления (эссенциальность), то это приводит к образу времени ХРОНОСА, выражающему идею закона во множестве событий.
Примат же «свободной» энергии исключает время как протяженность и пребывание и сближает его с образом становления, т.е. КАЙРОСА.
Платон, напротив, ставит знак равенства между становлением и временем:
Время – это становление чего-то относительно чего-то.
Мак-Таггарт ввел абсолютно иное понимание становления и времени: «Становление оказывается несуществующим, в силу статичности времени, а при определении через отношение «прошлое-настоящее-будущее», само время становится чем-то противоречивым, а следовательно – чем-то не реальным».
Таким образом, становление – это результат самодвижения материи, представляющий собой процесс возникновения принципиально новых, непосредственно не выводимых из исходных материалов объектов, процессов, явлений.
С одной стороны мы получаем время, которое строит знания, время четко вымеренное, такое, что его можно разделить, проанализировать и которым, следовательно, можно управлять.
С другой стороны, есть время, открытое действию, которое формирует случай, время рискованное, хаотичное, и следовательно неуправляемое, «неукратимое».
Что касается восточной философии, то в Китае, например время – это процесс, а не объект знания или предмет действия (Аристотель: цель (телос) соотносится с удобным случаем - Кайрос). Это не время для которого достаточно провести измерения, оставаясь беспристрастным; это тем более не время, в которое можно вмешиваться силой, ибо «так я хочу», когда собираюсь извлечь пользу из сложившейся неразберихи; это скорее поступательный процесс, состоящий в постоянном самосоизмерении, совершающемся по-разному на каждой из его стадий. Стратег и мудрец в китайской философии могут дождаться подходящего момента (Кайроса) для совершения действия. И главное для этого – уловить потенцию, отражающуюся в головокружительном напряжении и осознанности (сродни возгласу «эврика»). Тогда Кайрос сливается с понятием Удача или Неудача.
Средневековая философия объясняла вечность и конечность времени. Августин Блаженный отмечал в своих трудах, что времени нет без творения. Причем время было создано Богом раз и навсегда. А Василий Великий, развивая данную концепцию, подводит нас к тому, что связка Настоящее-Прошлое-Будущее били созданы одновременно в момент Творения. При этом начало времени есть нечто не состоящее из частей и непротяженное. Начало времени – еще не время.
Время не существует само по себе, вне материальных изменений, точно также невозможно существование материальных систем не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.
Вечность – это остановившееся время, а время – это движущаяся вечность.
В современности время – это обязательный атрибут системности. Причем для Вселенной (Упорядоченного), как мегасистемы, важно само его существование, а не вид (Хронос, Кайрос).
Теперь отойдем наконец от философии времени и углубимся в магию времени, темпоральную магию.
Итак, начнем с Хроноса.
Хронос – это уже существующее статичное время – Вечность (тварная вечность), это неотделимый атрибут мегасистемы (Упорядоченное). Хронос статичен, измерим и находится сразу в трех категориях: Настоящее-Прошлое-Будущее.
Таким образом, делается возможным перемещение из прошлого в будущее и т.д. относительно настоящего. Хронос также способен на остановку действий, точнее заморозку самого себя на определенном моменте, т.к. он статичен (можно остановиться на любом кадре кинопленки). Следовательно, остановка времени силами Хроноса возможна, но для этого требуется полное вхождение в Хроноса .
Хронос обладает свойствами стихийности, подобно огню, воде, ветру и земле, но не имеет разума и связывает все четыре, как единое целое. Это мегастихия, основа которой – закон (какой именно см. далее). Хронос имеет преимущественно ровный серый цвет. Но эту энергию, как и энергию-комплекс любой стихии можно разложить на составляющие: Тьма и Свет, Холод и Тепло, причем одновременно. А так как все выше перечисленное является тернерами по отношению друг к другу, то Хронос существует как в жизни (ему присущи все цвета жизни), так и в посмертии (цвета смерти). Таким образом, он объемлет все энергетические потоки, которые есть в Бытии (Упорядоченном).
Хронос объективен, не разумен и состоит лишь из одного закона, нарушение которого ведет к исчезновению Бытийности. Поэтому невозможно использование сил Хроноса (он дает лишь возможность наблюдения, но не использования (по Хроносу на прошлое, настоящее и будущее можно только смотреть, но не менять)).
Однако есть одно НО, опасное для существования всего Упорядоченного: Хронос состоит из Кайроса – случайностей. Хронос – это закон единственного выбора из бесконечности альтернатив (при этом сам выбор из альтернатив упорядоченного - свободен), важно лишь, что он один для всех альтернатив Хаоса. Хаос – это внешняя оболочка Мегасистемы (упорядоченного), мыслить которое невозможно, т.к. любой разум будет ограничен Хроносом.
Бесконечность проявляющихся альтернатив – это Кайрос, и состоит он из потенции (сил из Хаоса). Кайрос изначален. Он пришел из Хаоса, и был подчинен Хроносом.
Творец создал Хроноса над Кайросом – это стало началом времени. При этом все случайности стали закономерностями, т.к. их набор стал ограничен. Все остальные случайности, кроме определенных творцом, отсеиваются Хроносом постоянно.
Но в чем же опасность, спросите вы? А нет этой опасности. Маги используют силы , уже отсеянные законом Хроноса , поэтому любая случайность, вносимая ими, не является элементом Хаоса. Ты можешь перекроить всю свою жизнь как хочешь, и в то же время ты не нарушишь закона Хроноса. Все равно все уравновесится, и все элементы мегасистемы займут необходимые места в настоящем, прошлом и будущем. Для установления же равновесия используются другие механизмы Мегасистемы уже иного, более обыденного и всеми понятного уровня. Например Балансирующие Свет и Тьма, а также Жизнь и Смерть.
Таким образом, не существует темпоральной магии в обычном ее понимании. Она сродни философии, которую следует знать и на которую следует опираться, но не более. В практическом смысле она бесполезна для знающих людей и вредна для глупцов..."

Вопрос 7

Осевое время

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.

Э. О. Берзин объясняет глобальные перемены «осевого времени» преодолением «катастрофы бронзового века» и распространением металлургии железа, резко повысившей производительные силы обществ Древнего Востока. Этот подъём привёл к созданию региональных империй с духовной культурой, способствующей их единству. Переворот в духовной жизни в большинстве обществ Востока пришёлся на один сравнительно короткий период (собственно «осевое время»), но последствия его сказывались в течение многих столетий.[1]

Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мир-системы — в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п., а мир-система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние. По мнению А. В. Коротаева, в осевое время происходит появление и широкое распространение представлений о том, что общество со временем изменяется, что «должное» не совпадает с «сущим», что возможно более справедливое социальное устройство и что его можно достичь, приложив для этого определенные сознательные усилия; оформляются многообразные социальные идеалы; появляются, распространяются и развиваются организационные формы, в рамках которых ведется деятельность по претворению этих идеалов в жизнь, сразу как минимум во всех «центрах» осевого времени (Греции, Риме, Палестине, зороастрийском Среднем Востоке, Индии, Китае). Именно с этой эпохи социальную эволюцию человечества (по крайней мере той его части, которая тем или иным образом, прямо или косвенно прошла через осевое время) никак нельзя уже рассматривать как полностью (или почти полностью) естественноисторический процесс, обусловленный (даже в конечном счете) только или почти только одними объективными материальными факторами. Сознание все в большей и большей степени начинает определять бытие[2].

[править]Примеры философских и религиозных учений осевого времени

  • Конфуцианство;
  • Даосизм;
  • Легизм;
  • Моизм;
  • Буддизм;
  • Зороастризм;
  • Иудаизм;
  • Античная философия.
  • + документ (текст)

Вопрос 8

Сегодня среди учёных и исследователей нет разногласий относительно того, что вклад немногочисленного греческого народа в развитие европейской культуры и цивилизации трудно переоценить. Принято считать, что фундамент, несущие балки и нижние этажи европейской цивилизации и культуры были заложены в Древней Греции. Влияние Греков, пишет отечественный учёный Д.В. Бугай, ощутимо и по сей день почти во всех областях знания, идёт ли речь о математике, естественных науках, философии или литературе и т.д.[1]

Многие писатели, философы, поэты и историки пытались, и по сей день пытаются, понять великое не только европейское, но и мировое значение греческой культуры, понять то, как маленький греческий народ смог создать такую великую в истории человечества культуру, которую немецкий философ Гегель образно сравнил с «бистро облетающей розой». Многие произведения греческой культуры доставляли, и продолжают доставлять, нам не только художественное и интеллектуальное наслаждение, но и сохраняют значение, по словам другого немецкого мыслителя, К. Маркса, «нормы и недосягаемого образа». Таковыми являются: эстетическая насыщенность мифологических образов, ставших архетипичными и бессмертная красота и гуманизм гомеровских поэм; непревзойдённые шедевры греческой трагедии, требующие от богов и человечества утверждения справедливости в мире; строгие пропорции греческой архитектуры и скульптуры, воспроизводившиеся в течение веков во множестве под видом церквей и других сооружений, от Парижа до Мюнхена и от Вашингтона до Москвы; афинская демократия, породившая установку на «новое как позитив», и по сей день являются примером того, как власть может быть поставлена под зависимость от граждан; бессмертные произведения трезвых и неподкупных историков греческого народа – живоописующего Геродота и одного из величайших историков всех времён, «абсолютного историка», «историка чистой объективности» Фукидида и др.

Особое место в культуре греков занимает философия – величайшее достижение человеческой мысли. Философия в Древней Греции явилась не только вершиной культуры, но и составила её «живую душу», то ядро культуры, которое давало мощный заряд для движения, для развития всех сфер духовной жизни - и науки, и искусства, и религии. Последние же, в свою очередь, способствовали формированию социально – экономического, ментального уклада древних греков. Греческий мудрец Сократ образно сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не даёт им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно.

Величие греков заключается в том, что древняя Греция дала миру целую плеяду великолепных философов – учителей человечества, творения которых вошли в сокровищницу мировой философской мысли: Фалес, Гераклит, Зенон, Пифагор, Демокрит, Анаксагор, Парменид, Сократ, Платон, Аристотель и многие другие. Они разные, но связаны с тем, что через их философствование тянется, не прерываясь и сегодня, живая ариаднина нить, позволяющая не потеряться во всё более и более сложном лабиринте жизненных проблем человека и человечества, в хаосе противоборствующих чувств, ориентаций, позиций, идей. Человечество должно помнить судьбу и мысли этих великих философов, постоянно пестовавших свой гордый, ищущий дух и готовых, если придётся, принять в неустанной борьбе за Благо, Истину и Красоту лишения и даже смерть. (Более подробно греческая философия будет затронута в специальном разделе).

Наши рекомендации