Этапы работы над докладом
Подготовка доклада подразумевает, прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что сделано в данной сфере в стране и мире; осмысление и анализ полученного материала, использование полученной информации в тексте будущего выступления.
Частью подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи, а также владение техникой речи, т.е. хорошо поставленным голосом, хорошим произношением, четкой дикцией.
Итак, подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов:
- оценка обстановки и состава слушателей;
- поиск и подбор необходимого материала;
-составление плана, систематизация и логическое упорядочение собранных сведений;
- содержательная и литературная обработка текста;
- запоминание текста;
- репетиция выступления с необходимой интонацией, мимикой, жестами.
Готовясь к выступлению, докладчик должен иметь представление, какова предполагаемая численность слушателей, возраст, образовательный и культурный уровень аудитории. Важно знать, где будет происходить выступление – в большом зале или маленьком помещении; какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.
Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.
Как бы мастерски ни владел докладчик речью, текст выступления необходимо готовить заранее. В этом случае можно его проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда докладчик работает над текстом, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.
Чтобы доклад прозвучал, дошел до слушателей, чтобы выступающий не отклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления – расположение материала доклада.
Самой распространенной структурой публичной речи является трехчастная структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.
Существуют общие принципы построения выступления:
- принцип последовательности: каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;
-принцип усиления: убедительность и доказательность должны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);
- принцип органического единства: организация материала должна соответствовать идее и цели выступления;
- принцип экономии: умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.
Чтобы выступление было последовательным и стройным, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной. Предварительный освещает все возможные проблемы по теме доклада. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления.
Успех выступления во многом определяется удачным его началом. Вступление должно быть информативно насыщенным, оно должно психологически подготовить аудиторию к содержанию выступления, заставить ждать основную часть выступления. Это может быть цитата, вопрос, парадоксальный пример, противоречащий логике, юмористическое замечание, впечатляющая статистика, необычные сведения и факты.
Но не следует забывать, что даже самое эффектное вступление не является самоцелью: оно лишь помогает установить контакт с аудиторией и перейти к основной части, самой ответственной. Именно в ней реализуется основной принцип композиции – логичность, последовательность, стройность изложения. С этой целью применяются следующие методы:
- индукция (изложение материала от частного к общему: докладчик начинает с конкретного примера, а потом подводит к обобщениям);
- дедукция (изложение материала от общего к частному: докладчик выдвигает положение, а потом разъясняет его);
- метод аналогии (сопоставление различных явлений, фактов);
- концентрический метод (расположение материала вокруг главной проблемы, которую затрагивает оратор);
- ступенчатый метод (последовательное изложение одного вопроса за другим);
- исторический метод (изложение материала в хронологической последовательности, описание тех изменений, которые произошли с течением времени).
Каждый из методов имеет свои преимущества, но, как правило, докладчик в своем выступлении использует несколько приемов, и оно от этого только выигрывает.
В тексте выступления также важную роль играют логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Анализ – это расчленение предмета обсуждения на составные части, определение конкретных признаков. Синтез – мысленное соединение всех частей в единое целое. Сравнение – мысленное установление сходства или различия по существенным и несущественным признакам. Обобщение – мысленное объединение отдельных явлений.
Для доказательства своей мысли автор доклада приводит аргументы. Аргумент – это мысль, истинность которой проверена и доказана.
Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы.
Как активизировать их внимание? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, понижение или повышение голоса, обращение к аудитории с вопросами, неожиданное замечание и т.п.
Вообще доклад, будучи устной формой сообщения, обладает определенными возможностями в плане проявления выступающим чувства юмора, нетривиальной подачи информации, литературного дара. Чтобы аудитория не устала слушать, можно предпринять некоторые шаги специально в этом направлении: перемешать сложные идеи, требующие напряженного внимания, шутками из разряда «научных» или забавными притчами, высвечивающими по-своему смысл сказанного ранее. Но всё это следует делать лишь в том случае, если позволяет регламент.
Основными недостатками, мешающими восприятию выступления, являются следующие: нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.
Главная часть подводит к заключению. Если докладчик скомкал завершающую часть, не уложившись в регламент, не сделал выводов, то цель выступления не достигнута.
Конец выступления должен быть логически связан с предшествующим текстом: заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части.
В заключительной части докладчик может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления. Особенно важны последние слова докладчика. В научной речи чаще всего выступающий использует прием повторения (повторяет основные положения своего выступления). Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.
.Когда доклад написан, выступающий должен проверить связь между частями, логичность, аргументированность, доступность текста, нет ли отступлений от темы, степень загруженности иллюстративным материалом. Затем обязательно следует прочитать доклад вслух, обращая внимание на дикцию, произношение, темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются не замеченные ранее недочеты.
Перед выступающим всегда стоит вопрос: читать текст или заучивать наизусть?
Есть несколько способов выступления:
- чтение текста (доклад полностью написан и прочитан по рукописи);
- воспроизведение текста по памяти (доклад полностью написан и выучен наизусть);
- воспроизведение текста по памяти с чтением отдельных фрагментов;
- основные положения доклада прорабатываются, обдумываются, но текст произносится без предварительной записи и заучивания;
- импровизация (речь произносится экспромтом).
Следует, однако, иметь в виду, что чтение «с листа», как правило, монотонно, оно утомляет слушателей, а докладчик не следит за реакцией аудитории, не использует невербальные средства выразительности; импровизация хороша лишь там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово докладчика; а вот выученный наизусть текст выступающий при волнении или какой-либо неожиданной ситуации может забыть. Поэтому предпочтительней, когда докладчик произносит текст выступления наизусть, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, цифровые данные.
Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо знать некоторые правила и техники заучивания:
- прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, графики;
- прием слухового запоминания, когда текст многократно произносится вслух;
- прием моторного запоминания – разработка жестов для всех частей выступления, доклада;
- ритмизация – информация подается в виде стихов или песни;
- создание ярких картинок;
- метод «привязки к месту»– информация «расставляется» по ходу прогулок по комнате, т.е. то, что нужно запомнить, связывается с последовательностью хорошо знакомых мест, с обстановкой в своей квартире;
- создание ассоциаций (лучше запоминается и дольше сохраняется в памяти то, что каким-либо образом связывается с уже известным).
Опытные докладчики часто используют конспект речи или свои схемы, но высшим достижением или мечтой многих докладчиков является выступление без бумажек, создание речи в момент произнесения.
Некоторым студентам, которые хорошо владеют собой и обладают высокой культурой мышления и речи, можно использовать неполный текст доклада, т.е. записать только основные идеи выступления, а также выстроить на бумаге общую схему логического развития своих мыслей. Но неопытным докладчикам лучше написать текст полностью, как положено, а вот выступать экспромтом или полуэкспромтом, отступать в момент доклада слишком далеко от подготовленного текста не следует: можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента.
Более подробно познакомиться с искусством запоминания – мнемотехникой – можно в книге Д. Херманна и М. Грюнберга «Язык памяти» (М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002).
Помимо умения запоминать большой объем информации докладчику важно также уметь переводить письменную речь в устную.
Необходимо помнить, что письменный текст, даже выученный наизусть, трудно воспринимается на слух, поэтому при подготовке к устному выступлению его нужно переработать с учетом порога смыслового восприятия и концентрации внимания слушателей.
Исследования показывают, что лучше всего воспринимается устное высказывание из 5-9 слов (7±2), при этом без паузы оно может длиться от 45 секунд до полутора минут. Следовательно, длинные фразы необходимо разбить на более короткие и усилить речевое членение при помощи порядка слов и интонации. Причастные, деепричастные и другие сложные синтаксические конструкции следует заменить придаточными предложениями, которые на слух воспринимаются как отдельные речевые фрагменты.
Во время выступления необходимо использовать удлиненные паузы, которые нужны слушателю для смысловой переработки воспринимаемой информации. В устное выступление должны быть добавлены речевые формулы поддержания контакта с аудиторией (Обратимся к …, Напомним, что …, Хочется также подчеркнуть … и т.п.)
Повторы, уточнения, добавления по ходу изложения – это то, что отличает устную речь от письменной с точки зрения языкового выражения.
Риторические фигуры (восклицания, обращения, риторические вопросы, инверсии и др.) следует использовать наряду с интонацией (повышение/понижение тона, паузы, темп, логическое ударение) и жестикуляцией (указательные, ритмические, изобразительные, эмоциональные и другие жесты) для поддержания внимания слушателей, выделения наиболее важной информации. Выступающему, как уже было сказано, необходимо следить за тем, чтобы слушатели не устали, не отвлекались. Он должен умело, используя, в частности, средства речевой выразительности, удерживать внимание аудитории, давать ей возможность и передохнуть и вновь сосредоточиться.
Не меньшее внимание, чем написанию самого доклада, следует уделить отработке его чтения.Дело в том, что волнение во время выступления перед аудиторией мешает докладчику контролировать свой темп речи, и он может быть несколько более быстрый, что влияет на степень восприятия информации слушателями. Поэтому, репетируя, читать нужно вслух, не торопясь, но и без лишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух, чтобы проверить, соблюдается ли регламент выступления: обычно заранее сообщается, сколько времени отводится каждому докладчику.
Уложиться в регламент очень важно. В противном случае докладчика прерывают, и он не успевает сказать всего, что запланировал, причем, вероятно, самого главного, поскольку обычно в конце доклада делаются выводы. От этого страдает качество выступления и произведённое докладчиком впечатление оставляет желать лучшего.
Если текст невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать надо вдвое быстрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить его: избавиться от лишних эпитетов, вводных конструкций – там, где без них можно обойтись. Если опять не удается при чтении вслух уложиться в регламент, значит, нужно что-то радикально менять в структуре текста: сократить вводную часть (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главному), сжать основную часть, в заключительной части убрать всё, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими. И так до тех пор, пока не получится текст, который можно без усилий прочесть, оставаясь в рамках регламента.
Таким образом, чтобы выступление имело успех, достигло нужного результата, докладчик должен серьезно готовиться к нему. Только в этом случае возможен контакт со слушателями.