Студент должен владеть
Рабочая программа дисциплины
«История и философия науки»
Для направления
Государственное и
Муниципальное управление (уровень
Магистратуры)
Часов по ФГОС (из РУП): 108
Часов по РПД: 108
Очное отделение.
Аудиторных часов по РПД: 38 (лекции: 6, семинары/практические занятия: 32)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 34
Заочное отделение.
Аудиторных часов по РПД: 10 (лекции: 4, семинары/практические занятия: 6)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 87
КСР: 2
Виды контроля по семестрам
Экзамен:1 курс, 1 семестр (очное отделение).
Контрольная работа: учебным планом не предусмотрена.
Зачеты: учебным планом не предусмотрены.
Курсовые работы: учебным планом не предусмотрены.
Рабочая программа дисциплины составлена на основании:
1) Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры).
2) Рабочего учебного плана направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.
Срок действия программы – 5 лет
Раздел №1 Цели и задачи учебной дисциплины
Цель дисциплины: общенаучная подготовка студентов уровня магистратуры формирование у них научного мировоззрения, профессионального мышления, развитие навыков и умения применения общефилософских, общеметодологических законов, категорий в познании и практической деятельности, обоснования основных принципов социально-политической, научной, нравственной, эстетической ориентации будущих специалистов.
Задачи дисциплины:
- формирование целостного представления о науке как особом виде человеческой деятельности, отдельном социальном институте и важнейшей сфере современной культуры, а также о тенденциях ее исторического развития;
- изучение стилей научного анализа в различных типах рациональности;
- изучение мировоззренческих и методологических основ современного научного знания;
- совершенствование философской и методологической культуры мышления;
- изучение нормативно-ценностных ориентиров современной научной деятельности.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «История и философия науки» ориентирован на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности магистрантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования. Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли. Опираясь на базовые знания по философии, дисциплина ориентирует студентов на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.
Раздел №2 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-6);
- способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11);
- способность критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13);
- способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-16);
- способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17);
- владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18);
- владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-20).
Результаты обучения
Студент должен знать:
- понятие науки как системы знаний и вида духовного производства
- основные этапы развития научной мысли и современных направлениях развития науки;
- основные области философского и научного знания;
- специфику социально-гуманитарного познания, предмет и функции социальных дисциплин, характер исторического процесса;
- специфику естественно-технических дисциплин, понятие природы и взгляды на природу в истории развития научной мысли;
- динамику развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания;
- аспекты функционирования науки как социального института;
- понятие и роль ценностей в науке.
Студент должен уметь
- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию,
- применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности;
- выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства.
Студент должен владеть
- навыками проведения научных исследований;
- навыками выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Содержание дисциплины
Содержание образовательной программы
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Тематический план (в соответствии с РУП направления)
Наименование разделов (тем) | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |||||||||
Лекции (час.) | Практ. и сем. занятия (час.) | Сам. раб. (час.) | КСР (час.) | ЗЕТ | Лекции (час.) | Практ. и сем. занятия (час.) | Сам. раб. (час.) | КСР (час.) | ЗЕТ | ||
1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки | ____ | 0,25 | ____ | 0,25 | 0,25 | ||||||
2.1. Структура научного знания | _____ | ____ | 0,25 | _____ | ____ | 0,25 | 0,25 | ||||
3.1. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности | _____ | ____ | 0,25 | _____ | 0,25 | 0,25 | |||||
4.2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции | _____ | ____ | 0,25 | _____ | ____ | 0,25 | 0,25 | ||||
5.2. Динамика науки как процесс порождения нового знания | ____ | 0,25 | _____ | 0,25 | 0,25 | ||||||
6.3. Наука как социальный институт | _____ | ____ | 0,25 | ____ | 0,25 | 0,25 | |||||
7.3. Наука в социокультурном контексте современной цивилизации | _____ | ____ | 0,25 | _____ | 0,25 | 0,25 | |||||
8.3. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса | ____ | 0,25 | _____ | ____ | 0,25 | 0,25 | |||||
Экзамен | |||||||||||
Итого: | ------ | ||||||||||
1 ЗЕТ = 36 академических часов
Темы разделов дисциплины, их содержание (дидактические единицы) и компетенции