Тема 8. Философская антропология. Человек, его бытие и сознание
Тестовые задания:
1. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение:
а) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел;
б) весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу;
*в) человек есть совокупность всех общественных отношений;
г) человек есть мыслящая вещь.
2. В структуру человека как живой системы сегодня не включается:
а) психическое;
б) социальное;
*в) техническое;
г) идеальное.
3. По мысли Ж. П. Сартра, человек — это:
а) сверхчеловек;
б) богочеловек;
в) человекобог;
*г) будущее человека.
4. С точки зрения И. Хейзинги, человек — это существо:
а) изготавливающее орудия;
б) рациональное;
*в) играющее;
г) символическое.
5. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает:
а) Аниму/Анимуса;
*б) архетипы;
в) маску;
г) тень.
6. Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует:
а) защита определенного местообитания;
б) семейственность;
в) социализация;
*г) миролюбие.
7. Социал-дарвинизм признает, что:
а) человек есть и природное, и социальное существо;
*б) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;
в) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей;
г) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода.
8. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:
а) индивид;
*б) индивидуальность;
в) личность;
г) субъект.
9. В материалистической философии душу человека ассоциируют с:
*а) психикой;
б) сознанием;
в) идеальным центром «я»;
г) бессознательным.
10. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека;
*в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
г) жить — значит из всего извлекать пользу.
11. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в:
а) саморефлексии;
б) самоутверждении;
в) сопереживании жизни других существ;
*г) соучастии в бытии других существ.
12. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:
*а) необходимость;
б) знание;
в) волю;
г) произвол.
13. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как:
а) произвол;
б) фатум (рок);
в) предопределение;
*г) отчуждение.
14. Центральная идея философии С. Кьеркегора:
а) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его;
б) основная антропологическая единица — народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах;
*в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;
г) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.
15. По С. Кьеркегору, мыслящее сознание неизбежно приходит к парадоксу:
а) оно стремится осознать себя как «вещь»;
б) оно хочет осознать себя, и в то же время — боится этого;
в) оно не может решить, что же такое само «мышление»;
*г) оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невозможно осмыслить.
16. Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии:
*а) выбора;
б) вины;
в) непреодолимой силы;
г) необходимости.
17. Способом бытия человека как сознательного существа, обладающего сознанием, является…
а) государство
б) искусство
в) жизнь
*г) общество
18. Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как…
а) субстанциализм
б) трансцендентализм
в) кентавризм
*г) психофизический параллелизм
19. Процесс формирования человека от исходного предкового вида к человеку разумному носит название…
*а) антропогенеза
б) социализации
в) цефализации
г) хомогенеза
20. Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии…
а) Возрождения
б) Средневековья
в) Античности
*г) Нового времени
21. Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал…
а) К. Маркс
б) Ф. Ницше
*в) А. Камю
г) З. Фрейд
22. В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что…
*а) существование человека предшествует его сущности
б) фундаментальной характеристикой человека является мышление
в) человек ответствен не только за себя, но и за других людей
г) причины поступков человека находятся в его социальном окружении
д) поведение человека обусловлено природными факторами
23. В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как…
а) художник
б) политическое животное
*в) творец
г) совокупность общественных отношений
д) раб Божий
24. К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии следует отнести проблему…
а) спасения
б) доказательств бытия Бога
в) свободы воли
г) существования универсалий
*д) соотношения души и тела
25. Современная концепция антропогенеза опирается на…
а) идею реинкарнации
б) антропогонические мифы
в) теорию эволюции органического мира
г) идею креационизма
*д) теорию генно-культурной коэволюции
26. Индивиды, не интегрированные полностью ни в одну культурную систему, представляют _________________ культуру.
а) массовую
*б) маргинальную
в) элитарную
г) народную
27. В регулировании поведения человека мораль опирается на...
а) достижения науки и техники
б) государственное принуждение
*в) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции
г) официально принятые письменные установления
28. «Цель оправдывает средства», – считают представители...
а) гедонизма
б) аскетизма
*в) прагматизма
г) провиденциализма
29. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в...
а) преобразовании себя и общества
*б) потустороннем мире
в) самой жизни
г) служении людям
30. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется...
а) философскими учениями
б) социальными нормами
*в) самим человеком
г) культурными традициями
31. «Наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения», – утверждают сторонники…
а) эвдемонизма
б) эгоизма
*в) гедонизма
г) волюнтаризма