Основополагающие категории человеческого бытия
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь - это, прежде всего свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть и др.Смысл жизниКаждая философская система, обосновывая определенные ценности, предлагает свою версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком своей смертности. Всё многообразие ответов на вопрос о смысле жизни можно объединить в две группы: религиозные и светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл индивидуального бытия с Богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Светская философия отрицает идею Бога, отказывается от поиска смысла в потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь надличностным, внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в самой жизни.СвободаВ целом ряде философских учений тема смысла жизни напрямую связывается с проблемой свободы. Современный человек стремится к свободе, эта ценность санкционирована нашей культурой в качестве фундаментальной. В философии, придерживающейся принципа детерминизма, свобода понимается как действие в соответствии со знанием необходимости. Свободна только субстанция, являющаяся причиной самой себя, всё остальное в мире, в том числе и человек, ограничены в своей свободе.По мнению философов-просветителей, свобода связана со способностью человека действовать в согласии с законами разума. Идея свободы, наряду с идеями Бога и бессмертия души, является регулятивной нормой разума, не имеющей познавательного значения, но заставляющей человека постоянно преодолевать границы возможного опыта. Одной из наиболее развернутых концепций свободы является философия Н. Бердяева. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. В философии экзистенциализма тема свободы становится центральной.Ничто не может указать человеку, как действовать, в мире нет знамений и предписаний, человек абсолютно свободен. Человек сам выбирает, каким ему быть, что делать, сам выбирает идеалы и ценности, сам формирует свою личность. Счастьев нравственно-философском смысле – это состояние жизни, когда человек предполагает в ней смысл, доволен ее общей направленностью, тем, как он исполняет свое предназначение. Счастье есть единство осуществления блага и связанного с этим устойчивого и глубокого радостного переживания. В зависимости от того, что является для человека смыслом жизни, ее целью и путями к ней, счастье понимается по-разному, в том числе и в различных этических учениях. Важнейшей составной счастья обычно видится чувство удовлетворенности своим индивидуальным бытием (телесно-душевной целостностью) или его перспективами. Поэтому распространено представление о том, что счастье есть реализация присущего человеку как природному существу изначального стремления к самосохранению, устранению страданий, самоутверждению, удовольствию. Любовь – это взаимное влечение мужчины и женщины, биологические инстинкты, одухотворённые и нравственно, и эстетически. О любви много размышляли философы. В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви – сердце противопоставлялось символу разума – уму. В 20 веке любовь то низводят до физиологических инстинктов, то приравнивают к ценностям эстетики и этики. ТворчествоКогда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что-то и от себя. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Вера- особый феномен сознания, неустранимый из контекста духовной культуры и личной жизни человека. Веру не следует отождествлять только с её религиозной формой. В русском языке существует слово «доверие», которое как раз и фиксирует внерелигиозный аспект веры. Доверие к себе (вера в собственные силы), доверие к другому, доверие к авторитетам, субъективная убежденность в чём-либо - именно эти феномены формируют вектор человеческой жизни, и этот вектор не обязательно должен быть направлен на сверхъестественное.Познание в науке и философии невозможно без веры. Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. У каждой культуры специфическое отношение к смерти. В Индии умершего человека сжигают на костре, и от него ничего не остаётся. В древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мёртвых. Европейские кладбища – это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни и сопровождает человека с момента его рождения. В этом смысле человек – несчастнейшее из животных. Поскольку заранее знает о будущей смерти. Но в то же время это даёт огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой своё существование.